Философия Гегеля

Автор: Виктория Гилева, 18 Ноября 2010 в 21:18, реферат

Описание работы

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831) . Он родился в семье высокопоставленного чиновника. В 1788-1793 гг. учился в Тюбингенском теологическом институте, где прослушал философский и теологический курсы. Восторженно встретил революционные события во Франции. В этот период выступал противником феодальных порядков в Германии, сторонником республики. В 1808-1816 гг. был директором гимназии в Нюрнберге. После падения Наполеона и

распространения реакции Гегель эволюционирует во взглядах, утверждая, что прусское государство устроено на разумных началах.

В 1818 г. приглашён для чтения лекций в Берлинский университет, где проработал до конца жизни.

Содержание

1. Краткая биография Гегеля Г.В.

2. Тождество бытия и мышления - исходный пункт философии Гегеля.

3. Логика Гегеля.

4. Философия природы.

5. Философия духа.

6. "Феноменология духа".

7. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Философия Гегеля идеалистическая система и диалектический ме.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

   Логику  Гегель подразделяет на учение  о бытии, сущности, понятии. Начало  всего - чистое ничто, так как оно есть в то же время и чистая мысль. В этом случае оно есть в то же время и ничто, лишённое каких-либо определений. Бытие и ничто взаимопереходят друг в друга, происходит становление, в котором и бытие и ничто сняты, т.е. они одновременно и упразднены, и сохранены. В этом процессе выявляются три основных момента бытия, его триада: утверждение (тезис) , отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез) . Вот пример такого диалектического цикла, приведённый Гегелем: "Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признаётся ложным наличным билетом растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого" (Гегелевская постановка вопроса о диалектической логике носит идеалистический характер, поскольку Гегель отождествляет законы природы с законами логики, мышления. Нельзя согласиться с гегелевским пониманием объективности форм мышления, но оно содержит в себе глубокую догадку о том, что различные формы мышления по самой своей структуре аналогичны отношениям и процессам, имевшим место в объективной действительности.

   Понятия, по Гегелю, находятся в непрерывном движении, переходят, "переливаются" друг в друга, изменяются. развиваются, превращаются в свою противоположность, обнаруживая внутренне присущие им противоречия, которые и составляют движущую силу их развития. Развитие понятий, идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к понятию, все более богатому содержанием, охватывающему в единстве различные, даже противоположные, стороны. Гегель показывает, что количественные изменения приводят к изменениям качественным, совершаются путем скачка, перерыва непрерывности.

   Гегелевское  учение о диалектике мышления, о взаимосвязи и движении понятий  косвенно указывает на содержание  и закономерности развития тех  реальных материальных процессов, которые вопреки учению Гегеля существуют независимо от познания, от мышления. Конечно, Гегель не мог "выдумать" диалектику понятий: ее действительным источником была реальная диалектика вещей в природе и обществе.

   Характеризуя  сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что к ней следует отнести и то, что отличает явления друг от друга, и то, что одинаково, тождественно в них. Но в противоположность метафизике Гегель утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно друг от друга, а представляют собой противоположные, друг с другом связанные моменты сущности.

   Говоря  о тождестве, мы имеем в виду  различия, говоря о различии, предполагаем  тождество. 

   Гегель  противопоставляет метафизическому  представлению об абстрактном,  исключающим различия в тождестве, диалектическое представление о конкретном тождестве, содержащем в себе различия.

   Понятие  абстрактного тождества предполагает  существование неизменных, всегда  одинаковых вещей. Понятие конкретного  тождества, напротив, указывает на то, что каждое явление изменяется, т.е. не остается самим собой, всегда одинаковым, а переходит в другое, содержит в себе это другое как противоположность, отрицание, зародыш будущего.

   Характеризуя  понятие, Гегель правильно отмечает, что оно не есть только общее. Общее, взято само по себе, вне связи с особенным, т.е. с тем, что отличает одно явление от другого, бессодержательно. В реальной действительности, а следовательно и в

понятии общее, особенное и единичное также  неразделимы, как тождество и различие в сущности явлений. Раскрывая многократность понятия, единство различных сторон в самой действительности, Гегель приходит к выводу, что истина лишь постольку есть истина, поскольку содержит в себе в единстве различные, в том числе и противоположные, стороны реального. В этом смысле Гегель утверждает: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

   Понятие  как единство общего, особенного  и единичного получает свое  необходимое выражение в различных  видах суждений и умозаключений,  которые изображаются Гегелем как обнаружение и осуществление творческой мощи присущей "понятию" как

внутренней основе всех тех процессов, которые наблюдаются  в природе и обществе на всем протяжении истории.

