Философия Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:53, реферат

Описание работы

Древняя китайская философия  весьма специфична. Определяется это, прежде всего, ее подчиненностью политической и моральной практике. Вопросы  этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. Многие философы представляли влиятельные  общественные силы и служили министрами, сановниками, послами. "Знание - действие - нравственность" - эта цепочка  в Древнем Китае составляла одну из главных линий философствования.

Содержание

Введение ____________________________________________стр. 3
1. Начало философского мышления ______________________стр. 4
2. Школы в китайской философии _______________________стр. 4
2.1 Конфуцианство ____________________________________стр. 5
2.2 Даосизм __________________________________________стр. 7
2.3 Школа пяти элементов ______________________________стр. 7
2.4 Школа имен _______________________________________стр. 8
2.5 Школа моистов ____________________________________стр. 8
2.6 Школа законников _________________________________стр. 8
Заключение __________________________________________стр. 9
Список используемой литературы _______________________стр. 10

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии древнего китая.docx

— 78.39 Кб (Скачать)

 

Введение

 

В далеком прошлом, почти  четыре тысячи лет назад, вслед за рождением рабовладельческого строя, начинается история развития китайской  философии.

Философия и религия древнего Китая уникальна. Не случайно философия  и религия стоят рядом, ибо  два основных направления философии  древнего Китая - конфуцианство и  даосизм трудно отделить от религии.

Первое учение активно  пользовалось языковыми, этическими, юридическими и ритуальными конвенциями. Второе, наоборот, проповедовало освобождение от навязанных обществом конвенций  и поиск не линейного, не абстрактного, а прямого и непосредственного  знания.

Это два основных направления  философии и в тоже время, по мнению многих видных ученых - это две основных веры Китая. Более того, на протяжении исторически длительного периода  конфуцианство и даосизм были господствующей верой Китая. И в  этом смысле философия Древнего Китая  является уникальной.

Древняя китайская философия  весьма специфична. Определяется это, прежде всего, ее подчиненностью политической и моральной практике. Вопросы  этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. Многие философы представляли влиятельные  общественные силы и служили министрами, сановниками, послами. "Знание - действие - нравственность" - эта цепочка  в Древнем Китае составляла одну из главных линий философствования.

Китайская философия, как  и китайская культура в целом, в период своего возникновения и  развития не испытывала существенного  влияния никаких иных, не китайских, духовных традиций. Это вполне самостоятельная  философия, в наибольшей степени  отличная от европейской.

Несмотря на то, что человек  в Китае отождествляется с  природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное  место в китайской философии.

 

 

 

Глава 1

 

1.1 Особенности  развития философии в Китае

 

Специфика китайской философии  непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в  многочисленных государствах Древнего Китая периодов "Весны и осени" и "Сражающихся царств". Развитие социальных отношений в Китае  не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность  философии политической практике.

Философы, первооснователи  и распространители разных школ, странствующие  конфуцианские проповедники, представлявшие весьма влиятельный общественный строй, нередко являлись министрами, сановниками, послами. Это привело к тому, что  вопросы управления страной, отношений  между различными классами и социальными  группами населения в обществе, заняли господствующее место в китайской  философии и определили сугубо практический подход к жизни общества. Вопросы  управления обществом, отношения между  различными социальными группами, - вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая. Другая особенность  развития китайской философии связана  с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим  исключением, более или менее  адекватного выражения в философии, т.к. философы, как правило не считали  нужным обращаться к материалам естествознания.

Оторванность китайской  философии от конкретных научных  знаний сузила ее предмет. Обособленность древней китайской философии  от естествознания и неразработанность вопросов логики является одной из главных причин того, что формирование понятийного аппарата шло весьма медленно. Для большинства китайский философских школ метод логического анализа остался фактически неизвестным.

 

 

1.2 Формирование  китайской философской школы

 

В VII-III вв. до н.э. в идейной жизни Древнего Китая появляются новые явления, качественно отличные от того, что знала китайская мысль предшествующего периода и что было обусловлено серьезными социологическими сдвигами. В этот период в Древнем Китае происходят крупные экономические и общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю, развитием производительных сил, расширением видов ремесел, применением новых, железных орудий и инструментов в сельском хозяйстве и промышленности, улучшением самих способов обработки почвы.

Глубокие политические потрясения - распад древнего единого государства  и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами  за гегемонию - нашли свое отражение  в бурной идеологической борьбе различных  философско-политических и этических  школ. Этот период характеризуется  расцветом культуры и философии.

Наследственная знать  по-прежнему цеплялась за религиозные  идеи "неба", "судьбы", правда, несколько видоизменяя их применительно  к особенностям борьбы того времени. Новые социальные группы, находившиеся в оппозиции к родовой аристократии, выдвигали свои взгляды, выступая против веры в "небо" или вкладывая  в понятие небесной судьбы совершенно иной смысл.

 

 

 

 

В этих учениях делались попытки осмыслить исторический опыт, найти "идеальный закон" управления страной, выработать новые  правила взаимоотношений между  различными социальными группами населения, определить место отдельного человека, страны в окружающем мире, определить отношения человека с природой, государством и другими людьми.

