Философия И. Канта и общее обозрение кантианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Иммануила Канта (1724 – 1804), основоположника немецкой классической философии, по праву можно оценить как одного из величайших умов всех времен и народов, труды которого изучают и интерпретируют по сей день.

Целью дальнейшей работы будет изучение философии И. Канта и общее обозрение кантианства

Работа содержит 1 файл

курсач по философии.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Введение

      Иммануил  Кант родился в 1724 году в Пруссии  в семье шорника. Рождение в трудовой немецкой семье ХVIII в. также означало приобретение особых нравственных устоев.

      Кант  учился в Фридериканской коллегии –  хорошем по тем временам учебном  заведение, где, прежде всего, обучали древним языкам. Кант изучал латынь и превосходно овладел ею. Он увлекался римскими писателями. В школьные годы (1733/34 – 1740) окончательно определилась склонность Канта к гуманитарно–филологическим дисциплинам.

      С 1740 г., когда Кант был зачислен в Кенигсбергский университет. Началась насыщенная трудом, учением жизнь. Кант впоследствии опубликовал некоторые работы, которые задумал и начал писать еще в студенческие годы. В годы учебы в университете Кант уже думал над тем, как нужно формировать новую  философию. Он внимательно изучал философские системы предшествующих философов. Проникая в глубины истории философии, Кант одновременно осваивал такие дисциплины, как медицина, география, математика. После окончания университета в 1746 г. Канту пришлось вступить на путь, по которому впоследствии пошли и другие классики немецкой мысли, он становится домашним учителем. Годы учительства не прошли бесследно: Кант много работал и уже в 1755 г. он благодаря своим оригинальным произведениям занял особое место в обновлении философской мысли Германии.

      Иммануила Канта (1724 – 1804), основоположника немецкой классической философии, по праву можно  оценить как одного из величайших умов всех времен и народов, труды  которого изучают и интерпретируют по сей день.

      Целью дальнейшей работы будет изучение философии  И. Канта и общее обозрение  кантианства. 
 

1.“Докритический” период

      Это период в творческой деятельности Иммануила  Канта, начиная с окончания им Кенигсбергского университета и до 1770 года. Данное название не означает, что в этот период Кант не обращается к критике каких-то идей и взглядов. Напротив, он всегда стремился к критическому освоению самого различного мыслительного материала.

     Для него характерно серьезное отношение  к любому авторитету в науке и философии, о чем свидетельствует одна из первых его печатных работ – “Мысли об истинной оценке живых сил”, в которой он ставит вопрос: можно ли критиковать великих ученых, великих философов? И он приходит к выводу, что можно, если у исследователя есть аргументы.

     Кант  предлагает рассмотреть новую, до него неизвестную немеханическую картину  мира. В 1755 году в работе “Всеобщая  естественная история и теория неба”  он пытается решить эту задачу. В  первоначальном состоянии, считал Кант, Вселенная представляла собой хаос рассеянных в мировом пространстве разнообразных материальных частиц. Под влиянием присущей им силе притяжения они движутся по направлению друг к другу. На основе притяжения и отталкивания, различных форм движения материи Кант строит свою космогоническую теорию. Он считал, что его гипотеза происхождения Вселенной и планет объясняет буквально все: и происхождение их, и положение орбит, и происхождение движений.

     Эта космогоническая гипотеза Канта  оказала огромное влияние как  на развитие философской мысли, так и науки. Материалистические идеи его космогонической теории наталкивали самого Канта на критическое отношение к господствующей тогда формальной логике, которая не допускала противоречий, в то время как реальный мир во всех его проявлениях был полон ими.  
 
 

    1. Проблема  свободы в философии И. Канта

      Естественнонаучные материи по-прежнему доминируют в духовном мире Канта. Но наряду с ними появляется и нечто новое интерес к философии. Первой собственно философской работой Канта была его гибилитационная диссертация "Новое освещение первых принципов метафизического познания". Кант исследует в ней принцип достаточного обоснования. Он приводит различие между основанием бытия предмета и основанием его познания, реальным и логическим обоснованием.

