Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:16, реферат
Познание мира и своего личного бытия люди осуществляют на двух основных уровнях – повседневном (обыденном) и теоретическом. Теоретическое познание связано с выходом за пределы чувственного опыта, проникновением в сущность предметов и явлений, открытием закономерных связей и отношений. Самой древней формой теоретического познания и мышления является философия.
Уже у первых "физиков" философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. И хотя в качестве начала каждый из них предлагает свое, однако само требование восходить к началам и из них объяснять устройство космоса, человека, познания - это требование в основном сохраняется у большинства греческих мыслителей.
В этом подходе сказалась специфика древнегреческой философии, ее интерес к проблемам онтологии. Ее центральный мотив - выяснить, что действительно есть, т.е. пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим.
Освобождение от метафоричности мышления, характерной для ранних натурфилософов, предполагало переход от знания, обремененного чувственными образами, к знанию, оперирующему понятиями. Этот переход осуществляется постепенно. Один из этапов здесь - учение пифагорейцев, последователей Пифагора, жившего во второй половине VI-V в. до н.э.
Первоначальное пифагорейство возникло
как религиозная община, созданная ее
основателем - Пифагором - с целью спасения
души; однако в отличие от других религиозных
общин-орфиков, позднее - христиан, пифагорейское
братство одно из важнейших средств спасения
- наряду с аскетической и ритуальной практикой
- видело в научно-теоретической деятельности.
В результате занятие науками, особенно
математикой, получило нравственно-религиозный
ореол, какого оно ранее не имело ни на
Древнем Востоке, ни в самой Элладе. Видимо,
это обстоятельство сыграло немаловажную
роль в становлении математики как теоретической
науки, а такой она стала именно в Древней
Греции, и значение пифагорейской школы
в этом процессе становления греческой
математики трудно переоценить.
Философия
и мифология.
Через понятие сакрального философия сопоставима также с мифом, мифологическим сознанием. Мифологическое сознание является особой формой религиозного сознания, самым ранним религиозным сознанием. Но в отличие от существующих ныне монотеистических религий, противопоставляющих творца и творение, такое сознание смешивает земное и сакральное и является политеистическим.
Природа мифа и сущность мифологического сознания. Что такое миф, мифология, мифологическое сознание? Исходное значение слова «миф» – предание, сказание, былина. Как особый феномен истории и культуры миф – это главный структурный элемент мифологии – такой формы общественного сознания, которая характеризует понимание природной и социальной реальности на ранних стадиях развития человечества, понимание являющееся символически-чудесным.
Обыденное понимание мифа – древняя «сказка», чаще античная или библейская, реже принадлежащая тому или иному этносу. Но это поверхностно-школьное понимание. Миф и его содержание не менее реальны, чем научные теории. Мифологическое сознание – законная «прародина» философского и научного знания.
Мифология – не просто совокупность древних «сказок». Это реализация своеобразной «логики», не теоретической, а поведенческой. Структура и связь мифов не хаотична и случайна, а глубоко обоснована и укоренена в человеке. Миф, вместе с обрядом создает для человека древности понятные и образно осязаемые правила жизни: эмоциональной, мыслительной, коммуникативной. Благодаря мифу человек получает прямые жизненные предписания, необходимые в мире чудесных, могущественных и непонятных для него стихий и сил природы.
Миф возникает и распространяется как
глубоко запечатленное в языке своеобразное
«знание» об этих силах. Знание «чудесное»
и глубоко лично прочувствованное. По
словам А.Ф. Лосева «миф есть в словах данная
чудесная личностная история».
Философия
и религия.
Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии — на интеллектуальное постижение.
Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии — мысль и знание. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии.
Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя»
Философия и религия.
Философия и религия имеют совершенно различные задачи и суть различные по существу формы духовной деятельности. Религия есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости. Философия есть, по существу, совершенно независимое от каких-либо личных интересов высшее, завершающее постижение бытия и жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы. Но эти, по существу, разнородные формы духовной жизни совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект — на Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога. Конечно, отвлеченно рассуждая, возможно представить себе и обратное соотношение — именно совершенное расхождение путей осуществления обеих задач. Где, как, например, в буддизме, личное спасение отыскивается не на пути общения с Богом и где, с другой стороны, разум тщится постигнуть жизнь и мир не из его вечной и абсолютной первоосновы,— там между религией и философией не ничего общего; они не то что противоречат одна другой, они в это) случае так же не соприкасаются между собой, как, скажем, музыка и химический анализ. Но все дело именно в том, что такие, совершенно расходящиеся пути суть и для религии, и для философии пути мнимые, не Приводящие к цели, и что, наоборот, подлинное осуществление задач и той и другой возможно только на путях, ведущих к одной и той же цели — к Богу. В отношении религии это утверждение не требует, конечно, особого доказательства; мы можем здесь спокойно предоставить отдельным парадоксалистам труд, вопреки общечеловеческому опыту, доказывать противоположит Наоборот, в отношении философии это есть тезис, требующий окончательного уяснения и доказательства, отнюдь еще не исчерпанного предыдущими общими соображениями.
