Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:54, контрольная работа
Взгляды философии Нового времени развивались в рамках французского Просвещения XVIII в. В это время образование обретает более демократичный характер, перестает быть элементарным занятием; развитие производства, буржуазных отношений приводит к усилению роли науки, знания в обществе, ослабляется значение церкви, которая консервирует традиционную культуру. В социальном отношении философия Нового времени ориентировала людей на земной образ жизни, целью которого были личная польза, успех, счастье, комфорт, поэтому теории того времени исходили из конкретно-практичных установок, предписывающих ликвидацию феодализма, сословных барьеров и расширение прав.
Введение……………………………………………………………….
1.Социально-политические условия культуры и философия Нового времени. Наукоцентризм…………………………………..
2.Методология научного познания, полемика эмпиризма и рационализма………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………
Список использованных источников……………………………….
Проблема метода истинного познания повлекла за собой ряд вопросов, касающихся природы, источника и структуры познавательного процесса. В решении этих вопросов в новоевропейской философии сложились два основных направления: эмпирико-сенсуалистическое и рационалистическое.
В качестве целостной гносеологической программы эмпиризм оформился в конце XVII – начале XVIII в., его основоположником считается Ф. Бэкон. Материалистический эмпиризм утверждал, что опыт отражает в познании объективно существующие вещи, воздействующие на органы чувств человека (Ф. Бэкон, Д. Локк, Э. Б. де Кондильяк, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, Ж. О. де Ламетри). В отличие от него субъективно-идеалистический эмпиризм признавал единственной реальностью субъективный опыт индивида, в результате данное направление столкнулось с парадоксами скептицизма и солипсизма Д. Беркли, Д. Юм. Английский философ Т. Гоббс так определил основной принцип сенсуализма: «нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущения». Таким образом, эмпирико-сенсуалистическая гносеология исходила из признания чувственного опыта единственным и определяющим источником наших знаний о действительности.
Рационализм в противоположность эмпиризму признавал интеллект, а не чувства, основой знаний и поведения людей (Р. Декарт, Мальбранш, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Его представители утверждали, что достоверное научное познание достижимо лишь посредством разума – единственного источника и критерия истины. Основоположником новоевропейского рационализма стал Р. Декарт, который сформулировал его важнейшую идею – cogito ergo sum (« мыслю, следовательно, существую»), положив в основу философии принцип очевидности и автономии рационально мыслящего и самосознающего субъекта [1, с.80].
Эмпирики преувеличивали роль чувственного познания, недооценивали теорию рационального познания. Декарт учил, что человек живет пока мыслит, пока познает мир, что человек рождается уже с готовыми представлениями о мире, и в ходе жизни лишь получает дополнительные знания о нем. Бекон, исходя из принципа пользы как основы существования человека, считал науку главным инструментом познания, обеспечивающим власть над природой и ставил перед наукой задачи: выявить причины заблуждения в ходе познания природы и преодоление заблуждений. Эти причины находил в предубеждениях, которые называл идолами сознания:
1. Идолы рода, вытекающие из ограниченности ума и чувств;
2. Идолы пещеры, заставляющие воспринимать мир индивидуально, без помощи других;
3. Идолы рынка, которые искажают восприятия объекта вследствие иных мнений;
4. Идолы театра, каждая философская система сравнима с пьесой, которая полна вымысла, люди склонны доверять вымыслу, впадая в заблуждение.
Идолы рода и пещеры устраняются посредством проверки. Идолы рынка и театра, которые преобразуются посредством разума вследствие доверия к авторитету (церковь, политики), преодолеваются борьбой против авторитета, поэтому он призывал не доверять ни религии, ни церкви, ни мнениям общества, а полагаться только на науку. Само научное познание происходит при использовании метода индукции (наведения), путем рассуждения от частичного к общему с помощью чувств. Сбор фактов (фиксация признаков), сопоставление их и анализ. Напротив, дедуктивный метод как единичный метод познания развивал Декарт, который опирался на рациональный метод познания, считал, что опыта мало и познать нужно либо с помощью интуиции, сомневаясь во всем, либо через дедукцию, идя от общего к частному, следуя математическим расчетам и формулам. Именно Декарт, вслед за Да Винчи, привнес в науку и искусство формальные точные методы познания действительности, исключающие эмоциональность и чувствительность.
