Философия Гегеля

Автор: s**************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 15:18, реферат

Описание работы

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье высокопоставленного чиновника. После окончания теологического факультета университета некоторое время был домашним учителем, затем – директором гимназии. С 1816 г. Гегель был приглашен в Гейдельбергский университет, а в 1818 г. – в Берлинский, где работал профессором, а потом и ректором.

Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние на последующую историю политико-правовой мысли. Гегелевская философия давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и критических оппозиционных воззрений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Понятие «Абсолютной идеи»; тождество мышления и бытия…………………………………………………………...….5
Система философии Гегеля; логика, философия природы, философия духа…………………………………………………...8
Логика……………………………………………………....8
Философия природы……………………………………….9
Философия духа…………………………………………..11
Диалектика Гегеля………………………………………………12
Диалектический анализ Гегеля.

Закон Диалектики………………….……………………..13
Философия истории, государства и права…………………….15
Философия истории……………………………………...15
Философия государства и права………………………...16

Работа содержит 1 файл

полный вариант.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

      Философия природы Гегеля, несмотря на отдельные  содержавшиеся в ней глубокие диалектические догадки, весьма далека от действительно диалектического  понимания природы как единого  связного целого, изменяющегося, развивающегося на основе внутренне присущих ей противоречий.

      В силу своего идеалистического характера  философия природы Гегеля оказалась  наиболее слабой частью его системы. В ней особенно резко выразилось противоречие между идеализмом и  науками о природе, невозможность примирения идеалистического истолкования природы с ее научным исследованием. Ввиду исходных идеалистических посылок своей философии Гегель вынужден был рассматривать природу как «конечную» сферу существования «абсолютной идеи», приписывая природе ту ограниченность, которая была свойственна лишь тогдашним естественнонаучным представлениям. Поэтому Гегель не смог преодолеть и метафизического, механистического понимания природы, хотя в ряде вопросов он стоял выше современных ему естествоиспытателей и подвергал критике их узкий эмпиризм и метафизически-механистический подход к явлениям природы.  

      2.3. Философия духа:

      Третья  часть   философской   системы   Гегеля –  философия  духа –

посвящена рассмотрению «абсолютной идеи»  на заключительном этапе их

развития, когда она, покидая природу, «возвращается» к самой себе в качестве «абсолютного духа», т.е. «абсолютной идеи», преодолевшей свое «отчуждение», снявшее свое отрицание (природу) и развивающейся как самосознание человечества на всем протяжении всемирной истории. В природе, по Гегелю, духовное содержание находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертной материальной формой. Философия духа Гегеля есть идеалистическое учение о развитии индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии человечества вообще. Поэтому история человечества, сведенная к истории его духовного развития, оказывается, в конечном счете, историей познания и самопознания.

      Гегель, непосредственно выделил три  разновидности духа:

    • Субъективный дух – душа, сознание отдельного человека (так называемый «дух для себя»).
    • Объективный дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объектов нового духа является право – данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право – реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа является нравственность, гражданское общество, государство.
    • Абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа является: искусство, религия и философия.3

______________

3 – «Введение в философию». Фролов И.Т. М., 1990 г. (С. 35)

      Поскольку сущностью духа,  согласно  Гегелю,   является  свобода,  то  право определяется как осуществление,  непосредственное  бытие  свободы.  С   этой точки  зрения   право  противопоставляется   феодальному  произволу.  Однако Гегель не видит классового  характера правовых  отношений, отражающего  волю господствующего класса. Важнейшим  выражением  права  является,  по  Гегелю, частная собственность,  которая   рассматривается   не   как   определенная историческая   форма   общественных   отношений,    а    как  необходимое,

субстанциальное воплощение свободы.

      Гегель  выводит из понятия права основные  черты "гражданского  общества", ставя с ног на голову  действительные отношения  между экономическим  строем и  надстройкой.   Государство  он   характеризует   как    высшее   развитие объективного  нравственного   духа   и    подлинную   основу   экономических отношений,  в  чем   также   наглядно   проявляется   свойственное    Гегелю идеалистическое  понимание   общественной    жизни.     В    рамках     этой идеалистической  конструкции  Гегель  часто  высказывает  глубокие   догадки относительно  действительной сущности общественных отношений. 

      III. Диалектика Гегеля

      Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон  развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего  мира. Смысл диалектики в том, что:

    • Все – Мировой дух, «конечный дух» - человек, предметы и явления окружающего мира, процессы – содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, теплота и холод, черное и белое и т.д.);
    • Данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
    • Единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).

      Гегель  характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: 

      1 закон. Закон перехода количественных изменений в качественные.

