Автор: s**************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 15:18, реферат
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье высокопоставленного чиновника. После окончания теологического факультета университета некоторое время был домашним учителем, затем – директором гимназии. С 1816 г. Гегель был приглашен в Гейдельбергский университет, а в 1818 г. – в Берлинский, где работал профессором, а потом и ректором.
Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние на последующую историю политико-правовой мысли. Гегелевская философия давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и критических оппозиционных воззрений.
Введение…………………………………………………………………3
Понятие «Абсолютной идеи»; тождество мышления и бытия…………………………………………………………...….5
Система философии Гегеля; логика, философия природы, философия духа…………………………………………………...8
Логика……………………………………………………....8
Философия природы……………………………………….9
Философия духа…………………………………………..11
Диалектика Гегеля………………………………………………12
Диалектический анализ Гегеля.
Закон Диалектики………………….……………………..13
Философия истории, государства и права…………………….15
Философия истории……………………………………...15
Философия государства и права………………………...16
Введение…………………………………………
Закон Диалектики………………….………………
Заключение……………………………………
Список
литературы………………………………………………….
Георг
Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
родился в семье
Философско-правовое
учение Гегеля оказало огромное влияние
на последующую историю политико-
Гегель, говоря о том, что философия способна лишь понять, но не омолодить некую форму жизни уходящую в прошлое, сравнивает свою философию с совой Минервы, начинающей полет лишь с наступлением сумерек. По прошествии более полутора, веков после начала своего полета эта птица, бившаяся в силках различных интерпретаций и горевшая в огне неугасающей критики, представляет уже в виде не совы Минервы, а скорее птицы Феникс. Она пережила много сумерек и рассветов приобретая все новый и новый облик. Галерея этих обликов обширна, но не исчерпана, поскольку жизнь гегелевской философии права – в оценках, интерпретациях и иных многообразных связях с современностью – продолжается.
В. Гегель внес огромный вклад в развитие философии. Он выдвинул и подробно разработал теорию объективного идеализма, стержневым понятием которой является некое безличное духовное начало, которое он называет абсолютной идеей – Мировым духом.
Он подробно рассматривал и выносил определение абсолютного духа, о котором нельзя было сказать ничего определенного.
Большое внимание Гегель уделял рассмотрению природы (окружающего мира), роли человека на Земле и многое другое.
Также ему впервые удалось сформировать понятие диалектики.
Творчество
В. Гегеля считается вершиной классической
немецкой философии.1
________________
1 – Философия. А.П.Хаврак. М., 2003 г. (С. 104)
I. Понятие «Абсолютной идеи»; тождество мышления и бытия.
Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля – отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие – абсолютной идеи.
Абсолютная идея – это:
Одной из главных задач, которая стояла перед Гегелем, являлось рассмотрение понятий мышления и бытия. Мышление, по Гегелю – это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего.
Мышление, утверждает Гегель, «отчуждает» свое бытие в виде материи, природы, которая есть «инобытие» этого объективно существующего мышления, именуемого Гегелем абсолютной идеей. С этой точки зрения разум не специфическая особенность человека, а первооснова мира, из чего следует, что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум рассматриваются Гегелем как независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории. Гегель стремится доказать, что мышление, как субстанциальная сущность, находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности.
Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как
неподвижную, неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса. В этом смысле известного положения Гегеля о том, что абсолютное должно быть понятно не только как предпосылка всего существующего, но и как его результат, т.е. высшая ступень его развития. Эту высшую ступень развития «абсолютной идеи» составляет «абсолютный дух» - человечество, человеческая история.
Мышление по сравнению с чувственными восприятиями представляет собой высшую форму познания внешнего мира. Мы не можем чувственно воспринимать то, чего уже нет (прошлое), то, чего еще нет (будущее).