   Понятие  у Гегеля - это процесс теоретического  мышления, возведенный в абсолют. Активность мышления и всей сознательной, целесообразной практической деятельности людей, преобразующей мир, идеалистически истолковывается Гегелем как творчество,

самопознание "абсолютной идеи", обнаруживающей в себе все  то, что непосредственно, на поверхности  выступает как развитие природы  и общества. Таким образом, признавая  развитие и пытаясь дать его картину, Гегель изображает его как процесс  познания,

осуществляющийся в лоне "абсолютной идеи".

   В своем  учении о познании Гегель ставит  также вопрос об отношении  теоретического познания к практической  деятельности, пытаясь вскрыть единство  и взаимодействие между теорией  и практикой. Развивая положение  Канта и Фихте об активности

познающего мышления, Гегель показывает, что преобразование действительности и познание ее составляют единый процесс. В этом отношении  Гегель идет дальше материалистов 17 18 вв., которые рассматривали процесс  познания созерцательно, т.е. преимущественно как воздействие предмета на познающий субъект и соответственно восприятие этого воздействия субъектом.

   Марксистское  понимание практики в корне  противоположно гегелевскому, поскольку  для диалектического материализма  практика есть применение материальных средств с целью изменения и познания материальной действительности. По Гегелю же, практика есть деятельность мышления, а в конечном итоге космическая деятельность "абсолютной идеи", которая творит мир, познавая себя.

   Логический  процесс развития завершается у Гегеля понятием "абсолютной идеи", которая вначале "отчуждает" свое бытие, сообщает ему движение, в результате которого бытие становится содержательным. Затем она обнаруживает себя как сущность, как понятие и, наконец, благодаря развитию понятия как "абсолютная идея", которая выступает как систематическое, многообразное единство всех сторон, логических определений, характеризует не только мир как целое, но и его познание.  

  1. Философия природы.
 

   Если  логика, по Гегелю, есть "наука  об идее в себе и для себя", то философия природы характеризуется им как "наука об идее в ее инобытии". Гегель не объясняет, как происходит переход от "чистой" логической идеи к природе, он просто декларирует, что "абсолютная идея", познав новое собственное содержание, "решается из самой себя свободно отпустить себя в качестве природы". Значит ли это, что было время, когда еще не существовало природы и "абсолютная идея" существовала сама по себе, так сказать, в чистом, обнаженном виде? На этот вопрос у Гегеля нет сколько-нибудь убедительного ответа. "Абсолютная идея", по Гегелю, существует вне времени, природа также не имеет начала во времени. Как же можно в таком случае утверждать, что "абсолютная идея" предшествует природе? Ведь и сам Гегель вынужден признать, что "дух есть дух, лишь будучи опосредствован природой". И тем не менее Гегель солидаризируется с христианским догматом о сотворении мира Богом из ничего. Он лишь переделывает его на свой лад для согласования с основными положениями своей идеалистической системы. Поэтому Гегель говорит: "Мир сотворен, сотворяется и теперь и был вечно сотворен; эта вечность выступает перед нами в форме сохранения мира".

   Главными  формами природного бытия "абсолютной  идеи" являются механика, физика, органика. Характеризуя механику, Гегель рассматривает пространство, время, материю, движение, всемирное тяготение. Идеалистически истолковывая эти основные понятия механики, Гегель пытается логически вывести материю из времени и пространства. При этом он все же вынужден признать, что не существует пустых, незаполненных времени и пространства, из чего, вопреки его идеалистическому утверждению, следует, что время и пространство представляют собой формы существования материи.

   Гегель  также признает, что материя и  движение неотделимы друг от друга. Но при этом материя остается для Гегеля лишь внешним, доступным чувственному восприятию проявлением, обнаружением "абсолютной идеи". Да и само движение материи изображается Гегелем не как изменение, ведущее к развитию, а как простое перемещение в пространстве, круговорот, повторение того, что существовало раньше.

