Философия И. Ильина

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:44, реферат

Описание работы

По отцовской и материнской линии Иван Александрович Ильин происходил из заслуженных дворянских родов, служивших верой и правдой своему Отечеству и давших России целую плеяду образованных и талантливых потомков. Прадед — Иван Ильич Ильин (1768—?) служил при императоре Павле I коллежским советником, 25 апр. 1796 ему был пожалован Диплом на дворянское достоинство; вышел в отставку в чине действительного статского советника.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 41.42 Кб (Скачать)

Ильин включился в работу РОВС на правах его негласного идеолога; его  аналитические записки о положении  в Советской России поразили генерала Врангеля своей фундаментальностью, поэтому не случайно он принимал участие  во встрече правой элиты в замке  герцога Лейхтенбергского Зеоне: именно его замечательной статьей «Белая идея» открывается первый том  «Белого дела» («Летописи Белой  борьбы») - издания, задуманного П. И. Врангелем.

В 1926-33 ок. 200 раз проф. Ильин выступал с лекциями и докладами о: русских  писателях, русской культуре, основах  правосознания, о революции, большевизме, частной собственности, религии  и Церкви, о советском режиме и  др. в разных городах Германии, Франции, Швейцарии, Чехословакии, Югославии  и Латвии, что давало ему скромные, но достаточные средства к существованию. Др. источником, не всегда приносившим  ожидаемый результат, являлась его  издательская деятельность: книг, брошюр, многочисленных статей и журнала. В  июле 1924, будучи на излечении в Италии, он по заказу мецената Б. Г. фон Кеппена, члена Высшего монархического совета, начал писать свою знаменитую книгу  «О сопротивлении злу силою», которую  издал через год. Послу выхода книги, вызвавшей бурную и горячую  полемику, заказчик оставил Ильина с вышедшим тиражом и прекратил  дальнейшую поддержку.

Политика и философское творчество, тесно связанные между собой, занимали центральное место в  жизни Ильина. Он входил в редакцию парижской газеты «Возрождение», редактируемой Струве, активно публиковался в правых консервативных газетах: парижских «Россия и славянство», «Русский инвалид», белградской «Новое время», рижской «Слово», женевской «Новый путь», нью-йоркской «Россия» - и в журналах: парижско-пражском «Русская мысль», рижском «Перезвоны», женевском «Новый путь», джорданвилльском «Православная Русь», сан-францисском «День русского ребенка».

В 1927-30 был редактором-издателем  журнала «русской волевой идеи»  «Русский колокол» (9 вып.). Несколько  первых номеров профинансировал  человек из московского купечества, недавно выехавший из России, остальные -некоторые русские патриоты, в  частности, С. В. Рахманинов, но главный  взнос вносили премьер-министр  Чехословакии К. П. Крамарж и его  жена, русская по национальности, Н. Н. Крамарж. Ильин выступал с лекциями в Риге. Большой успех в этом городе имела его лекция «Пророческое призвание Пушкина» (1937), приуроченная к 100-летию со дня смерти поэта.

Ильин много внимания уделял подрастающему  поколению. Сотрудничал с Национально-трудовым союзом нового поколения (НТСНП) - молодежной организацией, созданной в 1930 герцогом С. Н. Лейхтенбергским и возглавляемой  проф. М. А. Георгиевским. В издательстве этой организации «За свободу» вышли  в свет его брошюры «Три речи о  России» (1934), «Творческая идея нашего будущего» (1937) и «Основы борьбы за национальную Россию» (1938). В кругах НТСНП был весьма популярен журнал «Русский колокол».

Многочисленны его стати, брошюры  и книги на немецком языке. Он был  соавтором и гл. редактором фундаментального исследования на немецком языке «Мир перед пропастью» (1931); под псевд. Юлиус Швейкерт написал «Разрушение  семьи в советском государстве» (1932); под псевд. Альфред Норман издал  книгу «Большевистская политика мирового господства» (1935), под собственным  его именем вышла книга «Я вглядываюсь  в жизнь. Книга раздумий» (1938), а  также брошюра «Коммунизм или  частная собственность? Постановка проблемы» (1929), «Против безбожия» (1931), «Яд. Дух и дело большевизма» (1932). В его многочисленных статьях  в берлинской газете «Таг» и др. поднимаются самые актуальные проблемы того времени, которые остаются таковыми и сейчас: «Среднее сословие», «Обобществление», «Экспроприация», «Социально или социалистически?», «Сталин в наступлении», «Распространение заразы», «Причина зла», «Политика страстей»  и др. Он был автором политических записок как для правительства  Веймарской республики, так и для  рейхканцелярии Гитлера: «Директивы Коминтерна по большевизации Германии» (1932-33), «О директивах Коминтерна по большевизации  Германии» (1933), «Голод в Советской России как результат коммунистической аграрной политики. Диагноз», которые, правда, не вызвали отклика у немецких властей.

В издательстве организации «Помощь  русским братьям» в г. Лемго, созданной  протестантским пастором К. Эвербеком, Ильин издал несколько брошюр на немецком языке: «Что говорит мученичество церкви в Советской России церквам  остального мира» (1936), «Мученичество  церкви в России» (1937), «Христианство  и большевизм» (1937), «Наступление на восточную церковь» (1937). Разоблачение антихристианских действий тоталитарного  коммунизма в Советской России не понравилось и национал-социалистическим властям Германии. И если в 1934 Ильин был уволен из Русского научного института за отказ преподавать в согласии с национал-социалистической программой, то в 1938 арестовывают его брошюры, а ему самому угрожает концлагерь. Вот что он пишет о себе в это время: «Апрель 1938. Берлин. Томлюсь в неопределенности и непредусмотримости будущего. Надо принимать какие-то меры, но нет уверенности ни в одной из них, что она необходима и верна. В старину давали проходные свидетельства - обязан где-нибудь находиться, а в случае неисполнения этого требования будет отправлен по этапу. И особые приметы: глаза голубые, волосы русые, особых примет не оказалось. Думаю что status quo ante не восстановим. Думаю, что locus quo ante не может и не должен быть затягиваем. Когда яйцо разбивается, то оно выливается в стакан или на сковородку. Чувствую, что яйцо разбито, но не вижу ни стакана, ни сковородки.

Как ни разу с 1922 чувствую себя в руке Божией, ухожу в работу. Кончаю книгу. Я был Тебе верен и не щадил себя - остальное Твое дело. Совсем как в подвале на Лубянке».

И только верные друзья и ученики, такие как, А. А. Квартиров, и несколько  счастливых случайностей (в чем они  сами усматривали Промысел Божий) помогли  Ильину летом 1938 переехать в Швейцарию.

Там он с помощью денежного залога в 4 тыс. швейцарских франков, внесенного С. В. Рахманиновым, обосновался в пригороде Цюриха Цолликоне и спасся от насильственного возвращения в Германию. Швейцария пошла на это, но Ильин был сильно ограничен в своих правах: ему было запрещено право на работу и политическую деятельность. Оставшиеся 16 лет он писал философские книги, выступал с лекциями, что не считалось работой. Политической деятельностью Ильин все-таки продолжал заниматься в форме публицистики, но анонимно. С 1939 по 1946 под псевдонимами Peter Just, К. P., R. К. (по-видимому сокращение от «Русский колокол»), Walter Tannen, Hans Grau, Piscator H. К., Н. P., а чаще просто без подписи он печатает в швейцарской периодике на немецком языке 412 статей на текущие международные темы, треть из которых посвящена второй мировой войне. Сами названия некоторых из них говорят об их значимости: «Чего хочет советская дипломатия?» (1939), «Гитлер и Сталин» (1939), «К новому договору о ненападении» (1939), «Русский солдат в прошлом и сегодня» (1940), «Сталин как личность» (1940), «Сталин как политик» (1940), «Большое сражение за Ленинград» (1941), «Бой за Мурманск» (1942), «Снова бой за Москву?» (1942), «Штурм Севастополя» (1942), «Бой у Волги» (1942), «Гигантское сражение на восточном фронте. Вклад народа» (1943), «Почему советы не поехали в Касабланку» (1943), «Трагедия Украины» (1943), «Русская народная душа в войне» (1943), «О предателях» (1944), «Война и человечность» (1944), «Народ и война» (1944), «Власовское движение» (1945), «Новый миф о Гитлере?» (1945), «Почему Германия проиграла войну?» (1945), «Как жил русский во время войны?» (1946), «Что происходит в России?» (1946) и мн. др.

Всю свою жизнь Ильин болел часто  и многочисленными болезнями, к  которым относился с христианским мужеством и считал их перстом  Божиим. Умер он в больнице мгновенной и легкой смертью. На его могиле в  Цолликоне установлен красивый надгробный памятник, на котором высечена философская  эпитафия, составленная им самим.

Творческое наследие Ильина огромно  и хорошо сохранилось. Оно насчитывает  более 50 книг и брошюр, несколько  сот статей, более 100 лекций, огромное количество писем, практически неопубликованных, часть незаконченных работ, стихотворения, поэмы, шуточные поэтические опусы, воспоминания, документы, находящиеся  в многочисленных архивах разных стран.

История философии и философских  учений.

В этом направлении его исследования были связаны, во-первых, с изучением тех или иных философов и их идей, которые, как правило, заканчивались солидными рукописям (неопубликованными): «Идеальное государство Платона в связи с его философским мировоззрением» (1903), «Учение Канта о "вещи в себе" в теории познания» (1905), «О "Наукоучении" Фихте Старшего издания 1794 г.» (1906-09), «Учение Шеллинга об Абсолютном» (1906-09), «Идея конкретного и абсолютного в теории познания Гегеля» (1906-09), «Идея общей воли у Жан-Жака Руссо» (1906-09), «Метафизические основы учения Аристотеля о Doulos Fysei» (1906-09); во-вторых, с многочисленными критическими рецензиями выходящих в то время книг: «Николай Бердяев. Новое религиозное сознание и общественность» («Юридическая биография», Ярославль, 1907, № 1), «Рудольф Штаммлер. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории» («Критическое обозрение». М., 1907, вып. 5), «Фихте. Назначение человека. Фихте. Основные черты современной эпохи» («Критическое обозрение», М., 1907, вып. 5), «Шеллинг. Философское исследование о сущности человеческой свободы» («Критическое обозрение», М., 1908, вып. 6), «Булгаков С. Н. Карл Маркс как религиозный тип» («Юридическая библиография», Ярославль, 1908, № 1 (6)), «Цокколи, Гектор, проф. Анархизм» («Юридическая библиография», Ярославль, 1908, № 3 (8)), «Столица 3. Очерки по истории идеализма («Юридическая библиография», Ярославль, 1908, № 3 (8)), «Вольский С. А. Философия борьбы. Опыт построения этики марксизма» («Юридическая библиография», Ярославль, 1909, № 1(11)), «Штирнер Макс. Единственный и его собственность» («Юридическая библиография», Ярославль, 1909, № 4(9)), «Вл. Ильин. Марксизм и эмпириокритицизм» («Русские ведомости», 1909, № 222), «Маркелов. Личность как культурно-историческое явление. Этюды по истории индивидуализма» («Критическое обозрение», М., 1912), «А. Луначарский. Религия и социализм» («Критическое обозрение», М., 1912), «Шлейермахер и его "Речи о религии"» («Русская мысль», М., 1912) и др.; в-третьих, обзорные статьи и очерки: «О современных учениях и неокантианстве» («Русские ведомости», 1909, № 89), «Предпосылки анархизма» («Московский еженедельник», М., 1910), «Идея личности в учении Штирнера» («Вопросы философии и психологии», М., 1911), «Кризис субъекта и наукоучении Фихте Старшего» («Вопросы философии и психологии», М., 1912), «О возрождении гегелианства» («Русская мысль», М., 1912), «Философия Фихте как религия совести» («Вопросы философии и психологии», М., 1914) и 6 его больших работ «Учение Гегеля о сущности спекулятивной мысли» («Логос», М., 1914), «Учение Гегеля о реальности и всеобщности мысли» («Вопросы философии и психологии», М., 1914), «Проблема оправдания мира в философии Гегеля» («Вопросы философии и психологии», М., 1916), «Логика Гегеля и ее религиозный смысл» («Вопросы философии и психологии», М., 1916) «Учение Гегеля о свободе воли» («Вопросы философии и психологии», М., 1917), «Учение Гегеля о морали и нравственности» («Вопросы философии и психологии», М., 1917). Эти работы составили основу его знаменитого двухтомника «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (М., 1918). Этот двухтомник до сих пор считается лучшим в мире комментарием гегелевской философии. В нем Ильину удалось обнаружить в философии Гегеля «основную идею, скрывающую в себе "главное", то существенное, во имя чего это учение вынашивалось, созревало и находило в себе деяние слов», но которой Гегель не посвятил ни одной отдельной книги, ни даже отдельной главы, хотя пронес ее через все свое творчество. Это идея конкретно-спекулятивного»: «"Все реальное подлежит закону спекулятивной конкретности" - вот содержание того кардинального опыта и той основной идеи, которой посвящена вся философия Гегеля», - заключает Ильин. Нужно заметить, что, написав столь фундаментальное исследование о Гегеле, Ильин никогда не был гегельянцем (вопреки расхожему мнению о нем), о чем он сам высказался во введении к немецкому переводу своей книги в 1946. Более того, ему как правоведу, ученику Н. И. Новгородцева, понадобилось изучение Гегеля в связи с его философией права, о чем Ильин написал в первом тезисе своей диссертации: «Философия Гегеля есть целостное метафизическое учение, посвященное единому предмету и созданное единым методом. Исследование его философии права и государства должно начинаться с усвоения этой единой и общей метафизической основы». Последний, 23-й, тезис диссертации гласит: «В таком понимании государства заложены глубокие трудности, которые имеют обнаружить кризис теодицеи, созданной Гегелем». Тем самым Ильину, как ученому-правоведу и государствоведу, пришлось не только обнаружить «неудачу» Гегеля в этом направлении, но и приступить к созданию своей собственной, не зависимой от гегелевской, системы и теории права и государства.

