Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 18:50, реферат
В начале XIX в. природа представлялась закономерным ходом событий в пространстве и во времени, при описании которого можно было так или иначе (практически или теоретически) абстрагироваться от воздействия человека на предмет познания. Поэтому у Ленина были основания в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) настаивать на том, что объективная реальность «отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
РЕФЕРАТ
по курсу «Философия»
«Философская и научная картина мира»
1. Категория материи и принцип объективности знания
В начале XIX в. природа представлялась закономерным ходом событий в пространстве и во времени, при описании которого можно было так или иначе (практически или теоретически) абстрагироваться от воздействия человека на предмет познания. Поэтому у Ленина были основания в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) настаивать на том, что объективная реальность «отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Однако акцент, сделанный Э. Махом и Р. Авенариусом на взаимосвязи материи и сознания, при всей некорректности их выводов был отнюдь не бесполезен в методологическом плане. Их усиленное внимание к взаимосвязи материи и сознания, объекта познания и познавательных усилий, а также средств исследования не снимало «с повестки дня» тему первичности материи. Оно указывало лишь на сложность решения этой задачи в процессе познания. Из сути самих научных проблем вытекали новые требования к научной методологии в начале XX в.
Признание материальности
мира и объективного существования
предметов и явлений
Необходимость определения степени независимости предмета исследования от субъекта познания при очевидной взаимосвязи обеих сторон.
Учет характера и степени воздействия субъекта на содержание объективных процессов.
Изображение действительности
в гносеологическом плане из одномерного
превращалось в двух- или даже трехмерное.
Существенно менялась методологическая
ориентация новой науки. Научная
революция привела к
Философские труды Ленина выполнили первую часть работы и были важны в мировоззренческом плане, но не достигли методологического уровня проблемы, да и не ставили такой задачи.
Их главная цель
была -- отстоять материализм. Следующий
этап требовал специального методологического
исследования, условия для которого
в начале XX в. еще не созрели. Но именно
позитивизм, провозгласивший себя «философией
науки», принял эстафету методологических
поисков в сфере естественных
наук. Здесь оказались уже
Лишь спустя 50 лет
после этого волнующего периода
в истории науки физики почти
точно знали,' что электрон и электромагнитное
поле -- это не просто красивые формулы,
что изменение пространства и
времени в зависимости от скорости
движения тела по отношению к наблюдателю
и т.д.-- не призрачные фантомы человеческого
восприятия реальности. Все это факты,
в значительной степени независящие
от наблюдателя, шире -- от субъекта познания.
И все же мы вынуждены допускать
эту оговорку -- почти зная, что
электрон невозможно «поймать», идентифицировать
абсолютно объективно, независимо от
прибора (а следовательно, и наблюдателя,
связанного с ним). Словом, физике удалось
с большей или меньшей
Позднее, когда это
смутное предвосхищение особенностей
науки XX в., ее отличия от классической
стало очевидностью, Э. Шредингер
по этому поводу написал: «Классическая
физика представляет тот вид стремления
к познанию природы, при котором
мы стараемся заключить об объективных
процессах, по существу исходя из наших
ощущений; поэтому мы отказываемся
здесь от учета влияний, которые
оказывают все наблюдения на наблюдаемый
объект... Квантовая механика, наоборот,
покупает возможность рассмотрения
атомных процессов путем
Порвав с традициями
классической, квантовая механика открыла
новую эру в методологии
Представление о том, что квантовая механика имеет дело с «наблюдениями», но не с объектами как таковыми, надо сказать, живо и по сей день. Многие выдающиеся физики и ныне убеждены, что уравнения движения в квантовой механике (и даже в классической) не содержат описания реальности, а являются лишь средствами для исчисления вероятности тех или иных результатов наблюдения.
Ученый, разумеется, должен исходить из того, что объект и его восприятие даже с помощью сложнейших приборов неразрывно связаны между собой. Нельзя заведомо, до полного завершения исследования сказать, что именно объективного и что субъективного есть в понимании явлений, что зависит от сознания и что не зависит от него. Реальность, с которой сталкивается он в методологическом контексте (т.е. имея дело не с готовым, сформировавшимся знанием, ас движением познания к новому), представляет собой неразрывную связь, единство объективного и субъективного. Задача ученого в том и состоит, чтобы в ходе дальнейших исследований по возможности разделить две стороны процесса познания, установить более точную форму зависимости между ними.
Чем конкретно занят
человек, пытаясь убедиться в
объективном существовании того
или иного предмета? Он занят, говоря
методологическим языком, «элиминацией»
субъекта из его знания и опыта, т.е.
