Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 00:01, творческая работа
В современном мире окружающая нас действительность, культура все больше обращается к визуальному. Мы живем в мире реклам, Интернета (который стал отчасти альтернативной реальностью), возрастающей медиализации и визуализации информации. И, как пишет В.Савчук «В истоках нынешнего господства визуального образа стоит фотография. Хотя она — художественная, серебряная, аналоговая — чувствительно «страдает» от ситуации, которую она сама и породила, все же ее развитие (воздержимся от термина «мутация», чтобы не выказать оценочного отношения) реагирует на актуальное положение дел (прежде всего, на развитие технологий) и, в итоге, она в него встраивается, наполняя цифровым содержанием фотообраз».
Содержание:
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Фотография как поле междисциплинарных исследований……..5
Глава 2. Типология фотографии: ………………………………………….…8
1)Фотография и время (феномен старой фотографии) ……….8
2)Семейный альбом……………………………………………..11
3)Фотография и смерть (феномен «фото на памятник»)……..13
4)Научная фотография………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………….18
Библиографический список…………………
Философия
фотографии
Научно-исследовательская
работа по философии
___________
___________
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Фотография как поле междисциплинарных исследований……..5
Глава 2. Типология фотографии: ………………………………………….…8
1)Фотография и время (феномен старой фотографии) ……….8
2)Семейный альбом…………………………………
3)Фотография и смерть (феномен «фото на памятник»)……..13
4)Научная фотография…………………………
Заключение……………………………………………
Библиографический
список………………………………………………..21
Введение
В современном мире окружающая нас действительность, культура все больше обращается к визуальному. Мы живем в мире реклам, Интернета (который стал отчасти альтернативной реальностью), возрастающей медиализации и визуализации информации. И, как пишет В.Савчук «В истоках нынешнего господства визуального образа стоит фотография. Хотя она — художественная, серебряная, аналоговая — чувствительно «страдает» от ситуации, которую она сама и породила, все же ее развитие (воздержимся от термина «мутация», чтобы не выказать оценочного отношения) реагирует на актуальное положение дел (прежде всего, на развитие технологий) и, в итоге, она в него встраивается, наполняя цифровым содержанием фотообраз»1.
Фотография является источником качественной информации. Фотография конституирует собственную реальность, в интерпретации которой проблема показывания и понимания неразделимы. Фотография появилась как изобретение в мире взрывов информации и коммуникации, в мире речей. И парадоксальность фотографии заключалась в том, что она являлась альтернативой всему перечисленному. Она провозглашает новые принципы – фотографическое молчание, статичность, таинственность. По словам В.Савчука: «Фотография востребована временем…В ней скрещиваются многие из затрагиваемых актуальной мыслью сюжетов: поиск подлинности в ситуации тотальной ее неопознаваемости; время, текущее с такой скоростью, что события уже не оставляют следов…»2. Кроме того, фотография основана на непосредственном опыте людей. Она, как пишет питерский философ, дает уникальную возможность выразить себя по-новому..
Как мне кажется, фотография осуществляет одно из главных желаний человечества, которое произнес еще Фауст в трагедии Гете. Фотография способна остановить мгновение! И по словам Э.Кранка, «смысл «остановленного мгновения состоит в переводе настоящего в прошлое для предъявления будущему»3. Фотография дает человечеству новые уникальные и удивительные возможности своего рода путешествия во времени. Делая снимки и вставляя их в семейный альбом мы располагаем кадрами, кусочками своей жизни или жизни своих родных, друзей, знакомых и даже тех, которых уже нет в живых. Мы остаемся вечны во времени на фотографии. На ней нам может всегда быть 6 лет, даже, если в реальности мы уже значительно старше или же вообще мертвы. По сути, фотография – это мистика. Это чудо, свершенное в мгновение ока. Как говорил С. Дали, «У фотографии новые возможности, рождаемые самой ее природой»4.
Кроме
того, по словам Марии Шейниной «Для
современного искусства фотография
привлекательна для создания бесчисленных
смысловых-визуальных-
Мы
живем в эпоху «
Глава 1. Фотография
как поле междисциплинарных
исследований
Фотография сегодня – это поле междисциплинарных исследований. Она имеет свои смыслы и значимость, как в философии, так и в визуальной антропологии, и социологии. Так Сьюзан Зонтаг считает, что «фотография – это по большому счету социальный ритуал, защита от переживаний и инструмент власти»7. Наше заполнение альбомов фотоснимками себя «на фоне» или «в компании» становится своего рода заменителем межличностных отношений. Людмила Малес находит большой «потенциал социологического дискурса фотографии и необходимости его дальнейшего развития»8. Фотография с т.з. социологии – это определенный документ, созданный в реальности и повествующий о ней. И «субъектом текстообразования является культурная реальность изображенного, а значимость ситуации создания фотографии определяется фотографом и социальным взаимодействием процесса фотографирования»9.
Один из методических подходов социологии предполагает социокультурный анализ фотографии или других визуальных объектов, причем желательно в начале изучения той или иной темы, для акцентирования факта ее «открытия». Наглядный материал всегда интереснее, а тем более фотография! Подобная практика использования фотографии в рамках курса по социологии открывает возможности социологической интерпретации визуального материала. Это дает новый взгляд на вещи и обнаруживает исследовательский потенциал материала. По словам Л. Малес подобное применение фототекстов позволяет применить аналитические способности, которые автор условно называет стилем Шерлока Холмса: дотошное рассматривание и изучение мельчайших вещей, деталей.
