Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:56, реферат
Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое оснавало свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.
1. Общая характеристика философии Древнего Китая
2. Конфуцианство
3. Даосизм
4. Философия легизма
подхода
к использованию природных
нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые
последствия как для человечества , так и для всей планеты в целом .
4) Регулярное благодарение Природе . Этот принцип уходит корнями в
древнекитайские религиозные представления .
Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах
руководства идеальным государством .
Все управление государством должно базироваться на “ли” . Значение “ли” здесь
очень объемно . Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам , и
честность , и искренность , стремление к собственному самоусовершенствованию
, вежливость и пр. ,причем вежливость , по мнению Конфуция , обязательный
элемент для людей , исполняющих государственные функции .
Согласно схеме Конфуция , правитель возвышается над главой своей семьи лишь
на несколько ступенек . Подобный универсальный подход превращал государство в
обычную семью , только большую . Следовательно , править в государстве должны
те же принципы , что и в обществе , то есть проповедуемые Конфуцием отношения
гуманности , всеобщей любви и искренности .
Исходя из этого , Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в
некоторых царствах Китая фиксированным законам , считая , что равенство всех
перед законом базируется на насилии над личностью и , по его мнению ,
нарушает основы управления государством . Была и еще одна причина неприятия
Конфуцием законов , он считал , что все , насильственно навязываемое человеку
сверху , не дойдет до души и сердца последнего , а значит , неспособно
эффективно функционировать . Каркас модели государственного устройства ,
предложенной Конфуцием , - Правила . Принципом , придающим им
жизнеспособность , является принцип “хэ”.
К тому же в создании их , по мысли Конфуция , принимали участие все члены
общества . В условиях , когда управление государством и народом
предполагалось на основании “ли” , эти Правила выполняли роль закона.
Правитель обязан следить за выполнением Правил , а также смотреть , чтобы
общество не сошло с истинного пути . Концепция за данности с ориентацией на
древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической
мысли Китая . Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом
.
Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы :
1) Управляющие
2) Управляемые
Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей . По
мнению Конфуция , это должны быть люди , обладающие качествами Цзюнь-цзы .
Именно они должны осуществлять власть в государстве . Их высокие нравственные
качества должны быть примером для всех остальных . Их роль заключается в
воспитании народа , направлении его на правильный путь . При сравнении с
семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье .
Управляющие - отцы народа .
Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:
1) Чувство самоуважения . Конфуций считал , что только уважающие себя люди
способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений . Это
просто необходимо , учитывая беспрекословное подчинение народа правителю .
2) Чувство ответственности . Правитель должен чувствовать ответственность за
управляемый им народ . Это качество также присуще Цзюнь-цзы .
3) Чувство доброты при воспитании народа . Правитель , обладающий чувством
доброты , способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества ,
образованность , а значит , и обеспечить прогресс всего общества .
4) Чувство справедливости . Это чувство должно быть развито особенно у людей
, от чьей справедливости зависит благосостояние общества .
Даже будучи сторонником авторитарной системы , Конфуций был противником
излишней абсолютизации царской власти , и в своей модели ограничивал права
царя , большое значение придавая тому , чтобы основные решения принимались не
одним человеком , а группой лиц . По мнению Конфуция , это исключало
возможность
субъективного подхода к
Выделяя главное место в своей системе человеку, Конфуций , тем не менее ,
признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд , Цзюнь-цзы
способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли .
Уделяя основное внимание управляющим людям , Конфуций подчеркивал , что главный
фактор стабильности государства – доверие народа . Власть , которой не
доверяет народ , обречена на отдаление от него , а значит , на неэффективность
управления и в этом случае неизбежен регресс общества .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учение Конфуция , появившись на основе древнекитайских религиозных и
философских учений , тем не менее очень сильно отличается от них , а по
некоторым вопросам даже вступает в противоречие с ними . Одним из таких
противоречий является мнение о первостепенности общественных отношений и их
приоритете перед природой . Если древнекитайские учения считают совершенным
заведенный в природе порядок и , как следствие , идеальным все, что создано
не трудом человека , то Конфуций первым подверг это сомнению и доказал свои
утверждения далеко не идеальностью природного начала в человеке . Предметом
первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество , и , как
его составная часть , конкретный живой человек . Одним из первых Конфуций дал
свое объяснение силам , движущим человеком . Давая это объяснение , он ввел
ряд совершенно новых понятий , неизвестных ранее . Некоторые из них , такие
как Цзюнь-цзы и Сло Жэнь , на долгое время определили не только параметры
развития политической культуры , но во многом и судьбу духовной культуры всей
китайской нации . Впервые в истории культуры была создана реальная модель
идеального человека , оказавшая огромное воздействие на форму национального
характера и духовной жизни китайской нации . В противоречие предыдущим ему
восточным учениям Конфуций высказал мысль о том , что главное в жизни , то
есть то , к чему должен стремиться человек , не замыкается на достижении
личной гармонии с природой , а включает в себя прежде всего достижение
гармонии с самим собой и гармонии с обществом . Именно Конфуций первым на
Востоке высказал мысль о том , что главное для человека - гармония с себе
подобными . Высказав это предположение , он связал воедино совершенно разные
до него области человеческой исследовательской деятельности - государство ,
общество и , наконец , самого человека . Три его учения связаны едиными
понятиями , переходящими из одного учения в другое и приобретающими в каждом
учении новые свойства . Одним из первых Конфуций создал реальную модель
государственного устройства , способную воплотиться в жизнь при наличии
определенного уровня духовного развития общества . Таким образом , создав
свое учение , Конфуций стал первым человеком , который высказал и подтвердил
первостепенность человеческой личности для всего общества .