Философия Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:56, реферат

Описание работы

Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое оснавало свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

Содержание

1. Общая характеристика философии Древнего Китая
2. Конфуцианство
3. Даосизм
4. Философия легизма

Работа содержит 1 файл

Философия Древнего Китая (копия).docx

— 52.08 Кб (Скачать)

                         Философия Древнего Китая

1. Общая характеристика философии Древнего Китая

2. Конфуцианство

3. Даосизм 

4. Философия легизма

1. Общая характеристика философии Древнего Китая

Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго  тысячелетия до н. э. в государстве  Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое оснавало свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

В эпоху  Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из отличительных черт китайских мифов – это зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком племени Инь. Важнейшим элементом древнекитайской религии являлся культ предков, который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков. В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа - инь и ян, которые занялись упорядочением мира. В мифах о происхождении Вселенной налицо очень смутные, робкие зачатки натурфилософии. Мифологическая форма мышления, как господствующая, просуществовала вплоть до первого тысячелетия до н. э. Разложение первобытнообщинного строя и появления новой системы общественного производства не привели к исчезновению мифов. Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы правильного поведения человека. Вместе с тем, конфуцианцы осуществляют историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов. Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь привести мифические предания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы  немало потрудились для того, чтобы превратить духов в людей и для самих мифов и легенд найти рациональное объяснение. Так мифы стали частью традиционной истории. Рационализированные мифы становятся частью философских идей, учений, а персонажи мифов - историческими личностями, используемыми для проповеди конфуцианского учения.

Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история древнекитайской философии

Философия Древнего Китая тесно связана  с мифологией. Однако эта связь  имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае. Китайские мифы предстают, прежде всего, как исторические предания о прошлых династиях, о “золотом веке”. Они содержат сравнительно мало материала, отражающего взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие, взаимосвязь с человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии главного места. Однако все натурфилософские учения Древнего Китая, такие, как учения о “пяти первостихиях”, о “великом пределе” - тайцзи, о силах инь и ян и даже учения о дао, ведут свое начало от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о небе и земле, о “восьми стихиях”. Наряду с появлением космогонических концепций, в основе которых лежали силы ян и инь, возникают наивно-материалистические концепции, которые, прежде всего, были связаны с “пятью первостихиями”: вода, огонь, металл, земля, дерево.

Борьба  за господство между царствами привела  во второй половине III в. до н. э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.

Глубокие  политические потрясения - распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между  крупными царствами за гегемонию - нашли  свое отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период характеризуется рассветом культуры и философии.

В таких  литературно-исторических памятниках как “Ши цзин”, “Шу цзин”, прослеживаются философские идеи, возникшие на основе обобщения непосредственной трудовой и общественно-исторической практики людей. Однако подлинный расцвет древней китайской философии приходится именно на период VI-III в до н. э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период появляются такие произведения философско-социологической мысли, как “Дао дэ цзин”, “Лунь юий”, “Мо-цзы”, “Мэн-цзы”, “Чжуан-цзы”, выступают со своими концепциями и идеями великие мыслители Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Сюнь-цзы, и формируются школы - даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, натурфилософская школа, оказавшие затем громадное влияние на все последующее развитие китайской философии. В этот период зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени.

2. Конфуцианство

Конфуцианство – одно из ведущих идейных течений в  древнем Китае. Создателем

конфуцианства  был Кун - Цю ( Конфуций ).Крупнейший ученый своего времени, он одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний. Пытаясь объяснить их, он, руководствуясь собственным опытом, предложил ряд интереснейших идей. Вся жизнь Конфуция прошла в

поисках того главного, ради чего и живет человек. Конфуций родился в 551 году до нашей эры. отцом его был великий воин своего времени, прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ. Шу Лянхэ в момент появления Конфуция был уже немолод. К тому времени у него уже было девять дочерей, что делало его очень несчастным. Ему нужен был достойный продолжатель древнего аристократического рода. Старший сын Шу Лянхэ был очень слаб от рождения и воин не решался сделать его своим наследником. Поэтому когда его третья жена забеременела, Шу поспешил совершить богослужение в глиняном гроте (по представлениям китайцев, глиняный грот священен). В этом гроте и родился Учитель одного из самых многочисленных философских течений. Счастливый отец назвал его Цю (

в переводе с китайского - "холм") и дал прозвище Чжун Ни (Чжун - второй из братьев, Ни - глина). Ребенок унаследовал родовое имя Кун и был известен позднее как Кун Цю или Чжун Ни. Когда мальчику было два года и три месяца ( китайцы считают возраст ребенка с момента зачатия), Шу Лянхэ скончался. Две предыдущие жены Шу Лянхэ, ненавидевшие молодую мать наследника, не стали сдерживать свою ненависть к ней, и, вырвав сына из атмосферы дрязг и скандалов, женщина вернулась в свой родной город. Однако родители не согласились принять ее в дом, который она опозорила, выйдя замуж раньше двух старших сестер, да еще за человека намного старше. Поэтому мать с маленьким Конфуцием поселились отдельно от всех. Жили они очень замкнуто, однако мальчик рос веселым и общительным, много играл со сверстниками. Уже тогда он отличался от них обостренным восприятием несправедливости, чувством особой любви к родителям, знанием многих религиозных обрядов (его мать, выполняя долг жены, каждый день читала молитвы по усопшему мужу). Несмотря на бедность, мать растила его достойным преемником знаменитого отца. Конфуций знал историю своего рода, насчитывающую не одно столетие. Узнав об опыте своих предков, среди которых были талантливые люди, проявившие себя во многих областях человеческой деятельности, он сделал вывод , что одной военной доблести недостаточно для достижения желаемого, нужны и другие достоинства. Когда Конфуцию было семнадцать лет, умерла его мать, которой в ту пору едва исполнилось тридцать восемь лет. Это был жестокий удар судьбы .

