Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:13, контрольная работа
Сущность и основные принципы идеологии Просвещения.
Философские взгляды Вольтера и Ж.-Ж. Руссо
Энциклопедисты: Дени Дидро, Д'Аламбер, Ламетри, Поль Гольбах, Клод Гельвеций
Кроме произведений собственного сочинения, Гольбах издавал переведенные им на французский язык сочинения философов Лукреция, Томаса Гоббса, Джона Толанда, Энтони Коллинза, а также труды немецких и шведских ученых.
Он был соратником Дидро и Гельвеция, принимал активное участие в создании «Энциклопедии», крупную роль сыграл в идейной подготовке Французской революции конца XVIII в. Используя данные современного ему естествознания, Гольбах создал свой главный труд «Система природы, или О законах мира физического и духовного» (1770), явившийся, по словам современников, «Библией материализма». Основным идеям материализма он придал законченные формулировки: движение как перемещение в пространстве есть способ существования материи, которая вечна во времени и бесконечна в пространстве и представляет собой организованное целое, пронизанное сетью причинных связей; самая малая причина может привести к огромным последствиям; мысль о творении мира (креационизм) ложна, поскольку жизнь и сознание - продукты материи.
В целом материализм Гольбаха - не только наиболее радикальное и последовательное материалистическое учение того времени, но и наиболее сухое, схематичное и механистическое.
Клод Адриан Гельвеции (1715-1771) - наиболее яркий представитель этического направления в Просвещении.
Родился в семье придворного врача Жана Клода Адриена Гельвеция (1685—1755), (его фамилия изначально была Schweitzer — Швайцер, что, как Хельвециус, означает в переводе «Швейцарец», «Швейцарский»).
Окончил иезуитский коллеж Луи-ле-Гран, где его готовили к финансовой службе, но при этом ещё с молодости увлекся поэзией (к 1740 к поэзии охладел).
Окончив колледж, служил в Кане помощником своего дяди, сборщика налогов.
В 1738 получил должность генерального откупщика (сборщика налогов) благодаря влиянию своего отца. На этом посту сколотил целое состояние, хотя и не был, как большинство генеральных откупщиков 17-18 вв., коррумпированным и бездеятельным чиновником.
После женитьбы на Анне Катрин де Линьвиль д’Отрикур в 1751, оставил должность. С женой проводил время в замке в Воре близ Ремалара и в своем парижском особняке на улице Сен-Анн. В Воре Гельвеций имел богатые угодья и считался радушным хозяином; в Париже его салон получил известность как место, для выражения свободомыслия. Входил в кружок Дидро и Гольбаха.
Сблизившись с Монтескьё и Вольтером, с 1751 г. посвятил себя научным занятиям и литературе.
Одно из главных его сочинений, «Об уме» (De l’esprit, 1758; рус. пер. 1917, 1938), было осуждено папой Климентом XIII, парижским парламентом и теологическим факультетом Сорбонны, и сожжено.
В 1764 посетил Англию, а в 1765 по приглашению Фридриха II — Пруссию. В 1766 вместе с астрономом Лаландом основал Масонскую ложу наук, которая впоследствии объединяла наиболее известных ученых того времени. К 1769 Гельвеций закончил труд «О человеке» (De l’Homme, опубл. 1772, посм.).
Страдал тяжелой формой подагры и умер в своем доме на улице Сен-Анн 26 декабря 1771 г. в Париже. Полное собрание его сочинений было выпущено в Париже в 1818 г.
В 1758 г. увидела свет книга Гельвеция «Об уме». Книга эта -- плод более чем двадцатилетних раздумий автора -- вызвала всеобщий интерес и стала одной из важнейших вех в развитии материалистической мысли XVIII в. во Франции. В 60-е годы он приступил к подготовке новой книги, намереваясь подробнее изложить и лучше обосновать в ней положения своей антропосоциальной концепции. К середине 1769 г. работа над книгой, получившей название «О человеке», была завершена, но от намерения опубликовать ее Гельвеции отказался, опасаясь жестоких репрессий. Впервые эта книга была издана в 1772 г.
В целом влияние Гельвеция на современников было огромным. Его работы, запрещенные во Франции, выходили большими тиражами за границей и переводились на многие европейские языки.
Деятельность
человеческого сознания (ума) Гельвеции
характеризовал с позиций материалистического
сенсуализма.
Список литературы:
1. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
3.
Миголатьев А.А. Философия.
4.
Балашов Л.Е. Философия:
5.
Французское просвещение и
6. "Мир философии", изд-во политическая литература. М.,1991 г.
7. Верцман И.Е. "Ж.-Ж. Руссо". М:Рослитиздат, 1958.
8. Манфрез А.З. "Три портрета времен французской революции." М:Мысль, 1989.
9. Французское просвещение и революция. АН СССР, Институт философии, М: Наука, 1989.
10. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фронова. М:Политиздат, 1991.
11.
Интернет