Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:16, реферат
Познание мира и своего личного бытия люди осуществляют на двух основных уровнях – повседневном (обыденном) и теоретическом. Теоретическое познание связано с выходом за пределы чувственного опыта, проникновением в сущность предметов и явлений, открытием закономерных связей и отношений. Самой древней формой теоретического познания и мышления является философия.
Философия
и круг её проблем.
Познание мира и своего личного бытия люди осуществляют на двух основных уровнях – повседневном (обыденном) и теоретическом. Теоретическое познание связано с выходом за пределы чувственного опыта, проникновением в сущность предметов и явлений, открытием закономерных связей и отношений. Самой древней формой теоретического познания и мышления является философия.
Первые зачатки философского знания зародились
в Древнем Египте и Вавилонии. Более четкие
формы оно приобрело в Древнем Китае и
Древней Индии. Классического уровня философия
достигла в Древней Греции. Слово «философия»
древнегреческого происхождения. В переводе
на русский язык оно означает «любовь
к мудрости». Впервые назвал себя философом
Пифагор (576-490 до н. э.). Для обозначения
специальной отрасли знания слово «философия»
(любомудрие) впервые употребил Платон
(427-347 до н. э.). Древние греки в понятие
«мудрость» вкладывали глубокий смысл.
Аристотель (384-322 до н. э.) писал: «Во-первых,
мы предполагаем, что мудрый, насколько
это возможно, знает все, хотя он и не имеет
знания о каждом предмете в отдельности.
Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто
способен познать трудное и нелегко постижимое
для человека (ведь воспринимаемое чувствами
свойственно всем, а потому это легко,
и ничего в этом мудрого нет). В-третьих,
мы считаем, что более мудр во всякой науке
тот, кто более точен и более способен
научить выявлению причин...» .
В процессе исторического развития предмет философии претерпел существенную эволюцию. Первоначально словом «философия» обозначались:
- во-первых, размышления
о мире в целом, его
- во-вторых, зачатки
астрономических,
По мере накопления знаний происходило
образование самостоятельных, частных
наук – астрономии, математики, географии,
медицины и т. д.
Философия решает следующие предельно общие мировоззренческие вопросы:
- каково отношение
сознания к материи, т. е.
что первично: сознание или материя,
который считается основным
- что такое
познание и каковы его
- что такое человек и в чем смысл его бытия?
- что такое
общество и каковы
- в каком направлении
движется человеческая история
– по пути прогресса или
по пути регресса?
Постановка и решение этих и других мировоззренческих вопросов и составляет предмет философии.
Философия – это система представлений о мире в целом и месте в нем человека, выраженная в теоретической форме. Предметом философии является мир как целостная система.
Философия – самостоятельная отрасль знания, но она не отгорожена от других форм познавательной деятельности человека. Особенно это касается религии и науки. В принципе, у религии и философии одна задача – дать ответы на вопросы предельно общего, мировоззренческого характера. Однако на этом их общность и заканчивается. В религии главное – это вера в непостижимое разумом. Философия, наоборот, стремиться дать логически, рационально обоснованные ответы на мировоззренческие вопросы. Много общего у науки и философии. Наука и философия стремятся осмыслить мир в строго логически обоснованных формах, выйти за пределы опыта, проникнуть в сущность предметов и явлений. Однако в процессе такого осмысления наука «нарабатывает» общепризнанные, проверенные экспериментально, опытным путем, законы и принципы. В философии фактически нет ни одного вопроса, который однозначно решался бы всеми философами. Философское знание носит гипотетический, плюралистический, многовариантный характер. На этом основании многие философы отрицают тезис, что философия – это наука. Другие, если и признают за ней статус науки, то говорят, что это наука особого типа.
Однако данное этимологическое значение
не исчерпывает содержание философии.
В философии речь идет о способности человека
понять сущность мира, в котором он живет
и свою собственную сущность, подняться
до осознания смысла своего бытия. Именно
осознание сущности мира, своего бытия
и своей сущности, своего места в мире,
смысла жизни и составляет понимание мудрости.
1.Философия
в системе культуры.
Философия является теоретической основой
мировоззрения. Если мировоззрение есть
способ, характер духовной ориентации
человека в окружающей действительности,
совокупность философских, экономических,
социально-политических, этических и т.п.
взглядов, убеждений, идеалов, то философское
мировоззрение как теоретически обоснованная
система общих взглядов на окружающий
мир и место человека в нём составляют
основу мировоззрения в целом. Философия
обобщает достижения всей мировой культуры,
всемирно-исторической практики и позиция,
является духовной квинтэссенцией, самосознанием
эпохи (Гегель, Маркс). Она выступает мировоззренческой,
и методологической основой всякой деятельности.
Философия есть не только учение об общих
принципах бытия и познания, но и орудие
последовательного изменения действительности
в целях освобождения человека от всех
видов эксплуатации и угнетения, в интересах
развития личности, удовлетворения материальных
и духовных потребностей людей, созидания
общества социальной справедливости.