Спиноза относился к рационалистам, но полагавшим, что познание сочетает в себе чувственное восприятие и рассудок. Чувственные восприятия находятся на низкой ступени, а рассудок является абсолютным (высшим). Спиноза родился в Португалии, жил в Испании, воспитывался в синагоге, подвергал критике идею Бога с детства, за это его преследовали. Он бежал, но все равно продолжал развивать свою концепцию. Субстанция мира состоит из самого Бога, этот Бог не определен и абстрактен, и полностью сливается с природой, при этом Бог не является творцом, а только рождает из себя мир. Центральными признаками субстанции выступает атрибут и модус. Атрибут – главное свойство субстанции и их очень много, но важных только два: протяженность и мышление. Протяженность указывает на физические параметры вещей. Мышление позволяет человеку познать субстанцию, установить связь с ней.
Таким образом, в новоевропейском рационализме научное познание уподоблялось конструированию гигантского механизма, состоящего из простейших элементов – ясных и отчетливых идей, которые интеллектуальная интуиция усматривает в человеческом разуме. Инструмент такого конструирования – рационалистический метод. Именно он должен вывести науку за узкие рамки кустарного промысла и превратить в организованное, планомерное производство новых знаний, столь необходимых молодой капиталистической промышленности.
Заключение
XVI - XVII века - время, обозначившее крупные перемены в жизни Европы. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении - все это нашло свое отражение в новой проблематике и стиле философии. Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли, стала научная революция, благодаря открытиям Н.Коперника, И. Кеплеpa, Тихо де Браге, Г. Галилея и И.Ньютона. Новый духовный мир с иным местоположением самого человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу выстраивался и обживался людьми с трудом, в конфликтах и столкновениях. Освобождение от власти прежних традициq требовало мужества, усилий и значительного времени. Прошлое сказывалось и на тех, кто прокладывал пути в этот новый мир.
Основу науки Нового времени составляло убеждение в том, что все природные процессы полностью подчиняются механическим законам. Если античные ученые и философы, рассматривая природные явления, проводили аналогию между природой и живым организмом, то, с точки зрения ученых и философов XVI-ХVII вв., природа представляет из себя огромную машину. Механицизм научного мышления весьма тесно связан с тем типом производительных сил общества и социальных отношений, которые энергично утверждались в передовых странах Западной Европы. Достижения естественных наук были связаны с опытно-экспериментальными знаниями: создание часов, микроскопов, телескопов. Наукоцентризм – это главная черта развития философии и культуры Нового времени.
Под влиянием точных наук в философии сложилась механическая и материальная картина мира. Механическая, т.к. в ее рамках природа – это огромный механизм, ритмично функционирующий по внутренним присущим законам. Материальная, т.к. все явления природы объясняются непрерывным движением, сцеплением и взаимным превращением мельчайших частиц, подчиняющихся механическим законам.
Основной целью естествознание и философия провозглашали увеличение власти человека над природой. В рамках достижения цели для философии выдвигалась задача:
1) создать и обосновать научные методы познания
2) построить общую целую и взаимосвязанную систему знаний о мире через обобщение данных естественных наук.
Методы и приемы науки должны отвечать подлинным ее целям - обеспечению благополучия и достоинства человека. Характерна эволюция просветительского миропонимания, выразившаяся в отношении к человеку.
На первый план выходит теория познания. В решение поставленных задач мыслители разделились на следующие направления: эмпиризм и рационализм.
Список использованных источников
1. История философии: Учебник / Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич. – Мн.: Новое знание, – 2001, – 792 с.
2. Мартынов М.И. Философия: курс интенс. подготовки / М.И. Мартынов, Л.Г. Кравченко. – Мн.: ТетраСистемс, 2007 – 320с.
3. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984. – 328 с. С. 36.
4. Философия учебно-методический комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ/ под ред. проф. А.И. Зеленкова, Мн: БГУ, 2002 – 360с. С.76-80
5. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений. – Т. 1. М.: Наука, 1991. – 768 с.
6. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, дополненное: Учебное пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 200 – 608с.
16