Современному сознанию, даже если оно мыслит в понятиях, близких к вышеизложенным соображениям, представляется маловероятным или даже совершенно невозможным, чтобы то абсолютное, которое в философии нужно как высшая логическая категория, объединяющая и упорядочивающая теоретическое постижение бытия, совпадало с живым личным Богом, которого требует и которым одним только может удовлетвориться религиозная вера.
Два сомнения возникают здесь, которые с разных сторон выражают, в сущности, одну и ту же трудность. С одной стороны, религиозная идея Бога, по-видимому, противоречит целям философии в том отношении, что предполагает в природе Бога и потому в живом отношении к Богу момент тайны, непостижимости, неадекватности человеческому разуму, тогда как задача философии именно в том и состоит, чтобы до конца понять и объяснить первооснову бытия. Все логически доказанное, понятое, до конца ясное, уже тем самым лишается своей религиозной значимости. Бог, математически доказанный, не есть бог религиозной веры. Отсюда представляется, что, если бы даже философия действительно познала истинного Бога, доказала Его бытие, разъяснила Его свойства, она именно этим лишила бы Его того смысла, который Он имеет для религии, т. е. убила бы самое драгоценное, что есть в живой религиозной вере. Таково сомнение многих религиозных натур, которым часто кажется, что чем более философия религиозна по своему предмету, т. е. чем упорнее она занята логическим постижением Бога, тем она опаснее для цели религии — для живого, верующего обладания неизследимым и неизреченным источником спасения. И тот же ход мыслей приводит иногда философию к убеждению, что ее истинная задача — понять Бога, тем самым уничтожить ту безотчетность и таинственность Его, которая придает религии характер интимной веры; философия есть в этом случае, как у Гегеля, замена безотчетной, инстинктивной веры ясным знанием — преодоление веры знанием. Как нельзя одновременно переживать радость живой любви к человеку и брать того же человека как объект холодного научного анализа, так нельзя одновременно веровать в Бога и логически постигать Его.
В ином аспекте эта же трудность принимает форму другого сомнения. Бог религиозной веры, источник личного спасения необходимо есть живая личность. Но, по-видимому, из всех категориальных форм, в которых может мыслиться центральное философское понятие первоосновы бытия, наименее подходящей является именно форма живой личности. Мыслится ли Бог в философии как субстанция мира или как его первопричина, как всеединая вечность или как творческая сила развития, как мировой разум или как жизнь, он есть, во всяком случае, что-то безличное, какое-то в известной мере всегда пантеистически-мирообъемлющее начало, в котором философия, не изменяя своей задачи постижения и логического осмысления бытия и не приспособляясь искусственно к требованиям религиозного чувства, не может усмотреть антропоморфных черт живой, карающей и любящей личности, необходимых для религиозного отношения к Богу. Роковым образом, независимо от содержания отдельной философской системы, Бог философии носит на себе печать своей зависимости от нужд отвлеченной мысли и именно поэтому есть для религиозного чувства лишь иллюзорный суррогат истинного Бога — мертвый камень вместо хлеба, насыщающего голод религиозной души, или, в лучшем случае, ни к чему не нужная, туманная, бесплотная тень того истинно-сущего, которым во всей полноте и жизненности Его реальности уже обладает непосредственная религиозная вера.
В основе обоих сомнений лежит в конечном счете, как уже указано, одна трудность; и надо признать, что это есть действительно серьезная трудность — одна из глубочайших и важнейших философских проблем, - в отличие от того легкоразрешимого противоречия, с которым мы имели дело выше и которое вытекало лишь из поверхностных и совершенно ложных банальных представлений о сущности философии и религии. Трудность эта сводится к вопросу: может ли философия, которая есть постижение бытия в логической форме понятия, вместе с тем не быть рационализмом? Заслуживает внимания, что этот вопрос является решающим не только для согласования философии и религии, но и для возможности самой философии. В самом деле, философия, с одной стороны, есть постижение бытия в системе понятий и, с другой стороны, постижение его из его абсолютной и всеобъемлющей первоосновы. Но понятие есть всегда нечто относительное и ограниченное; как же возможно выразить абсолютное в формах относительного, овладеть бесконечным, уловив его в сети конечного? Как можно — проще говоря — постичь непостижимое? Казалось бы, мы стоим перед роковой дилеммой: либо мы ищем само абсолютное, выходящее за пределы всего конечного и — тем самым — логически выразимого, и тогда мы не можем действительно постичь и логически зафиксировать; либо же мы ищем только логическую систему понятий и тогда всегда пребываем в сфере только относительного, частного, производного, не доходя до подлинной первоосновы и целостного всеединства бытия. В обоих случаях задача философии остается неосуществленной.