      Принцип достаточного основания Кант соотносит с поведением человека. Так возникает перед ним другая проблема, которая будет его волновать на протяжении всей его дальнейшей жизни, - проблема свободы.

      Идея философии Канта - антитеза свободы и природы, прямое выражение постулируемой ею раздвоенности всего существующего на мир явлений, совокупность которых образует природу, и на его первооснову - мир “вещей в себе”, пребывающий по ту сторону категориальных определений природы. Необходимость, каузальные отношения, так же как и пространство, и время относятся лишь к миру явлений, мир “вещей в себе” свободен от этих определенностей и поэтому образует царство свободы - свободы от неумолимых законов природы. Таким образом, Кант  с одной стороны, доказывает безусловную подчиненность явлений законам природы, строжайшему детерминизму, а с другой _ столь же решительно настаивает на том, что свобода- первое, довременное звено причинно-следственной цепи событий. Правда, существование этой изначальной свободы недоказуемо, она непознаваема, сверхчувственна, трансцендентна. Но если мы соглашаемся с тем, что существуют не только явления, но и “вещи в себе”, то, что вывод о наличии свободы становится вполне оправданным. Если же мы напротив отвергаем бытие “вещей в себе”, то мы отвергаем тем  самым  всякую возможность, ибо природный детерминизм  не знает исключений. 
 

      1.2. Проблема единства и борьбы противоположностей

      Внимание  Канта привлекает проблема единства и борьбы противоположностей. Исходный пункт рассуждений - установленное  еще в габилитационной диссертации различие между логическим и реальным основанием. Справедливое для логики может быть неистинным для реальной действительности. Логическая противоположность состоит в том, что относительно одной и той же вещи одновременно какое-либо высказывание утверждается или отрицается. Логика запрещает полагать оба высказывания истинными. Относительно тела нельзя одновременно утверждать, что оно движется и покоится: одно упраздняет другое, в результате получается ничто.

      Иное  дело - реальная противоположность, которая состоит в противонаправленности сил. Здесь также одно упраздняет другое, однако следствием будет не ничто, а нечто реально, действительное.

      Две равные силы могут действовать на тело в противоположных направлениях, следствием будет покой тела, который также есть нечто реально существующее.

      Подобными реальными противоположностями  полон окружающий нас мир. Математика в учении об отрицательных величинах  давно уже оперирует понятием реальной противоположности. Философия  должна перенять у математики некоторые принципы, истинность которых доказана самой природой. В частности это относится к понятию реальной противоположности, которую можно обнаружить не только в природе, но и в поведении человека. Удовольствие и неудовольствие относятся к друг другу как положительная и отрицательная величины.  
 
 
 
 

      
  1. Критический период

     Стремление  Канта создать философию, противостоящую “разрушительному скептицизму и  неверию”, которые процветали во Франции  и робко пробивали путь в Германию во время движения “Бури и натиска”, привело Канта к наиболее характерному для него “критическому” периоду.

     Специфическая кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась после опубликования  им трех “Критик” – “Критики чистого  разума”(1781г.), “Критики практического разума”(1788г), “Критики способности суждения”(1790г). Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма (так Кант называл свою философскую систему). Второй период творчества “Канта назван “критическим” не только потому, что “Критиками назывались основные произведения этого периода, а потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествовавшей  ему философии; противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу.  В первой из этих книг Кант изложил учение  о познании, во второй  - этику, в третьей – эстетику и учение о целесообразности в природе. Основу всех этих работ составляет учение о “вещах в себе” и “явлениях”.

     По  Канту, существует мир вещей, независимый  от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения. Такая трактовка мира свидетельствует о том, что Кант подходит к его рассмотрению как философ-материалист. Но как только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей – это мир “вещей в себе”, т.е. непознаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие).

