Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 00:01, творческая работа
В современном мире окружающая нас действительность, культура все больше обращается к визуальному. Мы живем в мире реклам, Интернета (который стал отчасти альтернативной реальностью), возрастающей медиализации и визуализации информации. И, как пишет В.Савчук «В истоках нынешнего господства визуального образа стоит фотография. Хотя она — художественная, серебряная, аналоговая — чувствительно «страдает» от ситуации, которую она сама и породила, все же ее развитие (воздержимся от термина «мутация», чтобы не выказать оценочного отношения) реагирует на актуальное положение дел (прежде всего, на развитие технологий) и, в итоге, она в него встраивается, наполняя цифровым содержанием фотообраз».
Содержание:
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Фотография как поле междисциплинарных исследований……..5
Глава 2. Типология фотографии: ………………………………………….…8
1)Фотография и время (феномен старой фотографии) ……….8
2)Семейный альбом……………………………………………..11
3)Фотография и смерть (феномен «фото на памятник»)……..13
4)Научная фотография………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………….18
Библиографический список…………………
Одним из научных методов исследования является опыт фотографического восприятия города. Понимание городского пространства, его философии, связанной с той или иной средой приводит нас к необходимости определения того, что есть город вообще. По мнению Оксаны Запорожец и Екатерины Лавринец, городское пространство – это тот мир, который предстает перед нами как некая статичная целостность, сменяющаяся взглядом наблюдателя, погруженного в городскую жизнь. Исследователь, гуляющий по улицам города и изучающий его, перестает быть «всезнающим» человеком. Перед ним открывается город, как некое явление, имеющее свои закономерности городской жизни. Как правило, «для нас понимание города определяется тактикой пребывания в городе, раскрывающейся через конкретные ситуации»44. Одинаково важную роль играет как выбранный исследователем маршрут, так и сам характер городской прогулки. Возникает вопрос, каким образом можно эффективно работать с городом, пребывая в городе? Решением проблемы служит потерянность как исследовательский принцип.
Итак,
в фокусе внимания – субъектное
восприятие города. И данный подход
может быть способом свободного понимания
феноменологии восприятия. Потерянность
как таковая многогранна. Это
прием, которые позволяет разрушить старые
схемы восприятия города, находя в нем
ряд особенностей. Мотив потерянности
по-разному фигурирует также и в литературе
и в кинематографе и в искусстве.
Заключение
Итак, в ходе нашей работы мы выяснили, что философия фотографии имеет множество различных аспектов, смыслов, функциональных направленностей и способов создания и исследования. В первую очередь, мы узнали, что философия фотографии, без сомнения, актуальна и развивается в контексте «визуального поворота». Фотография встроена в нашу жизнь и является полем междисциплинарных исследований.
Главная цель фотографии – показать нам иной мир «остановленного мгновения», понять, что в нем кроется, зафиксировать то или иное нечто, явление или же нас самих, сохранить самих себя во времени. Как пишет Савчук, например, Юнгер считал, что «фотография также порождает стремление увидеть пространства, недоступные человеческому глазу. Искусственный глаз проникает сквозь слои тумана, атмосферу и темноту, и даже через саму сопротивляющуюся материю; оптические приборы работают и в глубине моря, и высоко в небе»45. Кроме того, ключевым моментом для фотографического опыта является, как мы выяснили, наличие слушателя и зрителя. Это два неотъемлемых субъекта, участвующих в реализации фотографической направленности. Без них не существует фотографии как таковой. Фотография ориентирована на дальнейшее рассматривание, рассказывание и т.д. Так, нарративная и зрительная функции фотографии раскрываются вокруг семейного альбома. Вставляя фотографии в альбом, мы, во-первых, структурируем фотоснимки по разным принципам (год, место и т.д.), а во-вторых, мы оставляем себя самим себе и своим родственникам на память, на долгие годы.
Важнейшей стороной в фотографии является время. Одним из явлений темпоральности фотографии выступает старая фотография. Данная фотография имеет особое обаяние, на ней заметно выражен отпечаток времени. Она хранит в себе «диковинную» для нас старину. Благодаря старой фотографии мы ясно можем увидеть то, что было в те годы, когда еще даже нас не существовало, а жили наши прапрабабушки и дедушки. Старые фотографии вызывают у нас особое, трепетное отношение. Это «антиквариат», не имеющий цены.
Следующий момент – это фотография как обстоятельство места. В нашей работе мы рассмотрели, что не только «хронос» играет большую роль в трактовке и развитии фотографии, но и «топос». Фактическое место, например, кладбище, являет нам новый смысл фотографии. Здесь мы сталкиваемся с чем-то ушедшим, но отображенным на фотографии живым. Изображение человека с фотографии на памятнике вызывает у нас довольно противоречивые чувства. Нам трудно смириться с тем, что человека больше нет, а фотография показывает нам его живого и даже в более раннем возрасте, а не в возрасте, когда его не стало. В данном случае обстоятельство места спорит с обстоятельством времени, зафиксированном на снимке. Кладбищенская атмосфера создает какой-то новый, специфический «колорит» фотографии на памятнике. Рождается не только ряд воспоминаний и переживаний, связанных с умершим человеком, но и появляются мысли относительно собственного бытия и небытия. Сознание выходит за рамки увиденного «здесь и сейчас», попадая в возможные проекции нашей собственной будущей жизни. Так, рефлексируя фотоизображение, переживая его, мы впадаем в некую трансценденцию и начинаем задаваться различными вопросами о бытии-небытии.
Ну и наконец, мы узнали о том, что существует такой вид фотографии, как научная, где фотография является не объектом, а способом исследования, одним из интересных, новых и весьма продуктивных методов. В рамках научной фотографии мы выделяем такой вид фотографии, как этнографическая. Данную фотографию отличает отсутствие эстетической и политической направленности. С помощью фотографирования этнографы побуждают людей к разговору, к интервью. Что же касается особенностей этнографической фотографии, то она ничем не отличается от обычной, бытовой, кроме своей смысловой концептуальности.
В
контексте этнографической
Итак,
философия фотографии актуальна и открывает
нам новые горизонты видения и понимания
фотографии как визуального явления жизни
человека. Фотография, запечатлевая «монологичное»
(единственное, индивидуальное) изображение
людей в разных местах и ситуациях, подразумевает
возникновение диалога вокруг и по поводу
зафиксированного кадра жизни. Она создает
иллюзию присутствия «там», будучи «здесь
и сейчас». Фотография увлекает и погружает
нас в наш же мир, но мир прошлого, мир ушедшего
события нашей жизни; ушедшего человека
из нашей жизни; ушедшего мгновения, сохранившегося
в вечности.
Библиографический
список