Немало философских систем терпело крушение
на этой трудности . Но в своей основной
магистрали философия давно уже сосчиталась
с этой трудностью и принципиально преодолела
ее. В учении Гераклита о взаимной связи,
и живой гармонии противоположностей,
в наиболее глубоких, преодолевающих ранний
рационализм, позднейших диалогах Платона,
в учении о Боге Филона Александрийского,
во всем направлении так называемого “отрицательного
богословия”, в новоплатонизме и философской
мистике христианства, в учении Николая
Кузанского о docta ignorantia в наиболее продуманных
и точных формулировках так называемого
“онтологического доказательства” бытия
Бога, в учении Спинозы о субстанциальном
единстве разнородных атрибутов, в Лейбницевой
теории непрерывности бытия, в философии
тождества Шеллинга, в диалектической
онтологии Гегеля мы имеем разные — и
различные по глубине и адекватности,—
но в основе тождественные и принципиально
успешные разрешения этой трудности. Общий
смысл ее преодоления заключается в усмотрении
сверхлогической, интуитивной основы
логической мысли. Философия постигает
— и тем самым отчетливо логически выражает
— абсолютное через непосредственное
усмотрение и логическую фиксацию его
эминентной, превышающей логическое понятие,
формы. Мы лишены возможности дать здесь
подробное логическое разъяснение этого
глубочайшего и вместе с тем аксиоматически-самоочевидного
соотношения; мы можем лишь в немногих
словах навести мысль читателя на раскрывающуюся
здесь связь. Усмотрение абсолютной, всеобъемлющей
природы бытия, выходящей за пределы ограниченности
и относительности всего логически фиксированного,
есть именно логически адекватное ее усмотрение.
Или, иными словами: именно логически зрелая
мысль, достигшая последней ясности, усматривая
неисчерпаемость и бесконечность абсолютного,
его основополагающее отличие от всего
рационально выразимого, смиренно признавая,
поэтому ограниченность достижений разума
перед лицом истинного бытия, именно в
открытом и ясном осознании этого соотношения,
и только в нем одном, преодолевает ограниченность
разума и овладевает превосходящим его
силы объектом. Как это лапидарно выражает
Николай Кузанский, “недостижимое достигается
через посредство его недостижения”.
Поэтому истинная философия не только
не отрицает сознание тайны, неисчерпаемой
глубинности и безмерной полноты бытия,
но, напротив, всецело опирается на это
сознание и исходит из него как из самоочевидной
и первой основополагающей истины. В этом
сознании состоит вообще конститутивный
признак всякого истинного знания в отличие
от знания мнимого, претендующего на всеведение.
Где человек, предаваясь гордыне знания,
мнит, что своим знанием он исчерпал предмет,
там нет именно первого условия знания
— ясного видения его предмета; ибо, где
есть это видение, т. е. где — тем самым
— есть знание, там есть и очевидное усмотрение
неполноты и незаконченности знания. Подлинно
усмотренное знание всегда сопровождается
тем чувством, которое классически выразил
гениальный творец математической системы
Вселенной Ньютон в словах, что он представляется
самому себе ребенком, собирающим отдельные
ракушки на берегу безграничного и неисследимого
океана. И наоборот, то глупое самомнение,
которому бытие представляется ограниченной
и плоской складной картинкой, легко и
до конца исчерпаемой в немногих формулах,
не только содержит незаконное преувеличение
значения всякого достигнутого знания,
но есть просто совершенная слепота, при
которой не может быть сделан даже и первый
шаг знания.
Этим разъяснением
условия возможности самой
Этим обретен и путь к разрешению второго
сомнения. Правда, поскольку мы его выразим
в грубой и логически твердой формуле,
по которой Бог веры есть человекоподобная
личность. Бог философии — безличный абсолют,
оно кажется совершенно непреодолимым.
Но в этом повинна только односторонность
и логическая упрощенность самой формулы.