    1. Проблемы возможности познания в философии И. Канта

    В античной философии были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и предмета, знания и мнения, истины и заблуждения, о диалектике как методе познания. Принцип познаваемости является выводом из всей истории познания и практики человечества. Познавательные действия являются проявлением творческой активности человека, направленной на воспроизведение объектов реальности в форме знаний.

    В идеале, процесс познания сводится к самопознанию. Познание – взаимодействие между субъектом и объектом. Субъектом может выступать как человек, так и группа людей. И даже общество в целом. Объектами познания являются вещи, процессы, явления, на которые направлена познавательная активность людей. Задачей познания являлся отход от субъективного видения мира к объективной реальности, что окружает человека на протяжении всей его жизни.

    Познание  выступает активным процессом. Познание есть творческая деятельность, осуществляемая субъектом познания. Соединение чувств и категорий рассудка происходит в процессе познания. Знания - это наше отношение к природе, а не знание природы.

    Многими философами субъективное начало рассматривалось как помеха. И. Кант в свое время осуществил своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по собственным правилам и законам. Кант подчеркивал активную роль субъекта в познании.

    По  мнению И. Канта процесс познания проходит в три ступени:

    1. чувственное познание;

    2. рассудок;

    3. разум.

    Исходной  точкой является признание того, что  существует внешний предметный мир, так называемые «вещи-в-себе», который  воздействуют на человеческие органы чувств и порождают наглядные представления.

    Представление формируется из 2 частей. Первой из них  является материя (его содержание), которая дается в опыте. Вторая составляющая – форма. Она априорна, а это значит, что форма не зависит от опыта, она существует в нашей душе независимо он нас самих.

    Познание  имеет две формы наглядного представления: пространство и время. Кант считал, что в мире вещей-в-себе нет ни пространства, ни времени, т.к. они являются всего лишь субъективными формами созерцания, которые наше сознание налагает на внешние предметы. Такое ограничение является необходимым условием познания, т.к. вне пространства и времени люди не могут ничего познавать. И именно поэтому между вещами и явлениями лежит непроходимая пропасть, ибо мы можем знать явления, но не можем ничего знать о вещах-в-себе. Кант подобную ситуацию аргументирует тем, что всем людям, жившим в разные времена и эпохи присущи одни и те же представления пространства и времени, которые никакой опыт и никакая наука изменить не может.

    Однако  познать предмет или явление одним чувственным познанием невозможно. Познание возможно лишь в результате синтеза чувственного познания и рассудка. Орудиями рассудочного познания по Канту являются категории. Многообразие явлений накладывается на множество категорий, которые придают нашему знанию научный характер. Сила рассудка ограничена пределами опыта, за которые рассудок выйти не может. Хотя, самих границ как таковых не существует. Рассудок постоянно стремится из мира явлений проникнуть в мир вещей-в-себе. Но покинув границы опыта, рассудок попадает в область неразрешимых противоречий.

    Разум по Канту является высшей ступенью познавательного процесса. Разум  не имеет четкой связи с чувственным  познанием. Он больше опирается на связь  с рассудком. Но в данной ситуации разум проигрывает рассудку, ибо покинув границы опыта, он теряет твердую почву под собой и уже не может дать четких ответов на вопросы мировоззренческого уровня. 

      2.2.“Критика чистого разума”

     “Критику  чистого разума” Кант опубликовал  в двух изданиях: первое появилось в 1781, второе – в 1787 г. “Критика чистого разума” принадлежит к числу великих произведений философии, содержание и смысл которых всегда остаются неисчерпаемыми.

     Кант  видит задачу философии как раз  в том, чтобы осуществить критику чистого разума. Он призывает отыскать корни всей проблематики, всего исследования чистого разума, этой дарованной человеку способности, этого общечеловеческого дара, чтобы выяснить, что чистый разум может и чего он не может, каковы его основания, как рождаются его принципы.

Информация о работе Философия И. Канта и общее обозрение кантианства