Философия Гегеля

Автор: Виктория Гилева, 18 Ноября 2010 в 21:18, реферат

Описание работы

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831) . Он родился в семье высокопоставленного чиновника. В 1788-1793 гг. учился в Тюбингенском теологическом институте, где прослушал философский и теологический курсы. Восторженно встретил революционные события во Франции. В этот период выступал противником феодальных порядков в Германии, сторонником республики. В 1808-1816 гг. был директором гимназии в Нюрнберге. После падения Наполеона и

распространения реакции Гегель эволюционирует во взглядах, утверждая, что прусское государство устроено на разумных началах.

В 1818 г. приглашён для чтения лекций в Берлинский университет, где проработал до конца жизни.

Содержание

1. Краткая биография Гегеля Г.В.

2. Тождество бытия и мышления - исходный пункт философии Гегеля.

3. Логика Гегеля.

4. Философия природы.

5. Философия духа.

6. "Феноменология духа".

7. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Философия Гегеля идеалистическая система и диалектический ме.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

разрушении его... ".

   Последующее  развитие индивидуального сознания  Гегель прослеживает в феноменологии  и психологии. Здесь он приходит  к заключению, что в основе  индивидуального сознания лежит "объективный дух". Это понятие охватывает, по Гегелю, правовые и нравственные отношения, к которым немецкий идеалист относит также семью, гражданское общество и государство. Нравственность, таким образом, идеалистически истолковывается как внутреннее содержание и движущая сила не только правовых, но также материальных и политических отношений, различные формы которой рассматриваются как необходимые стадии развития объективного нравственного духа.

   И здесь  действительные отношения ставятся  Гегелем с ног на голову. Однако в гегелевском понимании нравственности, несомненно, имеется и глубокая догадка об объективном характере ее развития, о связи этого процесса с развитием всей совокупности общественных отношений.

   Поскольку  сущностью духа, согласно Гегелю, является свобода, то право определяется как осуществление, непосредственное бытие свободы. С этой точки зрения право противопоставляется феодальному произволу. Однако Гегель не видит классового характера правовых отношений, отражающего волю господствующего класса. Важнейшим выражением права является, по Гегелю, частная собственность, которая рассматривается не как определенная историческая форма общественных отношений, а как необходимое, субстанциальное воплощение свободы.

   Гегель  выводит из понятия права основные черты "гражданского общества", ставя с ног на голову действительные отношения между экономическим строем и надстройкой. Государство он характеризует как высшее развитие объективного нравственного духа и по длинную основу экономических отношений, в чем также наглядно проявляется свойственное Гегелю идеалистическое понимание общественной жизни.

   В рамках  этой идеалистической конструкции  Гегель часто высказывает глубокие  догадки относительно действительной  сущности общественных отношений.

   История  человечества изображается Гегелем  как прогресс в сознании свободы,  которая, по его мнению, составляет  внутреннюю природу человека, но  лишь постепенно, на протяжении  многовековой истории осознается  человеком, благодаря чему он  и действительно становится свободным.

   Всю мировую  историю Гегель разделял на  три основные эпохи: восточную,  античную и германскую. В восточном  мире человек еще не осознал,  что свобода составляет его  сущность, поэтому здесь, по утверждению  Гегеля, все - рабы. В античном мире (Древняя Греция и Рим) некоторые уже осознали, что свобода образует их сущность: они то и свободны в отличие от тех, которые не осознают этого и поэтому остаются рабами. Как идеалист Гегель фактически игнорирует связь рабства с определенными экономическими

условиями. Он выводит  рабство из сознания людей. В основе рабства лежит, следовательно, рабское  сознание, действительное отношение  поставлено здесь на голову, бытие  выводится из сознания. Лишь в германском, или христианском, мире все, по мнению Гегеля, сознают свою духовную сущность, и поэтому здесь все свободны.

   Искусство,  религия и философия, по учению  Гегеля - высшие формы самосознания "абсолютного духа": в них  завершается всемирная история  и мировой разум полностью  осознает себя и самоудовлетворяется. Философию Гегель рассматривал как наиболее глубокое выражение истины, противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако и религия, по мнению Гегеля, содержит абсолютную истину, но лишь в форме чувственного, так сказать наивного, образного представления. Поэтому, хотя философия. по Гегелю. выше религии, содержание философии в конечном счете совпадает с содержанием религиозного учения, поскольку и там и тут предметом познания оказывается "абсолютная идея", выражающая в системе Гегеля и Бога и мир в целом. Гегель, следовательно, игнорирует противоположность науки и религии, не видит величайшего прогрессивного значения той борьбы, которую вели естествознание и прогрессивная материалистическая философия против религиозного мировоззрения.  

