Философия французского просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:13, контрольная работа

Описание работы

Сущность и основные принципы идеологии Просвещения.
Философские взгляды Вольтера и Ж.-Ж. Руссо
Энциклопедисты: Дени Дидро, Д'Аламбер, Ламетри, Поль Гольбах, Клод Гельвеций

Работа содержит 1 файл

л.docx

— 50.50 Кб (Скачать)

    Кроме произведений собственного сочинения, Гольбах издавал переведенные им на французский язык сочинения философов  Лукреция, Томаса Гоббса, Джона Толанда, Энтони Коллинза, а также труды  немецких и шведских ученых.

    Он  был соратником Дидро и Гельвеция, принимал активное участие в создании «Энциклопедии», крупную роль сыграл в идейной подготовке Французской  революции конца XVIII в. Используя  данные современного ему естествознания, Гольбах создал свой главный труд «Система природы, или О законах мира физического и духовного» (1770), явившийся, по словам современников, «Библией материализма». Основным идеям материализма он придал законченные формулировки: движение как перемещение в пространстве есть способ существования материи, которая вечна во времени и бесконечна в пространстве и представляет собой организованное целое, пронизанное сетью причинных связей; самая малая причина может привести к огромным последствиям; мысль о творении мира (креационизм) ложна, поскольку жизнь и сознание - продукты материи.

    В целом материализм Гольбаха - не только наиболее радикальное и последовательное материалистическое учение того времени, но и наиболее сухое, схематичное и механистическое.

    Клод  Адриан Гельвеции (1715-1771) - наиболее яркий представитель этического направления в Просвещении.

    Родился в семье придворного врача  Жана Клода Адриена Гельвеция (1685—1755), (его фамилия изначально была Schweitzer — Швайцер, что, как Хельвециус, означает в переводе «Швейцарец», «Швейцарский»).

    Окончил иезуитский коллеж Луи-ле-Гран, где  его готовили к финансовой службе, но при этом ещё с молодости  увлекся поэзией (к 1740 к поэзии охладел).

    Окончив колледж, служил в Кане помощником своего дяди, сборщика налогов.

    В 1738 получил должность генерального откупщика (сборщика налогов) благодаря  влиянию своего отца. На этом посту  сколотил целое состояние, хотя и  не был, как большинство генеральных  откупщиков 17-18 вв., коррумпированным и  бездеятельным чиновником.

    После женитьбы на Анне Катрин де Линьвиль д’Отрикур  в 1751, оставил должность. С женой  проводил время в замке в Воре близ Ремалара и в своем парижском  особняке на улице Сен-Анн. В Воре Гельвеций имел богатые угодья и считался радушным хозяином; в Париже его салон получил известность как место, для выражения свободомыслия. Входил в кружок Дидро и Гольбаха.

    Сблизившись с Монтескьё и Вольтером, с  1751 г. посвятил себя научным занятиям и литературе.

    Одно  из главных его сочинений, «Об  уме» (De l’esprit, 1758; рус. пер. 1917, 1938), было осуждено папой Климентом XIII, парижским парламентом и теологическим факультетом Сорбонны, и сожжено.

    В 1764 посетил Англию, а в 1765 по приглашению  Фридриха II — Пруссию. В 1766 вместе с  астрономом Лаландом основал Масонскую  ложу наук, которая впоследствии объединяла наиболее известных ученых того времени. К 1769 Гельвеций закончил труд «О человеке» (De l’Homme, опубл. 1772, посм.).

    Страдал тяжелой формой подагры и умер в своем доме на улице Сен-Анн 26 декабря 1771 г. в Париже. Полное собрание его сочинений было выпущено в Париже в 1818 г.

    В 1758 г. увидела свет книга Гельвеция «Об уме». Книга эта -- плод более чем двадцатилетних раздумий автора -- вызвала всеобщий интерес и стала одной из важнейших вех в развитии материалистической мысли XVIII в. во Франции. В 60-е годы он приступил к подготовке новой книги, намереваясь подробнее изложить и лучше обосновать в ней положения своей антропосоциальной концепции. К середине 1769 г. работа над книгой, получившей название «О человеке», была завершена, но от намерения опубликовать ее Гельвеции отказался, опасаясь жестоких репрессий. Впервые эта книга была издана в 1772 г.

    В целом влияние Гельвеция на современников  было огромным. Его работы, запрещенные  во Франции, выходили большими тиражами за границей и переводились на многие европейские языки.

    Деятельность  человеческого сознания (ума) Гельвеции  характеризовал с позиций материалистического  сенсуализма. 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы:

      1. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

    2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия:  учеб. – 4-е изд., перераб. и доп.  – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

    3. Миголатьев А.А. Философия. Адаптированный  учебник. 20 ключевых тем. 80 основных  вопросов. – 2-е изд., перераб. и  доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

    4. Балашов Л.Е. Философия: Учебник.  – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.

    5. Французское просвещение и революция.  – М.: 1989

    6. "Мир философии", изд-во политическая литература. М.,1991 г.

    7. Верцман И.Е. "Ж.-Ж. Руссо". М:Рослитиздат, 1958.

    8. Манфрез А.З. "Три портрета времен французской революции." М:Мысль, 1989.

    9. Французское просвещение и революция. АН СССР, Институт философии, М: Наука, 1989.

    10. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фронова. М:Политиздат, 1991.

    11. Интернет 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философия французского просвещения