Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 07:31, контрольная работа
З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием
Задание 2. ФИЛОСОВСКОЕ УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО
З а д а н и е 3. Заполните табл. 7 - Нравственные идеалы и ведущие жизненные принципы философов эллинизма
Задание 4. Упражнения, комментарии. Объясните, что означает выражение: «Бритва Оккама».
З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний
З а д а н и е 3. Заполните табл.
7
Таблица 7
Нравственные идеалы
и ведущие жизненные принципы философов
эллинизма
Философская школа (движение) |
Основатель |
Принципы, на которых базировалась (нравственный идеал, представление о счастье) |
Патристика. |
Платон |
Средневековье принципиально
переменило ситуацию в философии. Этому
способствовали два глобальных изменения
в жизни Европы — фактическая
утрата античной культуры, ее разрушение
и практически безраздельное
властвование в духовной жизни новой
мировой религии — Соответственно, решаемые ею проблемы призваны были служить обоснованию бытия Бога и апологетике божественных истин Священного Писания. Крупнейшими философами своего времени были Отцы церкви (от лат. pater — отец произошло название этого богословско-философского направления). Они решали проблемы бытия Бога, обоснования Его триединой сущности, отношения веры и разума, Божественной предопределенности бренной человеческой жизни, возможности загробного спасения души, проблемы существования зла в мире и подобные им. В патристике прослеживается влияние учения Платона, пришедшего в это направление через раннее христианство. |
Ближневосточная философия. |
Аристотель |
Если в Европе в X—XI вв. наблюдались серьезные перемены в духовной жизни и отрицание античного наследия, то на Востоке, прежде всего в арабских странах, в этот период происходит значительный подъем, своего рода Предвозрождение. Впрочем, это название не вполне точно, так как здесь скорее надо говорить о преемственности идей античности. В этот период на Ближнем Востоке, в частности в Средней Азии, наблюдается значительный подъем во всех сферах жизни. Особенно заметен он в искусстве, науке, философии. Последняя испытала определяющее влияние идей Аристотеля, проникших в этот период в регион. В соответствии с этими идеями ведущие восточные философы-энциклопедисты развивают культ Разума и познания. Их интересуют проблемы Бога, творения, мировой души, бессмертия, возможностей и границ познания. |
Схоластика.
Реализм
|
-
Ансельм Кентерберийский
|
С IX—X вв. ведущее положение в богословском философствовании Европы занимает схоластика. Схоластика, с одной стороны, как бы приняла эстафету от патристики: проблематика, находящаяся в центре ее внимания, фактически не изменилась. С другой стороны, в 1054 г. произошло событие, которое не могло не внести изменений в философию, остававшуюся «служанкой богословия», — христианская церковь разделилась на католическую и православную ветви. Прежде всего это, естественно,
сказалось на богословской проблематике.
Однако различия не ограничились только
сугубо теологическими спорами. На передний
план для схоластов выходят отношения
разума и веры, религии и науки. По проблеме
троичности Бога развернулись ожесточенные
споры междуноминалистами и реалистам Схоласты, однако, зачастую злоупотребляли формой представления своих взглядов в ущерб содержанию. Псевдонаучность изложения порой становилась самоцелью. Философствование в этой ситуации становилось пустой игрой терминов, что слишком хорошо напоминает некоторых наших современных философов, которые таким способом пытаются замаскировать отсутствие стоящих внимания научных идей.
В рамках схоластики развернулся
важный для этого направления
спор, который в конечном счете сводился
к вопросу о существовании Бога и об объяснении
его троичности. Доказательство бытия
Бога Ансельмом Кентерберийским сводилось
к тому, что Высшее существо может существовать
только реально; если оно — лишь мыслимо,
то оно не может быть высшим. Раз Бог как
высшее существо реален, то реальны и общие
понятия — универсалии. Эти выводы основывались на
положении Аристотеля о существовании
общего в неразрывной связи с единичным,
являясь его формой. Реальное существование
общего, универсалий говорило о реальности
бытия Бога. Отсюда — поддержка этого
направления официальной церковью. Поскольку
доказываласьреальность универс |
Номинализм. |
- |
Номиналисты довели идею отрицания объективного существования общего до логического конца. Они считали, что общее присутствует только в человеческом разуме, в мышлении. Они отрицали существование общего как в самой вещи, так и до вещи, считали универсалии лишь именами вещей, «звуками голоса» — «номена» (отсюда название направления). По мнению номиналистов, существует только индивидуальное и лишь оно может быть предметом познания. Крайности реализма и номинализма
попытался примирить П. Абеляр, который
в целом стоял на номиналистических
позициях. Для этого он выработал
объединяющую, примирительную формулу концептуализма. Соглас Не правда ли, вполне современная позиция? |
Мистика. |
Мейстер Экхарт (Иоганн Экхарт) |
Это умонастроение представлено в основном средневековым немецким мистиком Мейстером Экхартом (Иоганн Экхарт). Абсолютом он считал безосновное божественное ничто («бездну») как основу Бога и вообще всего бытия. Исходя из полной растворенности человека в ничто он проповедовал всеобщую любовь как основу жизни, считал, что человек независим и способен найти Бога помимо церкви. Для этого необходимы уединение и отрешенность от мира. Учение Мейстера Экхарта по существу приближается к пантеизму. |