Автор: s**************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 15:18, реферат
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье высокопоставленного чиновника. После окончания теологического факультета университета некоторое время был домашним учителем, затем – директором гимназии. С 1816 г. Гегель был приглашен в Гейдельбергский университет, а в 1818 г. – в Берлинский, где работал профессором, а потом и ректором.
Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние на последующую историю политико-правовой мысли. Гегелевская философия давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и критических оппозиционных воззрений.
Введение…………………………………………………………………3
Понятие «Абсолютной идеи»; тождество мышления и бытия…………………………………………………………...….5
Система философии Гегеля; логика, философия природы, философия духа…………………………………………………...8
Логика……………………………………………………....8
Философия природы……………………………………….9
Философия духа…………………………………………..11
Диалектика Гегеля………………………………………………12
Диалектический анализ Гегеля.
Закон Диалектики………………….……………………..13
Философия истории, государства и права…………………….15
Философия истории……………………………………...15
Философия государства и права………………………...16
Философия природы Гегеля, несмотря на отдельные содержавшиеся в ней глубокие диалектические догадки, весьма далека от действительно диалектического понимания природы как единого связного целого, изменяющегося, развивающегося на основе внутренне присущих ей противоречий.
В
силу своего идеалистического характера
философия природы Гегеля оказалась
наиболее слабой частью его системы.
В ней особенно резко выразилось
противоречие между идеализмом и
науками о природе, невозможность
примирения идеалистического истолкования
природы с ее научным исследованием. Ввиду
исходных идеалистических посылок своей
философии Гегель вынужден был рассматривать
природу как «конечную» сферу существования
«абсолютной идеи», приписывая природе
ту ограниченность, которая была свойственна
лишь тогдашним естественнонаучным представлениям.
Поэтому Гегель не смог преодолеть и метафизического,
механистического понимания природы,
хотя в ряде вопросов он стоял выше современных
ему естествоиспытателей и подвергал
критике их узкий эмпиризм и метафизически-механистический
подход к явлениям природы.
2.3. Философия духа:
Третья часть философской системы Гегеля – философия духа –
посвящена рассмотрению «абсолютной идеи» на заключительном этапе их
развития, когда она, покидая природу, «возвращается» к самой себе в качестве «абсолютного духа», т.е. «абсолютной идеи», преодолевшей свое «отчуждение», снявшее свое отрицание (природу) и развивающейся как самосознание человечества на всем протяжении всемирной истории. В природе, по Гегелю, духовное содержание находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертной материальной формой. Философия духа Гегеля есть идеалистическое учение о развитии индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии человечества вообще. Поэтому история человечества, сведенная к истории его духовного развития, оказывается, в конечном счете, историей познания и самопознания.
Гегель, непосредственно выделил три разновидности духа:
______________
3 – «Введение в философию». Фролов И.Т. М., 1990 г. (С. 35)
Поскольку сущностью духа, согласно Гегелю, является свобода, то право определяется как осуществление, непосредственное бытие свободы. С этой точки зрения право противопоставляется феодальному произволу. Однако Гегель не видит классового характера правовых отношений, отражающего волю господствующего класса. Важнейшим выражением права является, по Гегелю, частная собственность, которая рассматривается не как определенная историческая форма общественных отношений, а как необходимое,
субстанциальное воплощение свободы.
Гегель
выводит из понятия права основные
черты "гражданского общества",
ставя с ног на голову действительные
отношения между экономическим
строем и надстройкой. Государство
он характеризует как
высшее развитие объективного
нравственного духа и
подлинную основу экономических
отношений, в чем также
наглядно проявляется свойственное
Гегелю идеалистическое понимание
общественной жизни.
В рамках этой идеалистической
конструкции Гегель часто высказывает
глубокие догадки относительно
действительной сущности общественных
отношений.
III. Диалектика Гегеля
Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:
Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона:
1 закон. Закон перехода количественных изменений в качественные.
Гегель
дал определение категорий
Количество, по Гегелю, есть определенность, «безразличная для бытия» внешняя определенность вещи. Качество есть внутренняя определенность вещи.
Качество и количество не могут существовать изолированно друг от друга, так как любая вещь есть определенно и качественная величина, качественно определенное качество. Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера. Каждая вещь, поскольку она качественно определенная, есть мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит перерыв постепенно, или качественный скачок. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния в другое. Скачок – это единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое – уже есть.
2 закон. Закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон. Для характеристики этого закона, Гегель рассматривает такие понятия, как:
- тождество – равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу;
- различие – отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу;
-
противоположности –
-
противоречие – процесс
Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.
3 закон. Закон отрицания отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития. Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Отрицание, по Гегелю, обладает диалектической природой, именно представляет собой единство трех основных моментов: преодоление старого; преемственность и развитие; утверждение нового.4
Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эта цикличность связана с прохождением в процессе развития трех стадий:
-
утверждение или положение (
-
отрицание или
_____________
4
– История философии (под ред. Дынникова)
М., 1965 г.
-
отрицание отрицания, снятие
Процесс отрицание отрицания, не складывается так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе, и наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых его предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. Действие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растения. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него прорастает стебель, отрицающий это зернышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло отрицание отрицания.
Помимо
диалектического истолкования категорий
и разработки трех законов, диалектический
метод Гегеля также включает в себя принципы
анализа действительности, как восхождения
от абстрактного к конкретному, соотношение
логического и исторического, всестороннего.
IV. Философия истории, государства и права.
4.1. Философия истории:
Гегель считал, что история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. Всю историю Гегель делит на три большие фазы:
Всемирная история как прогресс в сознании свободы, по Гегелю, делится на четыре всемирно-исторических мира:
- восточный;
- греческий;
- римский;
- германский,
которым соответствуют
Основой всемирной истории является экономическая деятельность, т.е. труд – преобразование природы с помощью орудий труда.
Противоречия, конфликты в обществе – не зло, а благо, двигатель прогресса, а противоречия и конфликты между государствами, войны – двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе.
4.2. Философия государства и права:
В рассмотрении вопроса о государстве и праве, Гегель на протяжении многих лет, синтезировал философские и политико-правовые исследования. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился, прежде всего, найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существование. Гегель первым различает гражданское общество и политическое государство, трактуя гражданское общество, как опосредствованная трудом, система потребностей покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое государство на три власти, считая подлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы. Высшим моментом, идеи государства Гегель представляет идеализацию суверенитета. Гегель выделил национальную сущность государства, поделив всемирную историю мира на четыре всемирно-исторических мира, возвеличивал при этом германские народы и приукрашивая степень развитости Пруссии и других немецких государств.
В философии Гегеля «право» употребляемся в нескольких основных значениях: