Философия французского просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:13, контрольная работа

Описание работы

Сущность и основные принципы идеологии Просвещения.
Философские взгляды Вольтера и Ж.-Ж. Руссо
Энциклопедисты: Дени Дидро, Д'Аламбер, Ламетри, Поль Гольбах, Клод Гельвеций

Работа содержит 1 файл

л.docx

— 50.50 Кб (Скачать)

    Дальнейшее  развитие идеи Дидро получили в работах Д'Аламбера, Гольбаха, Гельвеция.

    Дидро — литератор и художественный критик

    В 50-е годы Дени Дидро опубликовал  две пьесы — «Побочный сын  или Испытания добродетели» (1757) и «Отец семейства» (1758). Отказавшись  в них от нормативной поэтики  классицизма, он стремился реализовать  принципы новой («мещанской») драмы  изображающей конфликты между людьми третьего сословия в обыденной житейской  обстановке. Главные художественные произведения Дидро — повесть  «Монахиня» (1760, изд. 1796), роман-диалог «Племянник Рамо» (1762-1779, издан  Гете на нем. яз. в 1805, на франц. яз. вышел в 1823), роман «Жак-фаталист и его хозяин» (1773, изд. на нем. яз. в 1792, на франц. яз. в 1796) — остались неизвестными многим его современникам. Несмотря на разницу жанров, их объединяют рассудочность, реализм, ясный прозрачный стиль, чувство юмора, а также отсутствие словесных украшений. В них нашли выражение неприятие Дидро религии и церкви, трагическое осознание силы зла, а также приверженность гуманистическим идеалам, высоким представлениям о человеческом долге.

    Провозглашенные Дидро философские и эстетические принципы проявляются и в его  отношении к изобразительному искусству. Обзоры парижских Салонов Дидро  помещал с 1759 по 1781 в «Литературной  корреспонденции» своего друга Ф. М. Гримма, рукописной газете, рассылавшейся  по подписке просвещенным европейским  монархам и владетельным князьям. «Салоны» Дени Дидро также не были напечатаны при его жизни; они выходили постепенно в 1795-1857 и лишь в 1875-77 были впервые  собраны воедино в собрании его  сочинений.

    Дидро и Россия

    Екатерина II, едва вступив на престол, предложила Дидро перенести в Россию издание  «Энциклопедии», испытывавшее немалые  трудности во Франции. За жестом императрицы  скрывалось не только желание упрочить свою репутацию, но и стремление удовлетворить  интерес российского общества к  «Энциклопедии». В России вышли на протяжении 18 в. 25 сборников переводов  из «Энциклопедии».

    Отклонив  предложение Екатерины II, Дидро не лишился ее благосклонности. В 1765 она  приобрела его библиотеку, выплатив ему 50 тыс. ливров и предоставив право  пожизненного хранения книг в своем  доме в качестве личного библиотекаря императрицы.

    В 1773 Дени Дидро по приглашению Екатерины II посетил Россию. Он прожил в Петербурге с октября 1773 по март 1774, был избран иностранным почетным членом Петербургской  Академии наук (1773). По возвращении написал  ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской  цивилизации. Скептические высказывания в его «Замечаниях» на наказ Екатерины II (целиком изданы в 1921) вызвали ярость Екатерины (рукопись была доставлена в  Петербург уже после смерти философа).

    В своих сочинениях «Мысли об исследовании природы», «Философские принципы материи  и движения», «Монахиня», и других Дидро отстаивал идеи о материальности мира, о единой, вечной, несотворенной  материи как объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания, рассматривал все явления как конкретные формы ее существования. Причину существования материи он видел в ней самой. Дидро ближе других материалистов XVIII в. подошел к идее самодвижения материи и видел в этом самый убедительный довод против существования Бога.

    Центром концепции Дидро была природа, которая  выступала как единственная реальность и естественное благо. Все, что не является природой, согласно ему, есть лишь зло и обман: Бог, общество, спекулятивная  философия предшествующих веков. Весьма оригинальна у Дидро концепция  человека. Человек есть часть природы, природное существо, поэтому не следует  противопоставлять его природе, искать каких-то высших сил, законов  и целей, управляющих его жизнью; как природное существо он подчиняется  тем же законам, движим теми же силами, что и вся природа, и именно в ней находит он свои цели и  средства их достижения.

    Дальнейшее  развитие идеи Дидро получили в работах Д'Аламбера, Гольбаха, Гельвеция.

    Жан Лерон Д'Аламбер

    Д’Аламбер был незаконным сыном маркизы де Тансен от артиллерийского офицера Детуша. Вскоре после рождения младенец был подкинут матерью на ступени парижской «Круглой церкви св. Иоанна» (фр. Jean le Rond). В честь этой церкви ребёнок был назван Жаном Лероном. Воспитывался в усыновившей его семье стекольщика Руссо.