исключением всего, что является
субъективным, что подвержено влиянию
личности познающего или его воздействию
на предмет теми или иными средствами,
инструментами или имеющимися у
него другими знаниями или даже предрассудками.
В научном плане процедура
довольно проста: изменяя один из параметров
восприятия, наблюдают за тем, как
изменяется и изменяется ли предмет.
Если меняется, значит, есть зависимость,
если нет -- значит, нет зависимости.
Не будем сейчас углубляться в
конкретику. Каждый даже из своего обыденного
опыта может извлечь массу
примеров проведения подобной процедуры.
Для нас важно сейчас понимание
главного: что такая элиминация в
принципе возможна во многих процессах
реального научного познания. А если
она в принципе возможна, значит,
она и реально осуществима
вопреки всем трудностям. Если она
не реализуема сейчас, то найдутся средства
и методы осуществить ее позднее.
Важно также понять, что осуществление
этой «операции» по отделению субъективного
от объективного является важным условием
познаваемости мира. В.И. Аршинов
пишет: «Отмечая роль научного эксперимента
в решении этих задач, создавая в
эксперименте устойчиво воспроизводимые
явления и процессы, конструируя
приборы для обнаружения, фиксации
и измерения их объективных характеристик,
исследователь обретает новое качество
коммуникативности своей
В своем обыденном опыте каждый человек инстинктивно проделывает эту процедуру, можно сказать, ежечасно и даже ежеминутно, руководствуясь своими знаниями об окружающих предметах и контролируя их адекватность, беря в руки интересующие его предметы, рассматривая их через лупу, ударяя молотком и т.д. В научном исследовании дело обстоит, конечно, намного сложнее, чем в быту. Принцип, однако, тот же. Решается все тот же вопрос: что именно зависит (связано, обусловливается) от сознания и что не зависит (не связано, не обусловлено) от состояния нашего сознания? Независимая сторона признается объективной, т.е. первичной (материальной), зависимая - субъективной, вторичной (идеальной).
Опыт всегда противоречив.
Это противоречие отнюдь не во всех
случаях удается «снять» на уровне
ощущений. Мы можем сравнительно легко
убедиться в том, что ложка, помещенная
в стакан с водой, все же не изгибается,
как свидетельствуют наши органы
зрения; что кошмарный сон не имеет
отношения к реальности; не составляет
особого труда, если вы не верите глазам
своим, на ощупь убедиться в том,
что существует дверь как объективная
реальность. Однако, доверяя только
чувственным данным, невозможно убедиться,
например, в том, что земля круглая
или что свет состоит из лучей
разного цвета. К. счастью, наука
за много веков своего существования
выработала такое средство ответить
на подобные вопросы, как теория и
математический аппарат. Теоретическое
знание или математические формулы
рассматриваются многими как
чисто субъективная сторона познания.
Их участие в познавательных процедурах
считается еще одним
В естествознании, таким образом, вывод об объективном существовании того или иного явления и предмета возможен только в результате длительного процесса познания благодаря достаточно длинной цепочке проб и ошибок; в конечном счете только тогда, когда нарушается привычная, устойчивая цепь данных опыта или теоретических рассуждений. Лишь сравнительно недавно завершился (окончательно или нет -- покажет будущее) длинный марафон погони за кварками. Около 30 лете момента выдвижения гипотезы физики бились над тем, чтобы она приобрела конкретные очертания и более или менее объективную интерпретацию, когда стало ясно, что многие явления и процессы в микромире (захват, слабое взаимодействие и т.д.) не могут быть объяснены в рамках «классической» теории элементарных частиц.
Таким образом, вовсе
не логический вывод из теории или
обобщение наблюдений дают доказательство
материального существования
За свою многовековую
историю ученые научились отделять
сознание, ощущения, иллюзии и другие
проявления духовной деятельности от
объективного, независимо от человека
существующего мира. И в этом смысле
мир мы считаем познаваемым. Слабость
позитивизма и некоторых
«Неразрывная связь»
материи и сознания годится и
даже необходима как исходная посылка
всякого научного исследования, но
в таком случае следующим его
шагом должно быть доказательство их
относительной независимости. Исходная
посылка частного научного исследования
в принципе может быть и иной:
независимость предмета исследования
от нашего сознания. Но в таком случае
целью более детального изучения
вопроса должно быть выяснение характера
взаимосвязи между тем и
Наша методологическая
литература интерпретирует до сих пор
эту ситуацию зачастую в ином свете:
находя в этом простое и несомненное
подтверждение принципов