Философия и мировоззрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:40, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение философии и мировоззрения и отношения между ними.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятия «философия», «мировоззрение» и «философское мировоззрение»
- определить предмет философии и его исторические интерпретации

Содержание

Введение……………………………………………………………………..стр.3
Предмет философии и его исторические интерпретации……………...стр.5
Философское мировоззрение и его исторические формы…………..…стр.9 «Мир-человек» как универсальная философско-мировоззренческая пробле-ма……………………………………………………………………...……..стр.17
Заключение………………………………………………...………...……..стр.21
Список литературы……………...………………………...………...……..стр.24

Работа содержит 1 файл

работа по философии. docx.docx

— 50.18 Кб (Скачать)

2. Мифология является самой ранней формой духовной культы людей, соответствующей стадии первобытного общества.

Появление мифов связано с особенностями  жизнедеятельности первобытного человека. В первобытном обществе жили родами и племенами. Человек как личность была растворена. Родоплеменная форма организации жизни нашла отражение в идеях представлениях.

Первобытный человек смотрел на окружающий мир через призму кровнородственных отношений. Они были более понятны для него, поэтому все явления рассматривались как полноценные члены родовой общины, поэтому они одушевлялись. Сущность мифа заключалась в переносе социально человеческих отношений на окружающий мир. В мифах окружающий мир отражается в конкретных, чувственно наглядных картинах.

3. Религия - благочестие, святыня, набожность, предмет культа. Мифология - соответствующие поведение и специфические действия (культ), который основан на вере в существование одного или нескольких богов, демонов, духов и.т.д, т.е. потустороннего мира. Появления религиозных взглядов обусловлено существованием рядов факторов:

1) гносеология - теория познания, т.е. теоретика познавательными  причинами.

2) Социальная, т.е. общественная. Общество  иерархическая система. Религия во все времена выполняла социальные функции - угнетение, подавление.

3) Психологическая .Религиозные идеи и представления помигают человеку снять стрессы, выжить в трудных ситуациях.

4. Научное мировоззрение. Логически не противоречивая система знаний человека, об объективных процессах природы и общества, дающая возможность привидения и преобразования действительности.

Наука - это форма человеческой деятельности результатом, которой  являются факты, гипотезы, законы и методы исследований. Характерной чертой научного знания является его проверяемость. ( иначе обстоит дело в религии). Все науки подразделяются на знание: эмпирическое и теоретическое. Эмпирическое знание человек получает с помощью чувств (опыт, наблюдение). Это знание о внешних сторонах объекта Теоретическое знание - знание о глубинах - существенных сторонах = явлениях окружающей действительности. Эти знания человек получает с помощью разума и имеющихся у человека способностей к логическим абстрактным обсуждениям - рассуждениям.

5. Философское  мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.

Философское мировоззрение выступает  в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Основные черты философского мировоззрения:

- концептуальная обоснованность;

- систематичность;

- универсальность;

- критичность.

 

Специфика философского мировоззрения

Философия – это теоретическая  форма деятельности, направленная на постановку, анализ и решение мировоззренческих проблем. Она вырабатывает свои специфические понятия и категории, принципы и законы, исследует познавательное, ценностное, этическое, эстетическое отношение человека к миру.  Таким образом, философия – это не только наука, но и особая форма мировоззрения, что отличает ее от частных наук. Именно поэтому   фундаментальные философские идеи (в отличие от физических, биологических и т.п. научных теорий), невозможно не только подтвердить на опыте, но и опровергнуть. Так, например, утверждения о том, что в основе всего существующего лежит духовное или материальное начало, что жизнь человека имеет некий смысл или бессмысленна, нельзя проверить экспериментальным путем.  Основные философские положения носят характер мировоззренческих постулатов (аксиом), выбор которых делается самим человеком, обуславливая, тем самым, общий характер  мировоззренческой позиции личности, жизненные цели, идеалы, поступки.

Философское мировоззрение качественно  отличается от мифологического и  религиозного  типов мировоззрений, будучи, в то же время,  теоретической  основой любой  мировоззренческой системы идей.

Мифологическое мировоззрение  – исторически первый тип понимания  природной и социальной действительности на  ранних стадиях общественного развития. Для него характерно образно-чувственное восприятие мира, очеловечивание окружающей природной среды, одушевление фрагментов космоса. В отличие от философии, мифологическому мышлению свойственно неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, пространственных и временных отношений и т.п. В мифологических представлениях отсутствовало понятие  об естественных причинно-следственных связях, стирались грани между чудом и повседневностью, живым и неживым, духом и материей. В качестве нерасчлененного, синкретического единства первобытная мифология включала в себя зачатки религии, философии, нравственности, искусства, политических теорий, которые обрели самостоятельность в классовом обществе в результате  распада мифологического мировосприятия.

Религиозное мировоззрение базируется на вере в сверхъестественное. Это вера в особый мир (существа, сущности, взаимосвязи), где не действуют законы природы, но который может вмешиваться в процессы реальной действительности и с которым человек может установить контакт. Представления о сверхъестественном встречаются и в философии («мир идей» Платона, «мировая Воля» А.Шопенгауэра и т.п.).  Религию отличает, во-первых,  феномен слепой бездоказательной  веры  и, во-вторых,  поклонение сверхъестественному (культовые действия  - молитвы, обряды и пр.). Кроме того, в религиозном миропонимании, как и в мифологическом, сильно чувственно-образное, эмоциональное начало, в то время как философия базируется на рационально-логическом, теоретическом объяснении мира с использованием научного категориального аппарата (причина и следствие, сущность и явления и пр.). Вместе с тем, многие мировоззренческие проблемы (сущность мира, смысл жизни и назначение человека) являются для философии и религии общими, что и обеспечило в истории культуры их тесную взаимосвязь (особенно – в религиозной философии) и конкурентную борьбу за умы людей.

