Философия и мировоззрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:40, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение философии и мировоззрения и отношения между ними.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятия «философия», «мировоззрение» и «философское мировоззрение»
- определить предмет философии и его исторические интерпретации

Содержание

Введение……………………………………………………………………..стр.3
Предмет философии и его исторические интерпретации……………...стр.5
Философское мировоззрение и его исторические формы…………..…стр.9 «Мир-человек» как универсальная философско-мировоззренческая пробле-ма……………………………………………………………………...……..стр.17
Заключение………………………………………………...………...……..стр.21
Список литературы……………...………………………...………...……..стр.24

Работа содержит 1 файл

работа по философии. docx.docx

— 50.18 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..стр.3

 Предмет философии и его исторические интерпретации……………...стр.5

 Философское мировоззрение и его исторические формы…………..…стр.9 «Мир-человек» как универсальная философско-мировоззренческая проблема……………………………………………………………………...……..стр.17

Заключение………………………………………………...………...……..стр.21

Список литературы……………...………………………...………...……..стр.24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В системе чрезвычайно разнообразных  знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись  в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия  представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

Борьба между материализмом  и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего  многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма  выражалась борьба прогрессивных классов  общества против реакционных классов. В древнейшие времена философия  существовала в Китае и в Индии. В VММ-VМ вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия. XV-XVМ века знаменуют собой начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли, великие географические и астрономические открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения, опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника, Галилея, Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед.

Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии.

Целью работы является изучение философии  и мировоззрения и отношения  между ними.

В соответствии с поставленной целью  необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятия «философия»,  «мировоззрение» и «философское  мировоззрение»

- определить предмет философии и его исторические интерпретации

- выявить исторические формы философского мировоззрения

- исследовать систему «мир-человек» как универсальную философско-мировоззренческую проблему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Предмет философии  и его исторические интерпретации

 

Философия — форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и  решение коренных мировоззренческих  вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео — любовь и софия — мудрость).

На протяжении длительной истории  своего развития философия постепенно обретала свой собственный предмет  исследования, выявляя круг специфичных  для нее проблем. Часть вопросов, которыми занимались философы,  вычленялась в самостоятельные области знания,  и на этой основе формировались конкретные науки – математика, астрономия, медицина, механика и пр.  Несмотря на то, что многие философы были одновременно и естествоиспытателями и часто включали в свои учения конкретный естественнонаучный материал, философия с самого начала складывалась как наука о всеобщих закономерностях познания, мышления и бытия.

Любая конкретная наука – и естественная, и гуманитарная  имеет в качестве основного предмета своего изучения ту или иную область объективной  реальности (химия  – химические процессы и закономерности, экономика – экономические и т.п.), в то время как философия ориентирована на выработку обобщенной системы взглядов на мир и место в нем человека. Поэтому предметом философии является все сущее, все смысловые обобщения частных наук, объединенные во всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и мышления.

 

Структура философского знания

В ходе развития философии в ней  исторически складываются различные  области исследований, каждая из которых охватывает определенные проблемы. Со временем эти области исследований  превратились в разделы философского знания – «философские науки». К ним в первую очередь относятся:

- онтология (греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии, исследующее основные принципы бытия, определяющие устройство мира;

- гносеология (греч. gnosis – знание, познание) – учение о познании, теория познания, изучающая общие принципы, формы и методы человеческого познания;

- аксиология (греч. axia – ценность) – учение о ценностях, исследование  того, что люди ценят (например, добро, красоту, справедливость и т.п.);

- логика – философская наука  о методах и способах рационального  мышления;

- этика (греч. ethos – обычай) – теория морали, изучающая ее возникновение, сущность, нравственные категории;

- эстетика (греч. aisthetikos – чувственный, чувствующий) – наука об эстетическом отношении человека к миру, о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе, в жизни;

- социальная философия – наука,  изучающая закономерности возникновения, функционирования  и развития общества, его взаимосвязь с природой, с человеческой деятельностью;

- философская антропология –  учение о сущности человека, его  месте и роли в мироздании, смысле человеческого бытия;

- философия истории – наука,  изучающая общие принципы объяснения  исторического процесса и исторического познания.