Фотографию изучает и философия. Начнем с того, что фотографический опыт опирается на видение человека, а оно является одним из элементов сознания. Мы смотрим на мир через фотоаппарат, видоискатель. Фотография открывает нам тайны природного мира, вместе с тем встраиваясь в наше зрение. П. Бурдье, как пишет Круткин в свое статье, отмечал, что «изобретение фотоаппарата сыграло прометеевскую роль в десакрализации природы»10. Мы видим мир сквозь глазок фотокамеры, но сможем ли мы увидеть истинный мир, тот который существует вне фотоаппарата? Далее отметим, что обращение к фотографии напрямую связано с человеческим желанием и опытом «быть видимым». «Про фотографию справедливо говорят, что это – зеркало с памятью»11.
У человека есть острая потребность обладать собственным изображением, что можно назвать одним из проявлений нарциссизма. Итак, фотография – это зеркальное изображение реального с отрывом от реальности. И парадокс в том, что этот «отрыв фотографий от реальности люди пытаются преодолеть их умножением и умножением»12.
Как пишет Круткин: «Неизбежное объективирование субъектов в процессе фотографирования служит целям фотографического типизирования»13. Фотографический опыт философия рассматривает в том числе сквозь призму своеобразных субъектных отношений. В частности, по Р. Барту, фотографический опыт складывается из активностей разных субъектов – снимающего (Operator), снимающегося (Spectrum), рассматривающего снимки (Spectator)»14. Отчасти мы уже намекнули на роль этих трех субъектов. Фотограф – это не только художник, но и «охотник за добычей». Его задача увидеть и поймать кадр. Но все же, фотограф использует иную тактику, вовсе не охотничью. «Камера не нападает на свой объект, часто он сам желает быть сфотографированным»15. Глазок фотоаппарата не существует в отсутствие глаза фотографа. Фотография – это результат видения той или иной картины глазами другого человека, создавшего ее.
Следующий субъект - это фотографируемый человек. Об этом уже было упомянуто выше. Человек всегда хотел и хочет запечатлеть себя, оставить себя во времени. И фотография – это прекрасная возможность воплотить мечту в жизнь. Мы фотографируемся, дабы сохранить себя в том или ином возрасте, в том или ином месте, в тех или иных обстоятельствах. Мы сохраняем себя себе самому и своим родственникам и друзьям. Мы «останавливаем мгновение», чтобы вернуться к нему позже и пережить заново.
Ну и, наконец, рассматривающий человек – это тот, на кого, по сути, направлен замысел фотографии. «Карточка ждет своего Spectator’a..» как пишет В. Круткин, «..рассматривания фотографий не может избежать никто»16. Фотография делается не просто так, но чтобы иметь возможность увидеть изображение и показать его другим людям. Она предназначена для того, чтобы ее рассматривали. Так фотография становится объектом дискуссий, рассказов, обменов мнениями о том или ином и т.д. Вокруг сфотографированного изображения разворачивается жизнь, основанная на рефлексии увиденного, на возникновении ряда ассоциаций в связи с данной фотографией. Как пишет Татьяна Власова: «Фотография, таким образом, приобретает характер репрезентации, подлежащей интерпретивному пониманию»17.
Ну,
и наконец, фотография - с точки
зрения визуальной антропологии. Визуальная
антропология изучает различные
визуальные репрезентации, среди которых
фотография занимает особое место в
силу резкого увеличения фотографических
репрезентаций, тотальной распространености
этого вида запечатления реальности. Задача
антрополга выявить социальные смыслы,
идеологию, то или иное социальное содержание,
скрывающееся в фотографии. «Человек
смотрит глазами, но видит благодаря социальным
и культурынм конвенциям; раскрыть визуальный
опыт – это раскрыть эти конвенции, которые
имеют свою историю и логику»18. Так,
в частности, в фокусе исследований по
визуальной антропологии оказываются
фотографии семейного альбома, сам фотоальбом
как институт домашнего социума, фотоальбомы
различных коллективов, сообществ, исторические
фотографии, а также фотографии, использующиеся
в рекламе и научной работе.
Глава
2. Типология фотографии
1. Фотография
и время (феномен старой фотографии)
Одним из рассматриваемых мной аспектов фотографии является время. Именно оно становится одним из главных факторов различных фотохудожественных смыслов, концепций создания своих собственных фотореальностей и мифологем. «Время призвано подтверждать верность высказывания и запечатления»19. Имея в виду фактор новой визуальности, мы понимаем, что современное сознание нуждается в несколько усложненной картинке, в моментальном изображении того или иного момента. Так, «возможность фотографии фиксировать в точности реальность – это ее преимущество, ее недостаток, ее ограниченность»20. Ограниченность состоит в том, что наш глаз способен охватить значительно большее пространство, чем может отобразить оптика. И «новая визуальность» в фотографии направлена именно на то, чтобы преодолеть «ограничение визуального вмещения в границы видоискателя».