      Гегель  дал определение категорий качества, количества и меры, считая их III формами начальной ступени бытия идеи. Качество – это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество есть первая непосредственная определенность бытия.

      Количество, по Гегелю, есть определенность, «безразличная  для бытия» внешняя определенность вещи. Качество есть внутренняя определенность вещи.

      Качество  и количество не могут существовать изолированно друг от друга, так как любая вещь есть определенно и качественная величина, качественно определенное качество. Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера. Каждая вещь, поскольку она качественно определенная, есть мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит перерыв постепенно, или качественный скачок. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния в другое. Скачок – это единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое – уже есть.

      2 закон. Закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон. Для характеристики этого закона, Гегель рассматривает такие понятия, как:

      - тождество – равенство объекта  самому себе или нескольких  объектов друг другу; 

      - различие – отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу;

      - противоположности – взаимоотношение  таких сторон объекта или объектов  друг с другом, которые коренным  образом отличаются друг от  друга; 

      - противоречие – процесс взаимопроникновения  и взаимоотрицания противоположностей.

      Разрешение  любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение  данного объекта, превращает его  в качественно иной объект, отрицание  новым объектом старого, возникновение  новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.

      3 закон. Закон отрицания отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития. Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Отрицание, по Гегелю, обладает диалектической природой, именно представляет собой единство трех основных моментов: преодоление старого; преемственность и развитие; утверждение нового.4

      Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и  характеризует цикличность развития. Эта цикличность связана с прохождением в процессе развития трех стадий:

      - утверждение или положение (тезис);

      - отрицание или противоположение  этого утверждения (антитезис);

_____________

4 – История философии (под ред. Дынникова) М., 1965 г.  

      - отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

      Процесс отрицание отрицания, не складывается так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой  себе, и наконец, сменяется синтезирующей  высшей мыслью, в которой борьба снятых его предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. Действие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растения. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него прорастает стебель, отрицающий это зернышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло отрицание отрицания.

      Помимо  диалектического истолкования категорий  и разработки трех законов, диалектический метод Гегеля также включает в себя принципы анализа действительности, как восхождения от абстрактного к конкретному, соотношение логического и исторического, всестороннего.       

      IV. Философия истории, государства и права.

      4.1. Философия истории:

      Гегель  считал, что история есть процесс  завоевания человеком все большей  и большей свободы. Всю историю  Гегель делит на три большие фазы:

    • Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т.д.) – такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек – фараон, китайский император и т.д., а все остальные являются его рабами и слугами.
    • Антично-средневековая эра – период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит то «верхушки» и служит ей.
    • Германская эра – современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.

      Всемирная история как прогресс в сознании свободы, по Гегелю, делится на четыре всемирно-исторических мира:

      - восточный;

      - греческий;

      - римский;

      - германский, которым соответствуют следующие  формы государства: восточная  теократия, античная демократия  и аристократия, современная конституционная  монархия. «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны».

      Основой всемирной истории является экономическая  деятельность, т.е. труд – преобразование природы с помощью орудий труда.

      Противоречия, конфликты в обществе – не зло, а благо, двигатель прогресса, а  противоречия и конфликты между  государствами, войны – двигатель  прогресса во всемирно-историческом масштабе.

      4.2. Философия государства  и права: 

      В рассмотрении вопроса о государстве и праве, Гегель на протяжении многих лет, синтезировал философские и политико-правовые исследования. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился, прежде всего, найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существование. Гегель первым различает гражданское общество и политическое государство, трактуя гражданское общество, как опосредствованная трудом, система потребностей покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое государство на три власти, считая подлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы. Высшим моментом, идеи государства Гегель представляет идеализацию суверенитета. Гегель выделил национальную сущность государства, поделив всемирную историю мира на четыре всемирно-исторических мира, возвеличивал при этом германские народы и приукрашивая степень развитости Пруссии и других немецких государств.

      В философии Гегеля «право» употребляемся  в нескольких основных значениях:

      • Право как свобода (идея права) – на ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы – «свобода» и «право» выражают единый смысл.
      • Право как определенная ступень и форма свободы (особое право) – система права как царство реализованной свободы представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных). Конкретизация понятия права есть определенное наличие свободы, а значит и особое право. Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу, государству. Эти «особые права» даны в рамках одной формации объективного духа, они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии. На вершине «особых прав» стоит право государства, над ним лишь право мирового духа.
      • Право как закон (позитивное право) – является одним из «особых прав». Превращение права в себе в закон путем законодательства придает праву форму всеобщности и подлинной определенности.

Информация о работе Философия Гегеля