Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:40, контрольная работа
Целью работы является изучение философии и мировоззрения и отношения между ними.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятия «философия», «мировоззрение» и «философское мировоззрение»
- определить предмет философии и его исторические интерпретации
Введение……………………………………………………………………..стр.3
Предмет философии и его исторические интерпретации……………...стр.5
Философское мировоззрение и его исторические формы…………..…стр.9 «Мир-человек» как универсальная философско-мировоззренческая пробле-ма……………………………………………………………………...……..стр.17
Заключение………………………………………………...………...……..стр.21
Список литературы……………...………………………...………...……..стр.24
Содержание
Введение…………………………………………………………
Предмет философии и его исторические интерпретации……………...стр.5
Философское мировоззрение и его
исторические формы…………..…стр.9 «Мир-человек»
как универсальная философско-мировоззренческая
проблема…………………………………………………………
Заключение………………………………………………..
Список литературы……………...……………
Введение
В системе чрезвычайно
Слово «философия» – греческого
происхождения и буквально
Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных классов. В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии. В VММ-VМ вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия. XV-XVМ века знаменуют собой начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли, великие географические и астрономические открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения, опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника, Галилея, Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед.
Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии.
Целью работы является изучение философии и мировоззрения и отношения между ними.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятия «философия»,
«мировоззрение» и «
- определить предмет философии и его исторические интерпретации
- выявить исторические формы философского мировоззрения
- исследовать систему «мир-человек» как универсальную философско-мировоззренческую проблему.
1. Предмет философии
и его исторические
Философия — форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео — любовь и софия — мудрость).
На протяжении длительной истории своего развития философия постепенно обретала свой собственный предмет исследования, выявляя круг специфичных для нее проблем. Часть вопросов, которыми занимались философы, вычленялась в самостоятельные области знания, и на этой основе формировались конкретные науки – математика, астрономия, медицина, механика и пр. Несмотря на то, что многие философы были одновременно и естествоиспытателями и часто включали в свои учения конкретный естественнонаучный материал, философия с самого начала складывалась как наука о всеобщих закономерностях познания, мышления и бытия.
Любая конкретная наука – и естественная, и гуманитарная имеет в качестве основного предмета своего изучения ту или иную область объективной реальности (химия – химические процессы и закономерности, экономика – экономические и т.п.), в то время как философия ориентирована на выработку обобщенной системы взглядов на мир и место в нем человека. Поэтому предметом философии является все сущее, все смысловые обобщения частных наук, объединенные во всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и мышления.
Структура философского знания
В ходе развития философии в ней исторически складываются различные области исследований, каждая из которых охватывает определенные проблемы. Со временем эти области исследований превратились в разделы философского знания – «философские науки». К ним в первую очередь относятся:
- онтология (греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии, исследующее основные принципы бытия, определяющие устройство мира;
- гносеология (греч. gnosis – знание, познание) – учение о познании, теория познания, изучающая общие принципы, формы и методы человеческого познания;
- аксиология (греч. axia – ценность) – учение о ценностях, исследование того, что люди ценят (например, добро, красоту, справедливость и т.п.);
- логика – философская наука
о методах и способах
- этика (греч. ethos – обычай) – теория морали, изучающая ее возникновение, сущность, нравственные категории;
- эстетика (греч. aisthetikos – чувственный, чувствующий) – наука об эстетическом отношении человека к миру, о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе, в жизни;
- социальная философия – наука,
изучающая закономерности
- философская антропология – учение о сущности человека, его месте и роли в мироздании, смысле человеческого бытия;
- философия истории – наука,
изучающая общие принципы
Практически все указанные разделы
философского знания появились еще
в древнегреческой философии. В
ходе дальнейшего развития возникли
и другие философские науки: философия
религии, философия культуры, философия
права, философия науки, философия
техники, философия физики и т.п.
– то есть теоретические исследования,
в которых анализируются
Важную роль в составе философского знания занимает история философии. Нельзя разобраться в философии, не изучая истории философских школ и концепций; можно даже сказать, что философия и история философии – это в некотором смысле одно и то же.
Сегодня говорят также о философии творчества, философии рынка, философии денег и т.д. Подобного рода «частные философии» возникают тогда, когда возникает потребность разобраться в предельных основаниях какой-либо формы человеческой деятельности. Таким образом, процесс образования отдельных философских дисциплин продолжается и в наши дни.
Следует учесть, что долгое время
предмет философии многими
В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики.
Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.
2. Философское мировоззрение и его исторические формы
Мировоззрение - это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов - знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:
1. Познавательный компонент.
2. Ценностно-нормативный
3. Эмоционально-волевой
4. Практический компонент.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Исторические типы мировоззрения:
1. Обыденное мировоззрение. Это простейший вид мировоззрения. Формируется за счет наблюдения над природой, трудовой деятельности, участие в жизни коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм досуга, существующей материальной и духовной культуры. Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты, которые подвержены сильному влиянию на иных видов мировоззрения. По этой причине обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми. По этому признаку можно делить людей на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов, людей доброй и людей злой воли. Обыденное мировоззрение имеет много недостатков. Важнейшие из них – неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний входящих в состав обыденного мировоззрения. Обыденное мировоззрение является основой формирования более сложных видов мировоззрения.