Философия права и учение о правосознании.

Работа Ильина над проблемами философии  права началась с его кандидатских сочинений (неопубликованных): «Проблема  метода в современной юриспруденции» (1906-09). В этой области его интересовало 3 основных вопроса: «Идея государственного суверенитета», «Монархия и республика»  и «Природа международного права». Первые его публикации - это брошюры  «Что такое политическая партия» (1906) и «Свобода собраний» (1906). Первая опубликованная его научная работа «Понятие права  и силы» (1910, нем. вариант 1912). Затем  им была написана глава книги-учебника «Общее учение о государстве» (1915) и  ст. «О принятии права» (1916), с которой  начинает создаваться им «Учение  о правосознании». После февральской  революции он издал в «Народном  праве» 5 брошюр: «Партийная программа  и максимализм», «О сроке созыва Учредительного собрания», «Порядок или  беспорядок?», «Демагогия и провокация»  и «Почему "не надо продолжать войну"?», в которых были сформулированы идеи правового государства. В 1919 он закончил свой фундаментальный труд «Учение  о правосознании», но опубликовать его не было никакой возможности  не только в России, но и в эмиграции; он дорабатывал ее до конца свое жизни, а издана была она вдовой после  его смерти под названием «О сущности правосознания» (Мюнхен, 1956). Ильин относил  право к духовной сфере. Его установку  можно обозначить как православно-христианскую, относящую право (естественное) к  тайне творения Господня и замыслу  Бога о человеческом обществе. Согласно Ильину, законы, которые должны осуществляться между людьми в их жизни и деятельности, - это нормы, или правила, указывающие  человеку искомый им лучший путь его  внешнего поведения. При выборе способа  своего поведения (совершенно свободно, в силу присущей ему от природы  и Бога свободы) человек бывает всегда «прав», если он следует в русле  этого установленного пути, и «неправ», если он его не придерживается. Поэтому  создание людьми порядка социальной жизни по своему произволу хотя и  возможно, но всегда обречено на неудачу. Ильин сформулировал 3 «аксиомы правосознания», лежащие в основе правовой жизни  любого народа, -те «основные истины, которым в жизни соответствуют  основные способы бытия, мотивирования  и действования»: «закон духовного  достоинства, закон автономии и  закон взаимного признания». Первое, что отличает основного гражданина, - это свойственное ему чувство собственного духовного достоинства. Он чтит духовное начало в самом себе, свою религиозность, свою совесть, свой разум, свою честь, свои убеждения, свое художественное чутье. Второе - это его внутренняя свобода, превращенная в самостоятельную дисциплину. Он, гражданин, есть некий ответственный самоуправляющийся волевой центр, истинный субъект права, которому подобает быть свободным внутренне и поэтому принимать участие в государственных делах. Такому гражданину подобает уважение и доверие. Он есть как бы твердыня государственности, носитель верности и самообладания, гражданственный характер. Третье, что отличает настоящего гражданина, это взаимное уважение и доверие, которое связывает его с др. гражданами и с его государственной властью. Эти аксиомы, как и все учение о правосознании, - «живое слово» о той духовной атмосфере, в которой нуждается право и государство для своего процветания. Аналогично этому разработанные им аксиомы власти, вместе с его теорией «свободной лояльности», являются источниками «правильной политической жизни». Теории государства и политического устройства посвящены многочисленные статьи и лекции, а также двухтомник «Наши задачи» (1956) и незаконченный труд «О монархии и республике» (1978). Для России после крушения большевизма Ильин считал необходимым найти разумное сочетание монархических и республиканских предпочтений с аристократическим, ведущим слоем «национальной диктатуры». В связи с этим в его творчестве значительное место занимает рассмотрение вопросов истинного патриотизма и национализма, который он определил как любовь к духу своего народа. Еще в 1914-15 он прочитал свою знаменитую лекцию «Об истинном патриотизме», основные идеи которой позднее вошли в книгу «Путь духовного обновления» (1937).

Информация о работе Философия И. Ильина