Чувственные восприятия непосредственно связаны с объектами, предметами, воздействующими на наши органы чувств; наука же обнаруживает, открывает явления, которые мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако, как ни велико значение мышления, как ни беспредельны возможности теоретического познания, мышление базируется на данных чувственного опыта и без него невозможно. Гегель в силу свойственной ему идеалистической недооценки чувственных данных не увидел глубокого диалектического единства рационального и эмпирического, не понял, как из чувственных восприятий внешнего мира мышление черпает свое содержание. Содержание мышления (содержание науки), по мнению Гегеля, есть ему одному (одному лишь мышлению) присущее содержание; оно не получено извне, а порождено мышлением. Познание, с этой точки зрения, не есть обнаружение того, что существует вне нас, вне мышления; это – обнаружение, осознание содержания мышления, науки. Выходит, следовательно, что мышление и наука познает свое собственное содержание и познание оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегель приходит к фантастическому выводу, что человеческое мышление есть одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления – абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадает друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии: все действительное разумно, все разумное действительно.2
Мышление отражает объективную реальность и, поскольку оно правильно ее отражает, можно говорить о разумном взгляде на мир. Но Гегель отождествляет отражение действительности (разум) и то, что отражается, - объективную реальность. Это тождество мирового разума с многообразным миром явлений, этот процесс мышления, содержит в себе все многообразие действительности, и называется им «абсолютной идеей», с одной стороны, наполняется совершенно реальным природным и историческим содержанием, а с другой, оказывается рафинированным представлением о Боге.
Основной формой мышления является понятие. Поскольку Гегель абсолютизирует мышление, он неизбежно обожествляет и понятие. Оно, по его учению, «есть начало всякой жизни» и представляет собой «бесконечную творческую форму, которая заключает внутри себя всю полноту всякого содержания и служит вместе с тем его источником». Выступая против материалистического учения о понятии как высшей форме отражения объективной действительности, Гегель ставит с ног на голову действительное отношение между мышлением и бытием: не мышление, говорит он, отражает бытие, а бытие представляет собой воплощение мышления, понятия, идеи.
Итак,
исходный пункт гегелевской философской
системы – идеалистическое
______________
2 – Философия. А.П.Хаврак. М., 2003 г. (С. 108)
истории
познания, а рост и углубление знаний
о мире рассматривается как развитие
самой действительности. Гегель обожествляет
процесс познания, осуществляемый человечеством,
выдавая его за божественное самопознание,
а также за познание человечеством Бога
и тем самым самого себя.
II. Cистема философии Гегеля; логика, философия природы, философия духа.
Основные
части философской системы
2.1. Логика:
Гегель объявляет логику учением о сущности всех вещей. Поэтому в гегелевской «Науке логики» кроме обычных для логики вопросов и понятий, суждений, умозаключений рассматриваются такие вопросы, которыми формальная логика никогда не занималась: вопросы о закономерностях самой действительности, о превращении количественных изменений в качественные, о соотношении философских категорий и т.д.
Гегелевская
постановка вопроса о диалектической
логике носит идеалистический
Логический процесс у Гегеля непосредственно связан с мышлением и понятием. Понятие у Гегеля – это процесс теоретического мышления, возведенный в абсолют. Активность мышления и всей сознательной, целесообразной практической деятельности людей, преобразующий мир, идеалистически истолковывается Гегелем как творчество, самопознание «абсолютной идеи», обнаруживающий в себе все то, что непосредственно, на поверхности выступает как развитие природы и общества.
В
целом, понятие логики, обнаруживает
себя как сущность, как понятие и, наконец,
благодаря развитию понятия как «абсолютная
идея», которая выступает как систематическое,
многообразное единство всех сторон, логических
определений, характеризует не только
мир как целое, но и его познание.
2.2. Философия природы:
Если логика, по Гегелю, есть «наука об идее в себе и для себя», то философия природы характеризуется им как «наука об идее в ее инобытии». Гегель не объясняет, как происходит переход от «чистой» логической идеи к природе, он просто декларирует, что «абсолютная идея», познав свое собственное содержание, «решается из самой себя свободно отпустить себя в качестве природы». «Абсолютная идея», по Гегелю, существует вне времени, природа также не имеет начала во времени.
Главными формами природного бытия «абсолютной идеи» является механика, физика, органика. Характеризуя механику, Гегель рассматривает пространство, время, материю, движение и всемирное тяготение. Гегель пытается логически вывести материю из времени и пространства.
В физике Гегель рассматривает небесные тела, свет, теплоту и т.д. пытаясь вывести связь между этими процессами и показать, что все они образуют последовательный иерархический ряд обнаружений порождающей их духовную сущность.
Третья часть философии природы – органика – посвящена вопросам геологии, ботаники и зоологии. Здесь Гегель стремится показать, что переход от неживого к живому есть завершение природного процесса: «Дух выходит, таким образом, из природы». Это значит, что природа есть лишь низшая ступень обнаружения и самопознания «абсолютной идеи».