Практически все указанные разделы  философского знания появились еще  в древнегреческой философии. В  ходе дальнейшего развития возникли и другие философские науки:  философия  религии, философия культуры, философия  права, философия науки, философия  техники, философия физики и т.п. – то есть теоретические исследования, в которых анализируются основные идеи, понятия и принципы какой-либо сферы человеческой жизни и деятельности.

Важную роль в составе философского знания занимает история философии. Нельзя разобраться в философии, не изучая   истории философских  школ и концепций; можно даже сказать, что философия и история философии – это в некотором смысле одно и то же.

 Сегодня говорят также о  философии творчества, философии  рынка, философии денег и т.д. Подобного рода «частные философии» возникают тогда, когда возникает потребность разобраться в предельных основаниях какой-либо формы человеческой деятельности. Таким образом, процесс образования отдельных философских дисциплин продолжается и в наши дни.

Следует учесть, что долгое время  предмет философии многими учеными  отождествлялся с предметом науки  вообще, а знания, содержащиеся в  рамках отдельных наук, рассматривались  как компоненты философии. Такая  ситуация сохранялась вплоть до ХVIII в. Однако на передний план философствования разные мыслители выделяли те грани предмета философии, которые были для них объектом первоочередного интереса. Нередко отдельные мыслители ограничивали предмет философского исследования лишь некоторыми, казавшимися им наиболее существенными частями. Иными словами, надо иметь в виду, что предмет философии, как и представления о нем формируется с развитием научного знания, т. е. сведения о нем складываются в ходе преобразования самой философии. Например, из истории философии известно, что в качестве предмета философии для первых древнегреческих философов выступал природный мир, позднее для Аристотеля в этом качестве выступил весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии главным образом очерчен кругом проблем, относящихся к человеку в мире. Христианские философы средневековья предмет философии сводили к взаимосвязи между человеком и Богом. В Новое время на передний план в структуре предмета философии выдвигаются проблемы познания, методологии. В эпоху просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всем множеством его отношений. В ХIХ — ХХ вв. многообразию школ и представлений в мировой философии соответствует и богатство представлений о характере ее предмета. В наши дни в качестве предмета философских размышлений выступает природный и социальный мир, а также человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей. Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире. При этом современная философия свои выводы основывает на обобщении данных частных наук.

В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как  возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики.

Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся  совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Философское мировоззрение  и его исторические формы

 

Мировоззрение - это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного  и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов - знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1. Познавательный компонент. Базируется  на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

2. Ценностно-нормативный компонент.  Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные  действия и т. д. Одно из  главных назначений мировоззрения  состоит не только в том,  чтобы человек опирался на  какие-то общественные знания, но  и в том, чтобы он мог руководствоваться  определенными общественными регуляторами. Ценность - это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь - это главная ценность человека, безопасность человека - это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.

3. Эмоционально-волевой компонент.  Для того чтобы знания, ценности  и нормы реализовывались в  практических поступках и действиях,  необходимо их эмоционально-волевое  освоение, превращение в личные  взгляды, убеждения, верования,  а также выработка определенной  психологической установки на  готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

4. Практический компонент. Мировоззрение  - это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения. На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Исторически первой формой мировоззрения  является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

 

Исторические типы мировоззрения:

  • обыденное
  • мифологическое,
  • религиозное,
  • научное,
  • философское

1. Обыденное  мировоззрение. Это простейший вид мировоззрения. Формируется за счет наблюдения над природой, трудовой деятельности, участие в жизни коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм досуга, существующей материальной и духовной культуры. Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты, которые подвержены сильному влиянию на иных видов мировоззрения. По этой причине обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми. По этому признаку можно делить людей на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов, людей доброй и людей злой воли. Обыденное мировоззрение имеет много недостатков. Важнейшие из них – неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний входящих в состав обыденного мировоззрения. Обыденное мировоззрение является основой формирования более сложных видов мировоззрения.

Информация о работе Философия и мировоззрение