Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:13, контрольная работа
Сущность и основные принципы идеологии Просвещения.
Философские взгляды Вольтера и Ж.-Ж. Руссо
Энциклопедисты: Дени Дидро, Д'Аламбер, Ламетри, Поль Гольбах, Клод Гельвеций
Вариант №10. ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗКОГО ПРОСВЯЩЕНИЯ
Вопрос№1. Сущность и основные принципы идеологии Просвещения.
Хотя
Просвещение зародилось в Англии,
как широкое культурно-
В социально-политическом
Философы-просветители, особенно материалистической ориентации, стремились разработать программу устранения общественных зол и нового общественного устройства, которая, несмотря на свойственные ей многочисленные иллюзорные и утопические моменты (это однозначно показал последующий исторический опыт), сыграла крупную роль в социальной жизни той эпохи и оказала серьезное воздействие на последующие события европейской и мировой истории.
Развернув сокрушительную
Вера в мощь человеческого
разума, в его безграничные
Разум занимает в идеологии
Просвещения место высшего
Разум и прогресс — вот два
главных лозунга философии
Итак, XVIII в. осознавал себя как
эпоху разума и света,
Французские просветители
Вопрос №2. Философские взгляды Вольтера и Ж.-Ж. Руссо
Одним из самых выдающихся представителей Просвещения был Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он подвергал резкой критике цивилизацию, культуру, науку, искусство, литературу XVIII в. Доказывал, что именно они привели к упадку нравов общества, нравственности людей. Восхищался простотой природы, величием добродетелей античных греков.
Его призыв «вернуться к природе» в сущности был неверно понят многими современниками. Вольтер, в частности, прочитав «Рассуждения о науках и искусстве», иронически заметил, что Ж.-Ж. Руссо призывает «встать на четвереньки».
Между
тем если мы окинем взглядом сегодняшнюю
природу, то призыв Ж.-Ж. Руссо вполне
актуален. Вернуться к природе, по
его мнению, значит отказаться от искусственности,
которая слишком пронизывает
всю современную цивилизацию. Руссо
вовсе не звал «в леса», он желал, чтобы
человек был в состоянии видеть
собственными глазами, чувствовать
своим собственным сердцем. Он желал,
чтобы человек постоянно
Ж.-Ж. Руссо отвергал частную собственность, защищал идеи республиканской свободы, социального и политического равенства.
Демократия,
по Ж.-Ж. Руссо, наилучший образ правления,
правда, в маленьких государствах;
для средних и больших
Свобода и равенство - вот цель Ж.-Ж. Руссо.
Индивидуумы
для самосохранения заключают общественный
договор. Договор заключается в
отчуждении каждым индивидуумом всех
своих прав без остатка в пользу
общины. Если бы какие-то права у
индивидуума оставались, то естественное
состояние продолжало бы существовать.
И ассоциация по необходимости стала
бы либо тиранической, либо тщетной. Суверен,
верховная власть, по Ж.-Ж. Руссо, это
не монарх, не какое-то правительство (как
у Т. Гоббса); это все общество
в его коллективной законодательной
правоспособности. Каждый отдает себя
под верховное руководство
Аргументы
Ж.-Ж. Руссо против разделения властей
заключались в следующем: «Подобно
тому, как природа наделяет каждого
неограниченной властью над всеми
членами его тела, общественное соглашение
дает политическому организму
Воля верховной власти есть всеобщая воля. Каждый гражданин как гражданин участвует во всеобщей воле. В качестве индивидуума он, конечно, обладает индивидуальной волей, которая может прийти в столкновение со всеобщей. В таком случае верховная власть имеет право принудить любого подчиниться всеобщей воли, т. е. силой заставить индивидуума быть свободным.
Ж.-Ж. Руссо в сущности отвергает частную собственность. Государство по отношению к своим гражданам является хозяином всего их имущества.