6. Феноменология духа. 

   В "Феноменологии  духа" (1807) , по словам Маркса, содержатся  истинный исток и тайна гегелевской  философии. Рассмотрим подробнее  это произведение. В нём даётся  происхождение диалектики, а также  раскрывается принцип абсолютного  идеализма: господство мирового разума в мире, абсолютной идеи, которая в своём поступательном развитии развивается от противоположности с предметом до абсолютного знания, т.е. до понятий науки. Таким образом, Гегель пытался раскрыть генезис философского знания, начинающегося с чувственной достоверности и доходящего до философского знания. Сначала сознание противостоит предмету, который не зависит от него, и не знает своей природы, а также сущность предмета. На второй стадии сознание овладевает своей собственной общественной природой и сознаёт себя в качестве участника исторических событий. Когда сознание ретроспективно обозревает свой собственный путь, то поднимается на третий этап своего развития и доходит до абсолютного знания. В "Феноменологии духа" Гегель, рассматривая исторически весь путь сознания, применяет принцип историзма и даёт толкование общественной природы сознания. Он показывает историческую необходимость развития сознания, которая выражается в разных формах. Однако на ступени абсолютного знания развитие сознания останавливается.

   В "Феноменологии  духа" Гегель рассматривает такую  важную для философии категорию,  как отчуждение, которое он понимает  в разных смыслах, хотя и  связанных между собой. Отчуждение  для Гегеля это, прежде всего  порождение духом природы и общества, т.е. опредмечивание. Затем под отчуждением он понимал любую целесообразную деятельность человека, отчуждение деятельности человека в результатах его труда. Кроме того, Гегель видел отчуждение в искажённом восприятии людьми продуктов своей деятельности.

  В гегелевской философии духа особенно ярко сказались свойственные этому мыслителю и немецкой буржуазии того времени вообще консервативные, а частью прямо реакционные взгляды. Тем не менее, было бы неправильно на этом основании совсем отрицать положительное значение работ Гегеля. Его диалектический метод лёг в основу более поздних философских работ.  

7. Заключение

   В оценке  философии у Гегеля есть много  ценного. Он подчёркивал, что  философское обобщение действительности  не есть дело произвола, капризное желание пройтись для перемены разочек на голове, после того, как ходили долго на ногах. Но он не отвергал содержание положительных наук, просто философия не должна с ними считаться.

   Заслуга  Гегеля состоит в том, что  он развил диалектический метод понимания мира. Гегель разработал вопросы взаимосвязи, движения, развития и превращения количественных изменений в качественные, вопросы природы теоретического мышления, о логических формах и категориях, в которых осуществляется это теоретическое мышление.

   Большой  вклад сделан Гегелем в понимании  метода науки. 

   Метод,  согласно Гегелю, - это не совокупность  искусственных приёмов изобретённых  человеком, он есть нечто, что  не зависит от предмета исследования. Метод - отражение реальной связи, движения, развития явлений объективного мира.

   Гегель  показал, что познание есть  исторический процесс. 

   Поэтому  истина - это не готовый результат  познания, навсегда данный, она постоянно  развивается; логические формы,  в которых развивается истина, имеют объективный характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список использованной литературы. 

   1. Блинников  Л. В. "Краткий словарь философов", Москва, 1994 г. 

   2. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений, 2 том.

   П/р Фролова И. Т. - М., 1989г.

   3. Гвозданный  В. А., Гусев Г. А. "Основы философии: этапы развития и современные проблемы", Москва, 1994 г.

   4. Гегель, Сочинения, Москва, 1956 г. 

   5. Гегель, "Работы разных лет", Москва, 1970 г. 

   6. "История  философии" (под редакцией Дынника) , Москва, 1965 г.

   7. "Краткий очерк истории философии"., 4 изд., М., 1981 г.

    8. Мир философии. Книга для чтения, 1 часть. М., 1991г.

  

Информация о работе Философия Гегеля