Философия Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:56, реферат

Описание работы

Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое оснавало свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

Содержание

1. Общая характеристика философии Древнего Китая
2. Конфуцианство
3. Даосизм
4. Философия легизма

Работа содержит 1 файл

Философия Древнего Китая (копия).docx

— 52.08 Кб (Скачать)

подхода к использованию природных ресурсов . Он понимал , что в случае

нарушения существующих в природе  балансов могут возникнуть необратимые

последствия как для человечества , так и для всей планеты в целом .

4) Регулярное  благодарение Природе . Этот принцип уходит корнями в

древнекитайские религиозные представления .

Конфуций  высказывал несколько своих пожеланий  об устройстве  и принципах

руководства идеальным государством .

Все управление государством должно базироваться на “ли” . Значение “ли” здесь

очень объемно . Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам , и

честность , и искренность , стремление к собственному самоусовершенствованию

, вежливость  и пр. ,причем вежливость , по мнению Конфуция , обязательный

элемент для людей , исполняющих государственные функции .

Согласно  схеме Конфуция , правитель возвышается над главой своей семьи лишь

на  несколько ступенек . Подобный универсальный подход превращал государство в

обычную семью , только большую . Следовательно , править в государстве должны

те  же принципы , что и в обществе , то есть проповедуемые Конфуцием отношения

гуманности , всеобщей любви и искренности .

Исходя  из этого , Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в

некоторых царствах Китая фиксированным законам , считая , что равенство всех

перед законом базируется на насилии над  личностью и , по его мнению ,

нарушает  основы управления государством . Была и еще одна причина неприятия

Конфуцием законов , он считал , что все , насильственно навязываемое человеку

сверху ,  не дойдет до души и сердца последнего , а значит , неспособно

эффективно  функционировать . Каркас модели государственного устройства  ,

предложенной  Конфуцием , - Правила . Принципом , придающим им

жизнеспособность , является принцип “хэ”.

К тому же в создании их , по мысли Конфуция , принимали участие все члены

общества . В условиях , когда управление государством и народом

предполагалось  на основании “ли” , эти Правила выполняли роль закона.

Правитель обязан следить за выполнением Правил , а также смотреть , чтобы

общество  не сошло с истинного пути . Концепция за данности с ориентацией на

древность оказала огромное влияние на дальнейшее  ход развития политической

мысли Китая . Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом

.

Людей Конфуций разделил по отношению к  управлению государством  на две  группы :

1) Управляющие

2) Управляемые

Наибольшее  внимание в этой части Учения уделяется  первой группе людей . По

мнению  Конфуция , это должны быть люди , обладающие качествами Цзюнь-цзы .

Именно  они должны осуществлять власть в  государстве . Их высокие нравственные

качества  должны быть примером для всех остальных . Их роль заключается в

воспитании  народа , направлении его на правильный путь . При сравнении с

семьей  видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье .

Управляющие - отцы народа .

Для управляющих  Конфуций вывел четыре Дао:

1) Чувство  самоуважения . Конфуций считал , что только уважающие себя люди

способны  проявить уважение к народу при вынесении  каких-либо решений . Это

просто  необходимо , учитывая беспрекословное подчинение народа правителю .

2) Чувство  ответственности . Правитель должен чувствовать ответственность за

управляемый им народ . Это качество также присуще Цзюнь-цзы .

3) Чувство  доброты при воспитании народа . Правитель , обладающий чувством

доброты , способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества ,

образованность , а значит , и обеспечить прогресс всего общества .

4) Чувство  справедливости . Это чувство должно быть развито особенно у людей

, от  чьей справедливости зависит  благосостояние общества .

Даже  будучи сторонником авторитарной системы , Конфуций был противником

излишней  абсолютизации царской власти , и в своей модели ограничивал права

царя , большое значение придавая тому , чтобы основные решения принимались не

одним человеком , а группой лиц . По мнению Конфуция , это исключало

возможность субъективного подхода к ращению  различных проблем.

Выделяя главное место в своей системе человеку, Конфуций , тем не менее ,

признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд , Цзюнь-цзы

способны  правильно интерпретировать земные проявления этой воли .

Уделяя  основное внимание управляющим людям , Конфуций подчеркивал , что главный

фактор  стабильности государства – доверие народа . Власть , которой не

доверяет  народ , обречена на отдаление от него , а значит , на неэффективность

управления  и в этом случае неизбежен регресс  общества .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учение  Конфуция , появившись на основе древнекитайских религиозных и

философских учений , тем не менее очень сильно отличается от них , а по

некоторым вопросам даже вступает в противоречие с ними . Одним из таких

противоречий  является мнение о первостепенности общественных отношений и их

приоритете  перед природой . Если древнекитайские учения считают совершенным

заведенный  в природе порядок и , как следствие , идеальным все, что создано

не  трудом человека , то Конфуций первым подверг это сомнению и доказал свои

утверждения далеко не идеальностью природного начала в человеке . Предметом

первостепенной  важности у Конфуция считается человеческое общество ,  и , как

его составная  часть , конкретный живой человек . Одним из первых Конфуций дал

свое  объяснение силам , движущим человеком . Давая это объяснение , он ввел

ряд совершенно новых понятий , неизвестных ранее . Некоторые из них , такие

как Цзюнь-цзы и Сло Жэнь , на долгое время определили не только параметры

развития  политической культуры , но во многом и судьбу духовной культуры всей

китайской нации . Впервые в истории культуры была создана реальная модель

идеального  человека , оказавшая огромное воздействие на форму национального

характера и духовной жизни китайской нации . В противоречие предыдущим ему

восточным учениям Конфуций высказал мысль  о том , что главное в жизни , то

есть  то , к чему должен стремиться человек , не замыкается на достижении

личной  гармонии с природой , а включает в себя прежде всего достижение

гармонии  с самим собой и гармонии с  обществом . Именно Конфуций первым на

Востоке высказал мысль о том , что главное для человека - гармония с себе

подобными . Высказав это предположение , он связал воедино совершенно разные

до  него области человеческой исследовательской  деятельности - государство ,

общество  и , наконец , самого человека . Три его учения связаны   едиными

понятиями , переходящими из одного учения в другое и приобретающими в каждом

учении  новые свойства . Одним из первых Конфуций создал реальную модель

государственного  устройства , способную воплотиться в жизнь при наличии

определенного уровня духовного развития общества . Таким образом , создав

свое  учение , Конфуций стал первым человеком , который высказал и подтвердил

первостепенность  человеческой личности для всего  общества .

 


Информация о работе Философия Древнего Китая