Мировоззрение, в том числе и  философское, связано с наукой. В  зависимости от степени наличия в нем научных представлений, мировоззрение может быть оценено как научное или ненаучное. Однако, любая философская система (научная, ненаучная, религиозная) ставит основные мировоззренческие вопросы как теоретические, то есть с позиций рациональной оценки, используя понятия, категории и методы, присущие научному мышлению, систематизируя и логически обобщая всю совокупность результатов интеллектуального, эмоционального и практического постижения мира и человека. Хотя философ, в отличие от ученого, никогда не довольствуется объективной научной картиной мира, «вписывая» в нее свое, субъективное понимание смысла мироздания, сущности жизни человека и его назначения в мире.

С одной  стороны, философия – это высокий  теоретический уровень мировоззрения, где само мировоззрение выступает в форме знания и носит систематизированный упорядоченный характер. Но с другой стороны, учитывая, что понятие мировоззрения охватывает гораздо более широкий спектр явлений, можно считать, что философия – это часть (или одна из форм) мировоззрения (хотя несомненно, одна из самых теоретически продуманных). К числу других важнейших форм мировоззрения относят мифологическое и религиозное.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. На самой ранней стадии общественного развития человечество в форме мифов. то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на глобальные вопросы происхождения и устройства мироздания в целом, выразить представления о возникновении наиболее важных явлений природы, жизни животных и людей. Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. По мере формирования культовой системы, то есть системы обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным, абсолютным, вечным – формировалось и религиозное мировоззрение. Оно помогало человеку вырваться из сферы преходящего, временного – в сферу идеального, абсолютного, вечного (трансцендентного), придавало устойчивость человеческому бытию, смысл человеческой жизни.

Философия выросла на основе этих двух предшествующих форм мировоззрения, но она подразумевает, как мы уже говорили, более высокий уровень теоретической рефлексии.

Иногда говорят  о такой разновидности мировоззрения, как научное мировоззрение. Считается, что в наше время такое мировоззрение наиболее распространено, благодаря всеобщему образованию, в котором основное место уделяется наукам. Точнее было бы говорить все-таки о естественнонаучной картине мира или научно-ориентированном (сциентистском) философском мировоззрении, в котором основное внимание уделяется научным, рациональным способам постижения мира и оценки его явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. «Мир-человек» как универсальная философско-мировоззренческая проблема

 

Мир един и многообразен – в  мире нет ничего, кроме движущейся материи. Не существует никакого другого  мира, кроме мира бесконечной материи, движущейся во времени и пространстве. Материальный мир, природа – это бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Это неорганическая природа, органический мир, общество во всем их неисчерпаемом богатстве и многообразии. Многообразие мира заключается в качественном различии материальных вещей и процессов, в многообразии форм движения материи. Вместе с тем качественное разнообразие мира, многообразие форм материального движения существует в единстве. Действительное единство мира состоит в его материальности. Единство мира и его разнообразие находятся в диалектическом соотношении, они внутренне и неразрывно связаны между собой, единая материя не существует иначе, как в качественно многообразных формах, все многообразие мира – это многообразие форм единой материи, единого материального мира. Все данные науки и практики убедительно подтверждают единство материального мира.

   Философия - теоретически  сформулированное мировоззрение.  Это система самых общих взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому при определении философии употребляются понятия теоретическое мировоззрение, система взглядов.

   На фоне стихийно возникавших  (житейских, мифологических) форм  миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» - формирование картины мира, универсума и, с другой стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Человека отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, испытывать чувство долга, укоры совести и т.д. Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.

Возьмем к примеру вопрос о человеческой свободе. На первый взгляд он касается только человека. Но он предполагает также понимания не зависящих от человеческой воли природных процессов и реалий общественной жизни, с которыми люди не могут не считаться.

   Философское мировоззрение  как бы биполярно: его смысловые  «узлы» – мир и человек.  Для философского мышления существенно  не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.

Эта большая многоплановая проблема «мир – человек», по сути, выступает  как универсальная и может  рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически  любой философской проблемы. Вот  почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об отношении сознания к бытию, или, другими словами, об отношении идеального к материальному. Когда мы говорим о сознании, идеальном, то имеем в виду не что иное, как наши мысли, переживания, чувства. Когда же речь идет о бытии, материальном, то сюда относится все то, что существует объективно, независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления и процессы, совершающиеся в природе и обществе. В философском понимании идеальное (сознание) и материальное (бытие) являются самыми широкими научными понятиями (категориями), которые отражают наиболее общие и вместе с тем противоположные свойства предметов, явлений и процессов мира.

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

При рассмотрении основного вопроса  философии очень важно различать  две его стороны. Во-первых, что  является первичным – идеальное  или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

Решая основной вопрос, философы разделились  на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии – дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Информация о работе Философия и мировоззрение