Как формируется всеобщая воля? Политическое мнение каждого человека определяется собственным интересом, но собственный интерес состоит из двух частей: одна специфична для данного индивидуума, вторая совпадает с интересами всех других. Совпадение специфических интересов случайно; как правило, они разнонаправлены и взаимоуничтожаются. Остается результирующий интерес, который представляет общие интересы. Этот результирующий интерес и является всеобщей волей. Иначе говоря, всеобщая воля равна воле всех, минус крайности этих воль в ту или другую сторону.
С точки зрения Ж.-Ж. Руссо, весьма важно, чтобы в государстве не было всякого рода ассоциаций, ибо они, преследуя свои интересы, могут вступать в противоречие с волей общества как целого. Если ассоциации уже существуют, то их должно быть как можно больше, чтобы они могли нейтрализовать друг друга.
В чистом виде демократия не существует, в чистом виде она - для богов. Люди не могут создать совершенное правительство. Правительство - та же ассоциация. Член правительства имеет три воли: личную, правительственную и всеобщую. В целом, повелевающий, как правило, утрачивает и разум, и справедливость. По Ж.-Ж. Руссо, то, что мы называем демократией, на самом деле - выборная аристократия. Но и такой режим возможен не везде: только там, где не очень холодно и не очень тепло. Производство тоже не должно слишком превышать необходимое; в противном случае возможно зло роскоши! В целом в концепции Ж.-Ж. Руссо можно отметить два важных позитивных момента: отрицание священного права королей и защита демократии. Но в ней содержится и опасный момент: абсолютизация так называемой всеобщей воли народа. Отсюда - отказ от выборов, голосования, в конечном счете, возможен и тоталитаризм.
Важные мысли высказал философ и по поводу воспитания, образования человека. Он исходил из положения, что естественный человек - человек целостный, добрый, справедливый. Его портит общество и, в первую очередь, частная собственность. Частная собственность породила в человеке страсть к обладанию - стремление, которое в свою очередь привело к борьбе за власть. Все это породило неравенство, вражду между людьми. Знание, в котором человек еще со времен Платона искал спасения, превратилось в обман, искусство - в честолюбивое желание выделиться, философия - в стремление господствовать.
Анализируя состояние современного ему общества, Ж.-Ж. Руссо пришел к выводу: мы приближаемся к кризисному состоянию и революции. Революция -это и есть спасание, подчеркивал он. Не личное нравственное совершенствование, но прежде всего революционное изменение всех социальных институтов - вот его вывод.
Вместе
с тем воспитание, образование - важнейший
фактор адаптации человека к обществу,
вне которого человек не может жить. «Человек,
который желал бы смотреть на себя как
на существо изолированное, ни от чего
не зависящее и удовлетворяющее само себя,
неизменно был бы существом несчастным».
Поэтому главный принцип воспитания заключается
в следующем: «Жить - вот ремесло, которому
я хочу научить ребенка. Выходя из моих
рук, он не будет - соглашаюсь в этом - ни
судьей, ни солдатом, ни священником; он
будет прежде всего человеком». Возражая
оппонентам, делавшим акцент на профессиональной
подготовке человека, Ж.-Ж. Руссо подчеркивал:
«Разве вы не видите, что, работая над его
формированием лишь для одной структуры,
вы делаете его бесполезным для любой
другой?»
Большой
заслугой Ж.-Ж. Руссо является также
то, что он уравнял в правах чувства
и рассудок, сердце и разум. Выдающийся
мыслитель XVIII в. И. Кант называл Ж.-Ж.
Руссо Ньютоном нравственности. Г. Гейне
говорил о Руссо: «Революционная
голова, исполнительной рукой которой
стал Робеспьер». И хотя, бесспорно,
Ж.-Ж. Руссо был идейным
Мари Франсуа Аруэ (Вольтера) (1684-1772), на работах которого воспитывались последующие поколения просветителей и который в глазах современников был общепризнанным «королем философов». Это он познакомил Францию и всю континентальную Европу с учениями Локка и Ньютона. Творчески восприняв эти учения, он приходит к пониманию философии как великого орудия разума в борьбе против всего неразумного, отжившего в устройстве общества.