Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:16, реферат
Познание мира и своего личного бытия люди осуществляют на двух основных уровнях – повседневном (обыденном) и теоретическом. Теоретическое познание связано с выходом за пределы чувственного опыта, проникновением в сущность предметов и явлений, открытием закономерных связей и отношений. Самой древней формой теоретического познания и мышления является философия.
Стоит только памятовать об этом первичном и основном бытии, сосредоточиться на нем и именно в нем видеть последний критерий знания, чтобы все соотношение, которое с первого взгляда кажется запутанным и почти неразрешимым, стало — по крайней мере, в принципе — до самоочевидности ясным. Существуют не две истины, а только одна — и она там, где есть максимальная полнота и конкретность. Как бы отлично ни было лично-религиозное отношение к Богу от познавательного отношения к Нему в философии, какие бы различия мы ни находили между религиозным и философским интересом,— все эти отношения устанавливаются в пределах одной и той же последней реальности, которая предстоит духовному взору личности и остается сама собой, все равно, выражается ли она в непосредственном религиозном переживании или в о посредственной системе логических понятий. Главное все же в том, чтобы иметь живой опыт самой реальности. Лишь там, где религия принимает догматы веры не за символические и таинственные обозначения божественной природы, а за законченные и исчерпывающие адекватные Его раскрытия, превращая их тем в односторонние логические определения, или где философия мнит в отвлеченной системе готовых формул определить до конца последние глубины реальности,— лишь там возможны — и даже неизбежны — конфликты между философией и религией. Внутренняя связь и интимное сродство философии и религии были больше всего затуманены наивно-дерзновенными попытками рационализации догматов веры, компрометирующими и философию и религию. Таинственные и многозначительные религиозные интуиции — плод духовного опыта религиозных гениев и соборного религиозного сознания,— почти недоступные по своей глубине неискушенному опыту среднего человека, обсуждаются иногда — и при их обосновании, и при их опровержении — как простые истины, значение которых доступно здравому смыслу и может быть установлено простейшим логическим анализом. Жалка та мудрость, которая в невежественном самомнении опровергает догмат Троицы на том простом основании, что единица не равна трем; но немного философской мудрости и в дерзновенной попытке, не проникнув опытно в эту тайну, мнимым образом “доказать” ее логически, путем отвлеченного анализа бедной содержанием и бесформенной общей идеи Божества. Напротив, чем глубже и подлиннее философское знание, тем более оно склонно к смирению, к признанию сократова положения, что источник знания есть сознание своего неведения.
Философское знание по своим достижениям
необходимо отстает от достижений непосредственного
религиозного проникновения в глубины
бытия. На это есть существенные основания,
коренящиеся в самой природе обеих духовных
деятельностей. Прежде всего, религиозная
вера, будучи живым, непосредственным
ощущением и переживанием Божества, не
нуждается для своих достижений в тяжкой
умственной работе рационального разъяснения
и обоснования своих истин. Кроме того,
хотя религия, как указано выше, и содержит
необходимо, в качестве своей основной
опорной точки, момент непосредственного
личного усмотрения истинности, она совсем
не нуждается в том, чтобы это непосредственное
усмотрение распространялось на все содержание
религиозной веры. Напротив, для нее характерно,
что этот момент непосредственной очевидности
присущ восприятию правдивости, безусловной
истинности источника откровения — будет
ли то самое Божество или тот или иной
посредник между Богом и человеком,— в
силу чего содержание откровения приобретает
косвенную достоверность истины, сообщенную
самоочевидно достоверным свидетелем.
Поэтому-то достоянием личной веры может
быть — и даже необходимо бывает — содержание
соборного религиозного опыта, со всеми
входящими в его состав достижениями религиозных
гениев. Этим достигается возможность
полноты, богатства и глубины религиозного
откровения, совершенно недостижимые
для философского знания. Ибо хотя философскому
знанию не поставлено здесь никаких принципиальных
преград и открыта возможность бесконечных
достижений, однако требуемое природой
философского знания логическое единство
содержания делает для него практически
невозможным использование в одной системе
всей полноты религиозного опыта человечества.
Лишь полнота и многообразие всех философских
достижений человеческой мысли в принципе
может стать на уровне его религиозных
достижений - но эта полнота может быть
дана только духовно-исторической интуиции,
но не выражена адекватно в какой-либо
единой системе. Философская система,
пытающаяся выразить и логически фиксировать
весь религиозный опыт человечества, есть
замысел, аналогичный попытке начертить
географическую карту, на которой было
бы отмечено все многообразие географической
реальности. И здесь, с иной стороны, мы
снова убеждаемся, что правильное соотношение
между религией и философией возможно
лишь на почве того “умудренного неведения”
(docta ignorantia), которое есть самый зрелый
плод истинного просвещения. Подлинно
.философское умонастроение по своей волевой
структуре совпадает с религиозным умонастроением:
в обеих — вопреки поверхностному мнению,
которому это представляется невозможным,—
смирение сочетается с дерзновением творчества,
и притом не так, что каждая из этих волевых
тенденций сдерживает и ограничивает
другую, а так, что каждая из них, напротив,
питает и укрепляет другую.
Список
использованной литературы
1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М.: Проспект, 1999.
2.Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. - М., 1976. - т. 1.
3.Ильин В.В. Философия. - М.: Академический проект, 1999. - т. 1.
4.Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.
5.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.
6.Любутин К.Н. Человек в философском измерении. - Свердловск, 1991.
7.Вундт В. Введение в философию. — М.: Добросвет, 1998.
8.Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. — М., 2000.
9.Доброхотов А. Л. Введение в философию. — М., 1995.
10.Ясперс К.
Введение в философию. — Минск,
2000.
Казанский
Государственный
Контрольная
работа № 1
по философии
студента заочного
отделения
экономического
факультета
группа №
3183-51
Ф.И.О. Постаромова
Ирина Павловна
№ шифра студенческого билета 308671
вариант № 1