Дофилософское мировоззрение и картины
мира. Философия представляет собой мировоззрительную
форму сознания. Самой ранней формой мировоззрения
было мифологическое, суть которого состояла
в том, что только мифы могли объяснить
всё неизвестное и неопознанное, такое
мировоззрение было присуще Древней Греции,
Вавилону, Египту, население которых в
течение довольно-таки длительного исторического
периода жило мифами, т.е. грёзами и фантазиями.
По мере исторического развития общество
появилось религиозное природой, человеком
и вне природы человека, именно поэтому
человеческая душа бессмертна, т.к. после
смерти физической его ждёт встреча с
Богом. Вышеуказанные мировоззренческие
формы отличаются от науки философии ,
которая представляет собой сознание
теоретическое, в то время, как, например,
религия представляет собой просто массовое
сознание, которое в принципе было не чем
иным, как прочувствованием.
Функции
философии.
Общее понятие функций
философии.
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:
-мировоззренческую,
-методологическую,
-мыслительно-теоретическую,
-гносеологическую,
-критическую,
-аксиологическую,
-социальную,
-воспитательно-гуманитарную,
-прогностическую
функции философии.
Содержание функций
философии.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая
функция заключается в том, чтобы на
основании имеющихся философских знаний
об окружающем мире и человеке, достижениях
познания спрогнозировать тенденции развития,
будущее материи, сознания, познавательных
процессов, человека, природы и общества.
2.Философия
как мировоззрение.
Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.
Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и другие.
Есть мнение, что философия — это мировоззрение человека, то есть его суждение об окружающем его мире, о событиях происходящих в этом мире, комплекс понятий о культуре, идеологиях, его заблуждения и прозрения.
Мировоззрение формируется под воздействием личного жизненного опыта, школ и течений, существующих в умах людей в данную эпоху, на склад ума индивидуума. Часто индивидуум не высказывает свои мировоззренческие взгляды. Но это не значит, что их нет. Часто философ рассматривает явление через ту или иную призму предвзятости. Бердяев, например, в своей работе «Смысл творчества» прямо определяет эту свою предвзятость русским православием, причём, в своей собственной трактовке этого православия. Призма К. Маркса: бытие определяет сознание. Да, вполне вероятно, что у каждого индивидуума есть своя призма, может быть не сформулированная. Очень часто философы формулируют какой-никакой постулат, а потом на протяжении всей своей жизни строят натянутые схемы в поддержку этого постулата.
У философии - свой особый подход к предмету, отличающий философское мышление как от житейски-практического, так и от естественнонаучного. Калькулятор расчета страхования Подобно тому как математик ставит вопрос, что такое единица, и дает довольно-таки сложное определение этого, казалось бы, простейшего понятия, - так и философ с глубокой древности задается проблемой: что такое бытие? Что значит - быть?
Эта специфика философии проливает известный свет и на вопрос о том, почему и когда философия возникает. В самом деле, размышлять над тем, что в повседневном обиходе кажется само собой понятным, Ч значит усомниться в правомерности и достаточности повседневного подхода к вещам. А это в свою очередь означает сомнение в общепринятом, в традиционном типе знания и поведения.
Когда и почему такое сомнение становится возможным? Видимо, тогда, когда в общественной жизни и в общественном сознании возникают серьезные противоречия и конфликты, которые не поддаются разрешению с помощью традиционных убеждений и верований, связанных с греческой мифологией. Тут и появляется потребность различения того, что общепринято (мнение), и того, что истинно на самом деле (знание). Это различение рождается вместе с философией, и не удивительно, что философия с самого начала выступает как критика обычая, обычного права, обыденного сознания, традиционных норм нравственности и традиционных ценностей.
Самые первые греческие философы выступили как критики традиционной греческой мифологии, прежде всего Гомера, обвиняя мифологию в логической непоследовательности и безнравственности.
Но было бы опрометчивым на этом основании
заключить, что философ, выступая как критик,
полностью порывает с культурной традицией,
с нравами и обычаями той социальной общности,
к которой сам принадлежит, и создает учение
как бы из "ничего", на новом "голом"
месте, нежилые помещения.
Весь драматизм истории философии - историческая судьба философов нередко драматична, подчас даже глубоко трагична - коренится в отношении философа к традиции - религиозной и нравственной, культурной и художественной, политически-правовой, наконец, к традиционным формам быта и образа жизни. С одной стороны, философ ставит все это под вопрос - но делает это для того, чтобы докопаться до подлинных корней, из которых растет сама эта традиция; в этом и состоит смысл его вопроса: что значит быть? Что такое " бытие"? А ухватившись за этот корень, ответив на этот главный вопрос и начиная положительное строительство, философ в той или иной форме, в той или иной мере опирается опять-таки на те представления, которые он сам впитал с молоком матери, с обычаями и нравами своего народа.
Но и тут имеет место неоднозначность. Все эти моменты определяют учение философа либо положительно, либо отрицательно, а чаще всего одно - положительно, другое - отрицательно: какие-то из традиционных жизненных ориентиров философ поддерживает, углубляет и обосновывает; другие - изменяет, корректирует; третьи - отбрасывает как вредные заблуждения и предрассудки. Но все это тем не менее - разные формы зависимости мышления философа от родной ему культуры. Фирма предлагает - детские аттракционы продажа в Москве.