Подлинный расцвет древней  китайской философии приходится именно на период VI-III в. до н.э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период появляются такие произведения философско-социальной мысли, как "Дао де цзин", "Лунь-юй", "Мо цзы" и другие. Именно в этот период происходит формирование китайской философской школы - даосизма, которая оказала затем громадное влияние на все последующее развитие китайской философии. Именно в этот период зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени.

 

 

Глава 2

 

2.1 Школы в китайской  философии

 

В 221 г. до н.э. в Китае пришла к власти династия Цинь. Время ее правления было весьма кратким (до 207 г. до н. э), но значимым, так как за это время вновь произошло объединение Китая, а формальная императорская власть наполнилась реальным содержанием. Китай был объединен единой властью и во время правления следующей династии - Хань - вплоть до 220 г. н.э.

Столетие, предшествовавшее династии Цинь, было периодом государственного и социального разложения, в котором соперничали в борьбе за власть, отмирающая родовая знать и набирающая силу олигархия. Родовая знать стремилась к возвращению прежних порядков, сложившихся во времена династии Чжоу (1021-404 до н. э). Олигархия, сила которой в обществе основывалась на экономических принципах владения, выступала с требованиями необходимости правового закона (фа), согласно которому социальные отношения регулировались бы без скидок на происхождение.

Историки, которые занимались этой эпохой (эпохой "воюющих государств"), определяют этот расцвет философии  как соперничество ста школ.

Ханьский историк Сыма Тань (ум. в 110 г. до н. э) выделяет шесть следующих философских направлений:

1) школа инь и ян (инь ян цзя);

2) школа конфуцианцев, литераторов (жу цзя);

3) школа моистов (моцзя);. .

4) школа имен (мин цзя);

5) школа юристов, легистов (фа цзя);

6) школа пути и силы, даосы (дао дэ цзя, Дао цзя)

 

В “Ши цзи" (“Исторические записки”) Сыма Цяня (II-I вв. до н. э) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая.

Позже, на рубеже нашей эры, классификация школ была дополнена  еще четырьмя “школами", которые, однако за исключением цзацзя, или “школы эклектиков", собственно, к философии Китая не имеют отношения. Одни школы названы по характеру общественной деятельности основателя школы, другие - по имени основателя учения, третьи - по главным принципам понятия этого учения.

 

 

 

Вместе тем, несмотря на всю  специфику философии в Древнем  Китае, отношение между философскими школами сводилось в конечном итоге к борьбе двух основных тенденций - материалистической и идеалистической, хотя, конечно, нельзя представить эту  борьбу в чистом виде.

На ранних этапах развития китайской философии, например, даже во времена Конфуция и Мо-цзы, отношение этих мыслителей к основному вопросу философии не выражалось прямо. Вопросы о сущности человеческого сознания, его отношения к природе, материальному миру не были определены достаточно четко. Зачастую во взглядах тех философов, которых мы относим к материалистам, содержались значительные элементы религиозных, мистических представлений прошлого и, наоборот, мыслители, которые в целом занимали идеалистические позиции, отдельным вопросам давали материалистическое толкование.

 

 

2.2 Даосизм

 

Основы даосизма, философии  Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.). В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте.

Дао многозначно, это бесконечное  движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

Каждый человек, чтобы  стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао  и слиться с ним.

 Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая  смерть означает только то, что  дух отделяется от человека  и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни  добиться, чтобы произошло слияние  его души с мировым порядком  Дао. Каким же образом можно  достичь такого слияния? Ответ  на этот вопрос содержится  в учении Дао.

Пути Дао присуща сила Дэ. Именно через силу У-Вэй Дао проявляется в каждом человеке.

Эту силу нельзя истолковывать  как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. У-вэй — означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния — принципа У-вэй. Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели.

Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к  жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится  вслушаться в самого себя, а через  себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась  в даосизме как возвращение к  вечному, возвращение к своим корням.

 

 

 

 

 

 

Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

Дао проявляется через  обыденную жизнь и воплощается  в поступках обученных людей, хотя мало кто из них полностью  «идет по Пути». Более того, сама практика даосизма построена на сложной  системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого. Всё, например, пронизано единой энергией ци. Ребенок рождается от смешения изначального ци (юань ци) отца и матери; человек живёт, лишь продолжая напитывать организм неким внешним ци (вай ци), переводя его во внутреннее состояние с помощью системы дыхательных упражнений и правильного питания. Всё по-настоящему «великое» связано с запредельным, Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется в вещах, явлениях, поступках. Космическое здесь постоянно проецируется на человеческое и проступает в особом витальном «энергетизме», энергетической потенции как самого Дао, так и людей, которые смогли в полной мере постичь его. Сам путь Дао воспринимается как начало энергетическое, одухотворяющее, например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю».

 

Формирование  даосизма

 

Даоси́зм — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии.

Обыкновенно различаются  даосизм как определенный стиль  философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно.

Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы иЧжуан-цзы].

Даосизм в стабильной религиозной организации сформировался только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в V — III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в Средние века.

Информация о работе Философия Древнего Китая