Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 07:31, контрольная работа
З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием
Задание 2. ФИЛОСОВСКОЕ УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО
З а д а н и е 3. Заполните табл. 7 - Нравственные идеалы и ведущие жизненные принципы философов эллинизма
Задание 4. Упражнения, комментарии. Объясните, что означает выражение: «Бритва Оккама».
З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний
Теория познания Фомы Аквинского строится на основе учения о реальном существовании всеобщего. Вслед за своими учителями Фома считал, что "всеобщее" или "универсалии" существуют в трех видах:
- до вещей - в разуме Бога как прообразы (формы) будущих вещей;
- в вещах - это те же мыслимые Богом идеи, что получили материализацию;
- после вещей - в разуме
людей, как результат
Человеку присущи две способности познания вещей: ощущения и интеллект. Познания начинается с опыта ощущения, когда под действием внешних объектов у человека формируется чувственные образы. Из них интеллект абстрагирует умозрительный образ вещи, которая познается, постигая таким образом ее сущность.
Истина (по Аквинату и Аристотелю) - это соответствие вещи интеллектуальному умозаключению о ней. При этом понятия, создаваемые интеллектом в процессе абстрагирования, являются истинными в той мере, в котором они соответствуют вещам природы. Сами же вещи являются истинными настолько, насколько соответствуют своим понятиям (идеям) прежде существующим в интеллекте Бога.
Фома Аквинский отмечает, что «бытие божие», коль скоро оно не является самоочевидным, должно быть доказано через доступные нашему познанию следствия. Он предлагает свои доказательства существования Бога, которые использует и современная католическая церковь.
Заслуживают внимания социально-философские воззрения Фомы Аквинского. Он утверждал, что личность — это «самое благородное во всей разумной природе» явление. Она характеризуется интеллектом, чувствами и волей. Интеллект обладает превосходством над волей. Однако познание Бога он ставит ниже, чем любовь к нему, т.е. чувства могут превосходить разум, если они относятся не к обычным вещам, а к Богу.
В своем сочинении «О правлении государей» он рассматривает человека прежде всего как социальное существо, а государство как организацию, заботящуюся о благе народа. Сущность власти он связывает с нравственностью, в частности, с добром и справедливостью, и даже (правда, с некоторыми оговорками) говорит о праве народа выступать против тиранов, которые отказывают людям в справедливости.
Фома Аквинский предлагает
к рассмотрению и проблему о двух
законах: «естественном законе», который
Бог вложил в умы и сердца людей,
и «божественном законе», который
определяет превосходство церкви над
государством и гражданским обществом,
ибо земная жизнь — это только
приготовление к будущей
Философия Фомы Аквинского стала с XIV в. знаменем доминиканских схоластов, а с XVI в. усиленно насаждалась иезуитами, идеологи которых комментируют и модернизируют философскую систему Фомы Аквинского. Со второй половины XIX в. его учение становится основой неотомизма, который является одним из мощных течений в современной философской мысли.