Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:53, реферат
Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это, прежде всего, ее подчиненностью политической и моральной практике. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами. "Знание - действие - нравственность" - эта цепочка в Древнем Китае составляла одну из главных линий философствования.
Введение ____________________________________________стр. 3
1. Начало философского мышления ______________________стр. 4
2. Школы в китайской философии _______________________стр. 4
2.1 Конфуцианство ____________________________________стр. 5
2.2 Даосизм __________________________________________стр. 7
2.3 Школа пяти элементов ______________________________стр. 7
2.4 Школа имен _______________________________________стр. 8
2.5 Школа моистов ____________________________________стр. 8
2.6 Школа законников _________________________________стр. 8
Заключение __________________________________________стр. 9
Список используемой литературы _______________________стр. 10
На канонизации этих текстов настаивал Кун Ань-го, потомок Конфуция, но получил отказ.
В 8 г. на престол империи взошёл узурпатор Ван Ман (8 — 23 гг.), провозгласивший Новую династию. В целях легитимации собственной власти он стал присуждать звание эрудита знатокам «канонов древних знаков». Эта школа оперировала понятием «Шестиканоние», в состав которых входили тексты «Пяти канонов» плюс утраченный ещё в древности «Канон музыки».
Тексты, записанные старыми и новыми знаками, резко отличались друг от друга не только в текстологическом отношении (различная разбивка на главы, состав, содержание), но и с точки зрения идеологии.
Школа канонов древних знаков числила своим основателем не Конфуция, а основателя династии Чжоу — Чжоу-гуна.
Считалось, что Конфуций
был историком и учителем, который
добросовестно передавал
Вновь соперничество школ старых и новых знаков вспыхнет в XVIII в. на совершенно иной идеологической основе.
2.4 Моизм
Мои́зм — древнекитайская филос
Основатель философской школы — древнекитайский мыслитель Мо-цзы.
После его смерти моизм распался
на три течения, представленные Сянли, Сянфу и
С развёрнутой критикой моизма выступил конфуцианец Мэн-цзы.
В V—III вв. до н.э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая.
Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя - легендарного правителя древности, который усмирил потоп.
2.5 Легизм
Леги́зм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников».
Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.
Легисты прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.
Основные идеи
Предтечей легизма, его первым видным представителем считается Гуань Чжун, с именем которого связывается представление о первых серьёзных реформах, направленных на укрепление власти правителей царств.
К стану легистов обычно причисляют всех видных министров-реформаторов чжоуского Китая.
Культ закона, точнее, административных
распоряжений осуществляющего
Крупнейший представитель раннего легизма и основоположник учения — Шан Ян (ок. 390—338 гг. до н. э.) — инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).
Основные идеи школы:
Легизм разделился на ранний и поздний.
Более поздние последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений учения и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом и конфуцианством.
Основные деятели и направления
Шэнь Бухай — патриарх легистов (385—337 до н. э.). Его теория государственного управления использовалась в эпоху династии Хань и включена в содержание конфуцианства.
Гуань Чжун — сторонник абсолютного тотального контроля со стороны государства, вплоть до контроля сквозняков в жилищах, а также сторонник государственной помощи бедным.
Шан Ян — сторонник милитаризма, превративший Цинь в одно из сильнейших княжеств, поощрял ремёсла и сельское хозяйство, в популистских целях обращал купцов в рабство, распустил всю невоенную аристократию.
Вэй Ляо-цзы — сторонник придания легизму
большей гуманности в конфуциан
Принц Хань Фэй и Ли Сы — сторонники сочетания легизма
с даосскими идеями естественно
2.6 Мин цзя
Мин цзя ( «Школа имён») — одна из шести основных философских школ Древнего Китая.
Время существования — V—III вв. до н. э.
Главные представители Дэн Си, Хуэй Ши,Гунсунь Лун.
Иногда к школе имён относят такого мыслителя как Инь Вэнь.
В библиографическом разделе «Ханьшу» к школе имён (мин цзя) отнесены семь представителей: наряду с вышеупомянутыми также Чэнгун-шэн (III в. до н. э.), Хуангун Цы (III в. до н. э.) и Мао-гун (III в. до н. э.).
33-я глава «Чжуан-цзы», перечисляя китайских мыслителей, в паре с Гунсунь Лунем упоминает Хуань Туаня, однако о нём и о трех предыдущих представителях почти ничего не известно. Позднее на учение мыслителей школы имён опирался живший в 3-4 веках н. э. Лу Шэн, ученый из государства Западная Цзинь.
Основная проблематика школы имён — это соотношение «имён и реалий» (мин-ши).
В историко-философской
Считается, что наряду со школой моистов (моизм) и конфуцианцем Сюнь Куаном (Сюнь-цзы) школа активно участвовала в формировании зачатков логики в китайской мысли. Отмечают определенное сходство между школой имен и софистами Древней Греции.
