Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:44, реферат
По отцовской и материнской линии Иван Александрович Ильин происходил из заслуженных дворянских родов, служивших верой и правдой своему Отечеству и давших России целую плеяду образованных и талантливых потомков. Прадед — Иван Ильич Ильин (1768—?) служил при императоре Павле I коллежским советником, 25 апр. 1796 ему был пожалован Диплом на дворянское достоинство; вышел в отставку в чине действительного статского советника.
Нравственная философия.
Этим проблемам посвящены его работы «О любезности. Социально-психологический трактат» (1912), «Основные нравственные противоречия войны» (1914), «Духовный смысл войны» (1915) и особенно знаменитая книга «О сопротивлении злу силою» (1925), вызвавшая полемику как в России, так и за рубежом. На двуединый вопрос: «Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, верующий в Бога, приемлющий Его мироздание и свое место в мире, не сопротивляться злу мечом и силою?» Ильин ответил так: «...физическое пресечение и понуждение могут быть прямой религиозной и патриотической обязанностью человека; и тогда он не вправе от них уклониться».
Религиозная философия.
Ильин не принадлежал к плеяде последователей В. Соловьева, с которым связывают обычно русский религиозно-философский ренессанс н. XX в. Предметом его внимания был внутренний нечувственный опыт, то, что называют духом (надо заметить, что Ильин при этом не был спириуталистом, подобно Л. М. Лопатину). Дух, по Ильину, «есть самое главное в человеке. Каждый из нас должен найти и утвердить в себе свое "самое главное" - и никто др. заменить его в этом нахождении и утверждении не может. Дух есть сила личного самоутверждения в человеке, - но не в смысле инстинкта и не в смысле рационалистического "осознания" состояний своего тела и своей души, а в смысле верного восприятия своей личностной самосути, в ее предстоянии Богу и в ее достоинстве. Человек, не осознавший своего предстояния и своего достоинства, не нашел своего духа». Для постижения духовных сущностей Ильин использовал метод Гуссерля, который понимал так: «Анализу того или другого предмета должно предшествовать интуитивное погружение в переживание анализируемого предмета». Его девизом было: «primum esse, deide agere, postemo philosophari» - «вначале быть, потом действовать, после этого философствовать». Вместе с тем он всегда пытался найти философско-духов ному опыту ясное и точное словесное выражение. С др. стороны, Ильин жил в эпоху критики рационалистических и метафизических философских систем, в эпоху повышенного интереса и устремления к иррациональному, бессознательному. Эта тенденция отразилась и на нем. Еще в 1911, будучи молодым, но уже уверенно входящим в философию человеком, он писал: «В настоящее время философия переживает тот момент, когда понятие прожило свое богатство, износилось и протерлось внутренно до дыры. И современные гносеологи напрасно выворачивают его, надеясь починить его как-нибудь или уповая на самочинное внутреннее зарождение в нем нового содержания. Понятие голодает по содержанию все сильнее и сильнее; оно вспоминает те времена, когда в нем жило бесконечное богатство, когда оно само несет в себе бездну; понятие жадно тянется к иррациональному, к неизмеримой полноте и глубине духовной жизни. Не погибнуть в иррациональном, а впитать его и расцвести в нем и с ним - вот чего оно хочет; философия должна вспыхнуть и разверзнуть неизмеримые недра в себе, не порывая своего родства с наукой, т. е. сохраняя в себе борьбу за доказательность и ясность». В книге о Гегеле Ильин показал, какую неудачу потерпела его грандиозная, тщательно разработанная система, когда столкнулась с иррациональным в истории. Реакцией на эту неудачу Гегеля стал пагубный крен в сторону иррационализма, индивидуализма, персонализма, позднее - психоанализа. Ильин, следуя православной традиции, стремился достичь в своем учении равновесия и сочетания духа и инстинкта, законов природы и законов духа, и это представляется центральным местом его религиозной философии. Несоответствие и соответствие между духом и инстинктом позволили Ильину усмотреть причину мирового духовного кризиса, в т. ч. источник революций и разрушений и вместе с тем увидеть и указать путь оздоровления и возрождения России. Этот универсальный подход исследователь его творчества католический священник В. Офферманс расценил как мессианскую идею, выразив это в названии своей книги «Человек, обрети значительность!» Дело жизни русского философа Ивана Ильина - обновление духовных основ человечества.
Эстетика, философия художества и литературная критика.
Эстетическая установка Ильина была вне серебряного века и имела другой источник. Для него «красота» не была ее центральным пунктом или единственным предметом. Во главу угла он ставит художество, процесс рождения и воплощения эстетического образа, а на вершину - художественное совершенство, которое внешне может быть лишено «красоты». Искусство для него - «служение и радость». А художник - «прорицатель», он не творит из ничего, а творчески созерцает духовное, невидимое и находит ему точное словесное (или любое другое, в зависимости от вида искусства) выражение; художник есть сочетание гения (духовно созерцающего) и таланта (одаренного исполнителя). Он написал 2 эстетические монографии и большое количество лекций о Пушкине, Гоголе, Достоевском, Толстом, Бунине, Ремизове, Шмелеве, Мережковском, Метнере, Шаляпине и др.
Наконец, следует выделить главный
предмет философского исследования
Ильина, ради которого он написал все
остальное, - это Россия и русский
народ. Этой теме посвящены такие
его работы, как брошюры «Родина
и мы» (1926), «Яд большевизма» (1931),
«О России. Три речи» (1934), «Творческая
идея нашего будущего: Об основах духовного
характера» (1937), «Пророческое призвание
Пушкина» (1937), «Основы борьбы за национальную
Россию» (1938), «Советский Союз не Россия»
(1949); журнал «Русский колокол» (1927— 30);
книги — «Мир перед пропастью.
Политика, экономика и культура в
коммунистическом государстве» (1931 на
нем. яз.), «Сущность и своеобразие
русской культуры» (1942, на нем. яз.), «Взгляд
вдаль. Книга размышлений и упований»
(1945, на нем яз.), «Наши задачи» (1956).
Это не полный перечень написанного
Ильиным о России, о ее истории,
о ее будущем, о русском народе
с его сильными и слабыми сторонами.
Религиозные установки и
В 1940 Ильин написал текст лекции
«О национальном призвании России (ответ
на книгу Шубарта «Европа и
душа Востока»), в которой решительно
высказался против русской мессианской
идеи, изложенной в книге Вальтера
Шубарта (1938) и резюмированной Ильиным
так: «русский дух выше всех других
национальных духов и что Россия
призвана духовно и религиозно спасти
другие народы». И отвечая Шубарту,
пишет: «Идея духовного спасения
прометеевских народов
Список использованной литературы
1. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Ильин И. À. Собр. соч. Т. 1. М., 1993. С. 49.
2. Лисица Ю. Т. И. А. Ильин как правовед и государствовед // В. Ф. 1991. № 5;
3. Евлампиев И. И. Философские и правовые взгляды И. А. Ильина. // Известия высших учебный заведений. Правоведение. М., 1992. № 3;
4. Полторацкий Н. П. И. А. Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение. Нью-Йорк, 1989;
5. Андреев И. М., проф. Памяти профессора Ивана Александровича Ильина (критико-биобиблиографический. очерк, вместо некролога) // Православный путь. Прил. к журн. «Православная Русь». Джорданвилль, 1955;