Философия европейского Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 07:31, контрольная работа

Описание работы

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием
Задание 2. ФИЛОСОВСКОЕ УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО
З а д а н и е 3. Заполните табл. 7 - Нравственные идеалы и ведущие жизненные принципы философов эллинизма
Задание 4. Упражнения, комментарии. Объясните, что означает выражение: «Бритва Оккама».
З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

Работа содержит 7 файлов

титульный лист.docx

— 14.87 Кб (Открыть, Скачать)

задание 1.docx

— 15.27 Кб (Открыть, Скачать)

задание 2.docx

— 31.67 Кб (Открыть, Скачать)

задание 4.docx

— 17.54 Кб (Открыть, Скачать)

задание 5.docx

— 17.59 Кб (Открыть, Скачать)

Литература.docx

— 14.68 Кб (Открыть, Скачать)

задание 3.docx

— 21.61 Кб (Скачать)

З а д а н и е 3. Заполните табл. 7 
 
Таблица 7 
 
Нравственные идеалы и ведущие жизненные принципы философов эллинизма

 

 

 

Философская школа (движение)

Основатель

Принципы, на которых базировалась (нравственный идеал, представление  о счастье)

Патристика.

Платон 

Средневековье принципиально  переменило ситуацию в философии. Этому  способствовали два глобальных изменения  в жизни Европы — фактическая  утрата античной культуры, ее разрушение и практически безраздельное  властвование в духовной жизни новой  мировой религии — христианства. Господство церкви диктовало приоритет  теологии над любыми другими видами знания. В этих условиях философия  становится служанкой богословия.

Соответственно, решаемые ею проблемы призваны были служить обоснованию  бытия Бога и апологетике божественных истин Священного Писания. Крупнейшими  философами своего времени были Отцы церкви (от лат. pater — отец произошло название этого богословско-философского направления). Они решали проблемы бытия Бога, обоснования Его триединой сущности, отношения веры и разума, Божественной предопределенности бренной человеческой жизни, возможности загробного спасения души, проблемы существования зла в мире и подобные им. В патристике прослеживается влияние учения Платона, пришедшего в это направление через раннее христианство.

Ближневосточная философия.

Аристотель

Если в Европе в X—XI вв. наблюдались серьезные перемены в духовной жизни и отрицание античного наследия, то на Востоке, прежде всего в арабских странах, в этот период происходит значительный подъем, своего рода Предвозрождение. Впрочем, это название не вполне точно, так как здесь скорее надо говорить о преемственности идей античности.

В этот период на Ближнем  Востоке, в частности в Средней  Азии, наблюдается значительный подъем во всех сферах жизни. Особенно заметен  он в искусстве, науке, философии. Последняя испытала определяющее влияние идей Аристотеля, проникших в этот период в регион. В соответствии с этими идеями ведущие восточные философы-энциклопедисты развивают культ Разума и познания. Их интересуют проблемы Бога, творения, мировой души, бессмертия, возможностей и границ познания.

Схоластика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ансельм

Кентерберийский

 

 

 

 

 

 

С IX—X вв. ведущее положение в богословском философствовании Европы занимает схоластика. Схоластика, с одной стороны, как бы приняла эстафету от патристики: проблематика, находящаяся в центре ее внимания, фактически не изменилась. С другой стороны, в 1054 г. произошло событие, которое не могло не внести изменений в философию, остававшуюся «служанкой богословия», — христианская церковь разделилась на католическую и православную ветви.

Прежде всего это, естественно, сказалось на богословской проблематике. Однако различия не ограничились только сугубо теологическими спорами. На передний план для схоластов выходят отношения разума и веры, религии и науки. По проблеме троичности Бога развернулись ожесточенные споры междуноминалистами и реалистами (об этих направлениях мы расскажем ниже). Схоластика допускала анализ христианского вероучения с позиций не только теологии, но и философии. Философия у схоластов, если можно так выразиться, «повысила свой статус», стала рядом с теологией, хотя и должна была решать прежде всего богословские проблемы.  В связи с этим была «реабилитирована» и античная философия, ряд положений которой активно переосмысливаются ведущими схоластами в духе аристотелизма с его «реализмом» и четкой логикой.

Схоласты, однако, зачастую злоупотребляли формой представления своих взглядов в ущерб содержанию. Псевдонаучность изложения порой становилась самоцелью. Философствование в этой ситуации становилось пустой игрой терминов, что слишком хорошо напоминает некоторых наших современных философов, которые таким способом пытаются замаскировать отсутствие стоящих внимания научных идей.

 

 

В рамках схоластики развернулся  важный для этого направления  спор, который в конечном счете сводился к вопросу о существовании Бога и об объяснении его троичности. Доказательство бытия Бога Ансельмом Кентерберийским сводилось к тому, что Высшее существо может существовать только реально; если оно — лишь мыслимо, то оно не может быть высшим. Раз Бог как высшее существо реален, то реальны и общие понятия — универсалии. Эти  выводы основывались на положении Аристотеля о существовании общего в неразрывной связи с единичным, являясь его формой. Реальное существование общего, универсалий говорило о реальности бытия Бога. Отсюда — поддержка этого направления официальной церковью. Поскольку доказываласьреальность универсалий, сторонники этого доказательства получили название реалистов.

Номинализм.

-

Номиналисты довели идею отрицания  объективного существования общего до логического конца. Они считали, что общее присутствует только в  человеческом разуме, в мышлении. Они  отрицали существование общего как в самой вещи, так и до вещи, считали универсалии лишь именами вещей, «звуками голоса» — «номена» (отсюда название направления). По мнению номиналистов, существует только индивидуальное и лишь оно может быть предметом познания.

Крайности реализма и номинализма  попытался примирить П. Абеляр, который  в целом стоял на номиналистических  позициях. Для этого он выработал объединяющую, примирительную формулу концептуализма. Согласно этой теории универсалии не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь отдельные вещи; универсалии же обретают известную реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат абстрагирования и обобщения отдельных свойств вещей.

Не правда ли, вполне современная  позиция?

Мистика.

Мейстер Экхарт (Иоганн Экхарт)

Это умонастроение представлено в основном средневековым немецким мистиком Мейстером Экхартом (Иоганн Экхарт). Абсолютом он считал безосновное божественное ничто («бездну») как основу Бога и вообще всего бытия. Исходя из полной растворенности человека в ничто он проповедовал всеобщую любовь как основу жизни, считал, что человек независим и способен найти Бога помимо церкви. Для этого необходимы уединение и отрешенность от мира. Учение Мейстера Экхарта по существу приближается к пантеизму.


 
 
 


Информация о работе Философия европейского Средневековья