По мнению, известного исследователя
истории древнеиндийской
Указывают также на некоторое
сходство парадоксальных высказываний
представителей школы имен и «софизмов»
западноевропейского
По особенностям своих идей номиналисты разделились на «школу соединения тождества и различия» и «школу разделения сущности и явления».
2.7 Инь ян цзя
Инь ян цзя — философская школа древнего
Китая, специализировавшаяся в натурфилософско-
Школа Тёмного (Инь) и светлого (Ян) начал.
Последователи этой школы пытались дать интерпретацию событий исключительно в понятиях природных сил, поэтому она обычно трактуется как натурфилософская.
Идеи школы инь-ян легли в основу всей традиционной духовной культуры и науки Древнего Китая.
На основе астрономических расчётов составлялись календари, правильность которых имела огромное значение не только для сельского хозяйства, но и считалась «заботой Сына Неба и его советников».
Изучение небесных явлений имело огромное значение для древнекитайской медицины, сочетающей в себе элементы космологии, биоритмологии и климатологии.
Позднее идеи школы инь-ян широко использовались и внеоконфуцианстве, и в религиозном даосизме.
Суть учения
Центральная концепция Инь ян цзя — универсальность дуализма сил Инь-Ян и цикличность взаимодействий порождённых ими Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Земли.
В этой концепции рассматривалось всё развитие Мира: «Это искусство возникает из обращения пяти сил [пяти элементов], и если его расширить до самых далёких пределов, не будет ничего, чего бы оно не достигло».
Пространственные, временные и другие характеристики вещей и явлений соединяются в группы по пять и соотносятся с определёнными элементами. Таким образом, весь мир пребывает в гармонии. Если же происходит нарушение в какой-то из этих групп, весь механизм мира оказывается в состоянии дисгармонии.
Могут составлять и более сложные структуры, которые также функционируют по «наставлениям и приказам»: «Ведь (у последователей школы) Тёмного и Светлого начал на каждый случай есть наставления и приказы — (и по поводу) четырёх времён года, (и по поводу) восьми сторон света, соответствующих (положениям восьми) триграмм, (и по поводу) двенадцати знаков зодиака, (и по поводу) двадцати четырёх периодов года».
История возникновения и развития
Время существования школы Инь-Ян — V—III вв. до н. э.
По словам Дж.Нидэма, есть много свидетельств, что ни по числу авторов, ни по числу сочинений эта школа не уступала, например, таким философским школам древнего Китая, как мо цзя или мин цзя.
Однако до настоящего времени не сохранилось ни одного сколько-нибудь развёрнутого текста этой школы. О её идеях можно судить лишь по их фрагментарному изложению в «Ши цзи» (наиболее полная информация), «Чжоу и», «Люй-ши чунь цю» («Вёсны и Осени господина Люя») и некоторых других памятниках.
Предполагают, что до середины 1-го тыс. до н. э. концепции «Инь-Ян» и «Пяти Элементов» развивались в раздельных оккультных традициях — «небесной» (астрономо-астрологической) и «земной» (мантико-хозяйственной). Фрагменты этих учений можно встретить в таких древних текстах, как «И цзин», «Го юй», «Люй-ши Чунь Цю».
Во 2-й половине 1-го тыс. до н. э., судя по фрагментарным упоминаниям в древних текстах, известный представитель этой школы Цзоу Янь соединил концепцию «Инь—Ян» с учением о «Пяти Стихиях», наделив последние моральными качествами («пятью добродетелями» — у-дэ). Тем самым цикличность «Пяти Элементов» распространилась и на исторические процессы, определяя этапы расцвета и упадка правящих династий.
Впервые как единое учение,
охватывающее все стороны универсума, концепции «Инь-Ян» и «Пяти
Элементов» представлены в философии конфуцианца Дун Чжуншу, который развил и систематизировал
таким образом онтолого-
В дальнейшем натурфилософские концепции школы Инь-Ян нашли продолжение в конфуцианской «школе текстов новых письмен» (Цзин сюэ) и неоконфуцианстве,
а религиозно-оккультный —
в деятельности китайских гадателей, прорицате
Главным представителем этой школы считается Цзоу Янь.
Также к представителям этой школы относят Цзы-вэя (историк и астроном-астролог VI—V вв. до н. э.), полумифическогоЖунчэн-цзы, Чжана Цана (III—II вв. до н. э.).
Имеются упоминания, что Конфуций также занимался проблемами календаря.
Заключение
Древнекитайская философия представляет собой большую культурную ценность для всего человечества.
В своей работе я описал лишь самые важные учения, которые были распространены в древнем Китае и в которых большое внимание уделяется духу человека и его представлению о мире.