Ни Бог религии, ни Бог философии не есть
то простое и однозначное содержание,
к которому Его сводит эта формула, именно
потому, что Он есть прежде всего неисследимая
глубина и неисчерпаемое богатство. Он
есть полнота всех определений, ибо стоит
превыше каждого из них в отдельности;
и потому одно определение не противоречит
в Нем другому — под условием, что каждое
из них берется в надлежащем смысле, не
как исчерпывающее адекватное знание
самой Его сущности, а именно лишь как
уяснение одной из Его сторон, имеющее
— в силу коренного единства Его сущности
— лишь символическое значение для определения
целого. Ведь и Бог религиозной веры содержит
— при первой же попытке какого-либо одностороннего
Его определения — множество противоречий,
которые в действительности суть не противоречия,
а антиномии, согласимые в высшем, сверхрациональном
единстве. С другой стороны, философское
богопознание лишь мнимым образом приковано
к указанному безличному и как бы бесформенному
понятию Бога как некоего лишь всеобъемлющего
начала. Кажущаяся неизбежность этой тенденции
вытекает лишь из одностороннего ограничения
задачи философии теоретическим миропостижением.
Если мы вспомним и будем иметь в виду,
что задача философии этим не исчерпывается,
а требует целостного осмысления бытия
во всей его живой полноте и глубине, объемлющей
как один из основных его моментов реальность
духовной жизни со всеми ее нравственными
и религиозными запросами и проблемами,—
если мы вспомним необходимость таких
философских проблем, как проблема добра
и зла, теодицеи, отношения между нравственным
идеалом и действительностью, свободой
и необходимостью, разумом и слепотой
природных сил,— то мы поймем, что высшее
уясняющее единство, которого ищет философия,
есть не одно лишь безличное единство.
упорядочивающее картину объективного
мирового бытия, а действительно целостное
всеединство жизни в самом глубоком и
всеобъемлющем смысле этого понятия. Все
дело в том, что подлинная философия, могущая
осуществить свое назначение, должна исходить
из действительного, т. е. абсолютно полного
и конкретного всеединства, а не из мнимого,
по существу, лишь частичного и отвлеченного
единства системы объективного бытия.
А это значит, что последний источник и
критерий философского знания есть одна
лишь бесстрастная, чисто созерцательная
интуиция объективного бытия, а целостный
и живой духовный опыт — осмысляющее опытное
изживание последних глубин жизни. Традиционное
школьное понимание философии — поскольку
оно вообще допускает философию, как метафизику
или онтологию — усматривает в последней
содержание “теоретической философии”
и отделяет от нее в качестве особых, добавочных
и притом относительно второстепенных
отраслей философского знания — “этику”,
или “практическую философию”, “эстетику”,
“философию религии”, “философию истории”
и т. п. Практически и пропедевтически
такое или аналогичное ему деление философии,
конечно, неизбежно, ввиду многообразия
философских интересов и невозможности
изложить сразу предмет философии со всех
его сторон. Но поскольку мнят, что подобным
делением точно выражена внутренняя структура
философского знания, вытекающая из структуры
самого ее предмета,— это есть опасное
заблуждение, уводящее духовный взор от
подлинной природы предмета философии.
С одной стороны, всякая философия есть
онтология или “теоретическая философия”
(бессмысленный плеоназм — ведь философия
всегда есть знание, т. е. теория!), ибо философия
всюду и везде познает истинно-сущее; и,
с другой стороны,— что здесь особенно
важно — истинная онтология есть не бесстрастное
изучение чуждой духу и лишь извне ему
предстоящей картины бытия (ибо такое
бытие именно и не есть целостное бытие
или подлинное всеединство), а постижение
абсолютного бытия, объемлющего и всю
духовную жизнь самого субъекта знания
— человеческой личности. Но познавательная
направленность на абсолютное в этом,
единственно истинном его смысле предполагает
духовный опыт не как внешнее созерцание,
а как основанное на истинном внутреннем
переживании постижение существа и смысла
жизни. Короче говоря, подлинная, а не только
школьная и пропедевтическая онтология
должна опираться на живой религиозный
опыт и потому в принципе не может ему
противоречить. Вся совокупность мучительных
сомнений, исканий и достижений религиозного
опыта, объединимая в теме “о смысле жизни”,—
проблема вины, возмездия и прощения, личной
ответственности и человеческого бессилия,
предопределения и свободы, реальности
зла и благости именно Сущего, хрупкости
эмпирического существования и неуничтожимости
личности — входит как законная и необходимая
тема в состав онтологии, заслуживающей
своего имени учения о бытии.