    Отец  в это время был за границей. Вернувшись во Францию, Детуш привязался к сыну, часто навещал его, помогал  приёмным родителям и оплатил  образование Д'Аламбер, хотя официально признать не решился. Мать-маркиза никакого интереса к сыну так и не проявила. Позднее, став знаменитым, Д'Аламбер никогда не забывал стекольщика и его жену, помогал им материально и всегда с гордостью называл своими родителями.

    Фамилия д’Аламбер, по одним сведениям, произведена  из имени его приёмного отца Аламбера, по другим — придумана самим мальчиком  или его опекунами: сначала Жан  Лерон был записан в школе  как Дарамбер (Daremberg), потом сменил это имя на D’Alembert.

    1726г.: Детуш, уже ставший генералом, неожиданно умирает. По завещанию Д'Аламбер получает пособие в 1200 ливров в год и препоручается вниманию родственников. Мальчик воспитывается наряду с двоюродными братьями и сёстрами, но живёт по-прежнему в семье стекольщика. Он жил в доме приёмных родителей до 1765 года, то есть до 48-летнего возраста .

    Рано  проявившийся талант позволил мальчику получить хорошее образование —  сначала в коллегии Мазарини (получил  степень магистра свободных наук), затем в Академии юридических  наук, где он получил звание лиценциата прав. Однако профессия адвоката ему  была не по душе, и он стал изучать  математику.

    Уже в возрасте 22 лет Д'Аламбер представил Парижской академии свои сочинения, а в 23 года был избран адъюнктом Академии.

    1743г.: вышел «Трактат о динамике», где сформулирован фундаментальный «Принцип Д’Аламбера», сводящий динамику несвободной системы к статике. Здесь он впервые сформулировал общие правила составления дифференциальных уравнений движения любых материальных систем.

    Позже этот принцип был применен им в  трактате «Рассуждения об общей причине  ветров» (1774) для обоснования гидродинамики, где он доказал существование  наряду с океанскими также воздушных приливов.

    1748г.: блестящее исследование задачи о колебаниях струны.

    С 1751 года Д’Аламбер работал вместе с Дидро над созданием знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел». Статьи 17-томной «Энциклопедии», относящиеся  к математике и физике, написаны Д'Аламбером. В 1757 году, не выдержав преследований реакции, которым подвергалась его деятельность в «Энциклопедии», он отошёл от её издания и целиком посвятил себя научной работе (хотя статьи для «Энциклопедии» продолжал писать). «Энциклопедия» сыграла большую роль в распространении идей Просвещения и идеологической подготовке Французской революции.

    1754г.: Д'Аламбер становится членом Французской Академии.

    1764г.: в статье «Размерность» (для Энциклопедии) впервые высказана мысль о возможности рассматривать время как четвёртое измерение.

    Д'Аламбер вёл активную переписку с российской императрицей Екатериной II . В середине 1760-х годов Д'Аламбер был приглашён ею в Россию, в качестве воспитателя наследника престола, однако приглашения не принял.

    1772г.: Д'Аламбер избран непременным секретарём Французской Академии.

    1783г.: после долгой болезни Д'Аламбер умер. Церковь отказала «отъявленному атеисту» в месте на кладбище, и его похоронили в общей могиле, ничем не обозначенной.

    В честь Д'Аламбер названы кратер на обратной стороне Луны и горный хребет на видимой её стороне

    Жан Лерон Д'Аламбер в дискуссиях между материализмом и идеализмом пытался занять более осторожную позицию, стремясь создать науку, «не  выходящую за пределы фактов». Из его философских работ наиболее важное значение имеет вступительная статья к «Энциклопедии» - «Очерк происхождения и развития наук» (1751).

    Задачей науки Д'Аламбер считал анализ фактов, но фактов внешнего мира, а не психологических  состояний. Д'Аламбер стремился создать  такое знание, которое не опиралось  бы ни на какие предварительные построения, но исключительно на факты. Именно с Д'Аламбера начинается традиция, согласно которой философия не имеет своего предмета и призвана заниматься истолкованием и «обобщением» результатов частнонаучных исследований.

    Жюльен  Офре де Ламетри.