   В физике  Гегель рассматривает небесные  тела, свет, теплоту, химизм, и. т.п., пытаясь вскрыть связь между  этими процессами и показать, что все они образуют последовательный иерархический ряд обнаружений порождающей их духовную сущность. В этой части натурфилософии Гегеля много произвольных допущений, необоснованных утверждений, наглядно свидетельствующих о неспособности идеализма научно обобщить данные естествознания.

   Гегель отвергал в основном уже сложившееся в его время представление о химическом процессе как о взаимодействии атомов, он отрицал также и тот факт, что вода состоит из водорода и кислорода. Он также подходит к пониманию электричества как особой формы движения материи.

   Третья  часть философии природы - органика - посвящена вопросам геологии, ботаники  и зоологии. Здесь Гегель стремится  показать, что переход от неживого  к живому есть завершение природного  процесса: "Дух выходит таким  образом из природы". Это

значит, что природа  есть лишь низшая ступень обнаружения  и самопознания "абсолютной идеи"; свое высшее адекватное воплощение "абсолютная идея" получает лишь в человеке, в  развитии общества.

   Однако  Гегель не признает реального  процесса развития органической материи и живых существ: все эти природные формы, по его мнению, есть порождение "абсолютной идеи".

   Философия  природы Гегеля, несмотря на отдельные  содержавшиеся в ней глубокие  диалектические догадки, весьма  далека от действительно диалектического понимания природы как единого связного целого, изменяющегося, развивающегося на основе внутренне присущих ей противоречий.

   В силу  своего идеалистического характера  философия природы Гегеля оказалась  наиболее слабой частью его  системы. В ней особенно резко выразилось противоречие между идеализмом и науками о природе, невозможность примирения идеалистического истолкования природы с ее научным исследованием. Ввиду исходных идеалистических посылок своей философии Гегель вынужден был рассматривать природу как "конечную" сферу существования "абсолютной идеи", приписывая природе ту ограниченность, которая была свойственна лишь тогдашним естественнонаучным представлениям. Поэтому Гегель не смог преодолеть и метафизического, механистического понимания природы, хотя в ряде вопросов он стоял выше современных ему естествоиспытателей и подвергал критике их узкий эмпиризм и метафизически-механистический подход к явлениям природы.  

  1. Философия духа.
 

   Третья  часть философской системы Гегеля - философия духа посвящена рассмотрению "абсолютной идеи" на заключительном этапе ее развития, когда она, покидая природу, "возвращается" к самой себе в качестве "абсолютного духа", т.е. "абсолютной идеи", преодолевшей свое "отчуждение", снявшей свое отрицание (природу) и развивающейся как самосознание человечества на всем протяжении всемирной истории. В природе, по Гегелю, духовное содержание находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертной материальной формой. Философия духа Гегеля есть идеалистическое учение о развитии индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии человечества вообще. Поэтому история человечества, сведенная к истории его духовного развития, оказывается в конечном счете историей познания и самопознания.

   Философия  духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология) , учения об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания "абсолютной идеи" (искусство, религия, философия) .

   В антропологии речь идет об индивидуальном развитии человеческой личности, об отношении души и тела, о расовых различиях, различии человеческих возрастов, о здоровье и болезненном состоянии человеческого организма, о характере, темпераменте и. т.п. Характеризуя отличие человека от животного, Гегель вслед за французскими просветителями указывает на первостепенное значение прямохождения, давая, однако, чисто идеалистическое объяснение этому факту. Правильно отмечая, что расовые различия не дают никаких оснований для расизма, Гегель тем не менее полагает, что расы и нации образуют различные ступени самоопределения "абсолютного духа", ввиду чего различия между ними в области культурного развития в принципе непреодолимы. Исследуя человеческие возрасты, Гегель приходит к ошибочному выводу, что выступление личности против существующих общественных порядков представляет собой юношеское увлечение, которое исчезает вместе с переходом к зрелому возрасту. Взрослый человек, мужчина, по мнению Гегеля, "работает в пользу дела, а не во вред ему, заинтересован в сохранении существующего порядка, а не в

Информация о работе Философия Гегеля