С огромным трудом Конфуций разыскал могилу отца ( ни его , ни даже его мать

старшие жены не пустили проводить Шу Лянхэ в последний путь ) и в

соответствии в религиозными обрядами похоронил рядом мать.

Выполнив  свой сыновний долг , юноша возвращается домой и живет один . Из-за

бедности  он вынужден был делать даже женскую  работу , которой раньше

занималась  его умершая мать . О том , как Конфуций относился к работе , не

соответствовавшей его происхождению , разные источники сообщают по-разному ,

но  мне кажется более вероятным , что отвращения к "низкому" труду он не

испытывал . В то же время Конфуций помнил о своей принадлежности к высшим

слоям общества и был подвергнут огромному  унижению на одном обеде . В то

время в Китае разбогатевшие мещане всячески старались наладить дружественные

отношения  с представителями низших слоев  аристократии и давали для них

званые  обеды . На один из таких обедов пришел и Конфуций , однако был

остановлен  стражем , который сказал юноше , что ему не место среди знатных

людей . Этот случай Конфуций запомнил на всю жизнь . В то время Конфуций

усиленно  занимается самообразованием . Судьба , словно в компенсацию за

неудачно  начавшуюся жизнь наделила его здоровьем , недюжинной силой ,

природным умом . В девятнадцать лет он женится на девушке , которая

сопровождала  его всю свою жизнь , и вскоре у  них рождается сын , названный Ли

( карп ) . Выполняя обязанности отца семейства , Конфуций поступает на службу

богатому  аристократу Цзи , сначала управляющим складов , затем домашним

слугой  и учителем . Здесь впервые убедился Конфуций в необходимости

образованности .

Служил  Конфуций до обретения зрелости , чувство которой пришло к нему в

возрасте  тридцати лет . Позднее он скажет : " В пятнадцать лет я обратил свои

помыслы к учебе . В тридцать лет я обрел самостоятельность . В сорок лет я

освободился от сомнений.

В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я

стал  следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала ".* К тридцати

годам сложились и основные его этико-философские  концепции , в основном

касающиеся  управления государством и  обществом . Более четко сформулировав

эти концепции , Конфуций открывает частную школу , появляются первые ученики

, некоторые  из них сопровождали своего  Учителя в течении всей своей жизни .

Желая использовать свои учения в практической деятельности , Конфуций

присоединяется  к изгнанному высшей аристократией  царю и бежит в соседнее

царство . Там он знакомится с советником могущественного царя Цзин Гуна Янь

Ином  и , беседуя с ним , производит очень хорошее впечатление .

Воспользовавшись  этим , Конфуций добивается встречи с самим царем , и

,разговаривая  с ним , потрясает Цзин Гуна глубиной и широтой своих познаний ,

смелостью и необычностью суждений , интересностью взглядов , высказывает свои

рекомендации  по управлению государством .

Возвратившись в родное царство , Конфуций становится известным человеком . По

личным  мотивам он отказывается от нескольких возможностей стать чиновником .

Однако  вскоре отвечает согласием на приглашение  царя Дин-гуна и , продвигаясь

по  служебной лестнице , занимает пост сычкоу ( главного советника самого царя

) . На  этом посту Конфуций прославился  многими мудрыми решениями . Вскоре

обеспокоенное его увеличивающимся влиянием окружение  царя вынуждает его

"добровольно"  покинуть свой пост . После этого для Конфуция наступает пора

странствий .

Долгие  четырнадцать лет он в окружении  учеников путешествует по Китаю ,

прославившись еще больше . Однако его желание вернуться на родину усиливается

, и  вскоре при содействии одного  из бывших учеников Конфуций  с большими

почестями возвращается домой как очень  уважаемый человек . К его помощи

прибегают цари , многие из которых зовут его к себе на службу . Но Конфуций

прекращает  поиски "идеального" государства  и все больше внимания уделяет

своим ученикам . Вскоре он открывает частную школу . С целью сделать ее более

доступной Учитель назначает минимальную  плату за обучение . После нескольких

лет преподавания в своей школе на семьдесят  четвертом году жизни Конфуций

умирает . Произошло это в 478 году до нашей эры .

Учение  Конфуция можно разделить на три  тесно взаимосвязанные условные части ,

объединяемые  идеей центральности человека во всем конфуцианстве . Первое и

Информация о работе Философия Древнего Китая