    Родился в богатой семье торговца тканями. Изучал богословские науки, физику и  медицину. В Лейдене занимался  под руководством врача, ботаника и  химика Г. Бургаве. В 1742 году возвращается в Париж. В 1743—1744 году участвует  в Войне за австрийское наследство в армии герцога де Граммона. Был  полковым врачом. Заболев горячкой, на основе наблюдений за своей болезнью пришёл к выводу, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией. Эта идея легла в  основу его первого философского сочинения «Естественная история  души» („Histoire naturelle de l'âme“, 1745, иначе  «Трактат о душе»), вызвавшего озлобление в среде духовенства и сожжённого по приговору суда, как и его  сатирическое произведение Politique du Medecin de Machiavel, направленное против злоупотреблений, невежества и самомнения его коллег-врачей.

    Несмотря  на то, что оба запрещённых трактата вышли из печати анонимно, Ламетри  был вынужден эмигрировать в Голландию, оставив семью во Франции. Здесь  он также анонимно опубликовал сочинение  «Человек-машина» („L'homme machine“, 1747, русский  перевод 1911), которое также было публично сожжено (но доставило ему широкую  известность). В 1748 году по приглашению  прусского короля Фридриха II переехал в Берлин, где состоял членом Академии наук, личным врачом короля и получил  возможность беспрепятственно издавать свои труды, среди прочих — «Человек-растение» (1748), «Человек больше, чем машина» (1748) и «Система Эпикура» (1751). Однако вскоре и в Сан-Суси у учёного возникает  конфликт с двором, он принужден выставлять себя чудаком и придворным шутом. Умер Ламетри, по преданию, отравившись паштетом. Согласно указаниям самого Ламетри, оставленным в его последних сочинениях, учёный был отравлен. Смерть Ламетри так никогда и не была расследована.

      Система Ламетри была, как он  сам говорил, чрезвычайно проста: не существует ничего, помимо  материи, и все предметы состоят  из нее. Но существует один  предмет, материальность которого  обосновать труднее, чем материальность  других предметов. Этот предмет - человек. Для формирования материалистического представления о человеке необходимо было доказать материальность его души. Ламетри основывает это доказательство на демонстрации связи духовных процессов с телесными. А если между объектами возможно взаимодействие, то они, согласно общему взгляду философов XVII-XVIII вв., имеют одну природу. Таким образом, для Ламетри проблема состояла в сведении духовного к телесному.

    Материализм Ламетри нашел во Франции XVIII в. множество  сторонников и последователей. К  концу столетия именно материализм  стал идеологической основой Великой  французской революции.

    Поль  Анри Тири Гольба́х (барон д’Ольба́х, фр. Paul-Henri Thiry, baron d’Holbach; немецкое имя Пауль Генрих Дитрих фон Го́льбах, нем. Paul Heinrich Dietrich Baron von Holbach, 8 декабря 1723, Эдельсхайм — 21 июня 1789, Париж), французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук.

    Родился в Германии в семье винодела. Унаследовав  от дяди баронский титул и крупное  состояние, Гольбах обосновался  в Париже и посвятил свою жизнь  философии и науке. Его дом  стал одним из виднейших во Франции  салонов, который регулярно посещался  просветительски настроенными философами и учеными. Салон Гольбаха также  был основным местом встречи энциклопедистов. Его посещали Дидро, Д'Аламбер, Бюффон, Гельвеций, Руссо и др. Гостями  Гольбаха также бывали английские ученые и философы Адам Смит, Девид Юм, Эдуард Гиббон и др.

    Гольбах внес значительный вклад в Энциклопедию. Его перу принадлежат многие статьи по вопросам политики, религии, естествознанию и др.

    Гольбах широко известен как автор многочисленных атеистических произведений, в которых  он в простой и логичной форме, часто с юмором, критиковал как  религию вообще, так и служителей культов. Эти книги, прежде всего, были направлены против христианства, в  частности, против Римско-католической церкви. Первым антирелигиозным сочинением Гольбаха стало «Разоблаченное христианство» (1761), за ним последовали «Карманное богословие» (1766), «Священная зараза» (1768), «Письма к Евгении» (1768), «Галерея святых» (1770), «Здравый смысл» (1772) и  др.

    Основное  и наиболее известное сочинение  Гольбаха «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» вышло в свет в 1770 году. Книга представляет собой наиболее всестороннее обоснование материализма и атеизма той эпохи. Современники окрестили её «Библией материализма».

    «Система  природы» была осуждена парижским парламентом  и приговорена к сожжению вместе с атеистическими произведениями Гольбаха, а Римско-католическая церковь включила их в «Индекс запрещенных книг». Но сам автор не подвергся преследованиям, так как авторство книг не было установлено. Сочинения Гольбаха издавались за пределами Франции под вымышленными именами и с указанием ложного  места издания. Тщательно сохраняя анонимность, Гольбах сумел избежать преследований, тюремных заключений и  возможной смерти.

Информация о работе Философия французского просвещения