Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 16:07, реферат
Философия (греч. phileo — люблю и sofia — мудрость; буквально — любовь к мудрости) — форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
В отличие от иных форм мировоззренческого сознания, предшествующих философии, - мифологии и религиозного мировоззрения, — философское сознание избрало своим ориентиром не авторитет и традицию, не слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.
Введение 3
1. Особенности возникновения и развития философии в Древнем Китае. 5
2. Школы и течения в древнекитайской философии 10
2.1 Философия древнего даосизма 11
2.2 Философия древнего конфуцианства 15
2.3 Воззрения школы легистов 17
Заключение 19
список использованной литературы 21
Наконец, для китайской философии была характерна тесная связь с мифологией.
Первую классификацию философских школ представил Сыма Тань (2-1 вв. до н.э.) в трактате «Основные указания о шести школах». Сыма Тань условно выделил шесть школ:
Его сын, знаменитый историк Сыма Цянь, включил трактат в свои «Записки историка».
Классификацию продолжил Лю Синь (2 в. до н.э.). Она сохранилась в повторении ее Бань Гу (32-92 гг. н.э.) в «Истории ранней династии Хань». К названным выше Лю Синь добавил еще четыре школы:
Последняя не имела самостоятельного значения и общее число школ, таким образом, равнялось девяти. С позиций историко-философской науки классификации философских школ Сыма Таня и Лю Синя имеют выраженный библиографический характер и во многом условны. В них нет единого мировоззренческого основания: одни школы называются по имени основоположника (моисты – последователи философа Моцзя), другие – по профессии и составу (ученые-конфуцианцы), третьи – по основной категории или символу (даосисты – по Дао, законники – по категории фа - закона).
Древний даосизм представлен учениями Лао-цзы (6 в. до н.э.), Лец-зы (6 в. до н.э.), Ян Чжу (ок. 440-334 гг. до н.э.), Чжуанцзы (ок. 369- ок. 286 гг. до н.э.) в сочинениях, названных их же именами: «Лао-цзы» (впоследствии «Дао дэ цзин»), «Ян Чжу» (сочинение утрачено, сохранилась лишь одна глава в «Лец-зы»), «Лец-зы» и «Чжуан-цзы». Основоположником даосизма считается Лао-цзы.
Даосизм базируется на горизонтальной (иньской) составляющей архетипа у чан/ у син, мировоззренчески обращен на родовое прошлое, в котором усматривает природно-социальный идеал. Даоский идеал человека – совершенномудрый человек (шэн жэнь). Он выдвигается в центр Дао на место цзы в качестве духовного наставника Поднебесной. Совершенномудрый центрирует Поднебесную и во всех жизненных значениях превращает ее в единую семью и дом.
Лао-цзы отрицательно оценивает тогдашнее настоящее и называет его хаосом. Причину хаоса он усматривает в нарушении цивилизацией естественного миропорядка Дао, в результате чего человек утрачивает подлинную самость. В пределе космических истоков Дао есть вселенская пустота, пронизанная натяженностью сил инь и ян. Свою философскую задачу Лао-цзы видит в том, чтобы вывести Поднебесную из трагических границ цивилизации, вернуть ее по эволюционному духовному маршруту к вселенской пустоте и оттуда провести по пути естественной генерации без цивилизационных помех. Все это Лао-цзы описывает как инволюционно-эволюционный космогенез Дао.
В даосизме существует несколько путей вхождения в Дао. Одних из них пролегает через естественность (цзыжань), которой следует и само Дао: «Человек берет за образец Землю, Земля – Небо, Небо – Дао, Дао - естественность». Естественность уравновешивает через среднее звено цзы борющиеся противоположности инь и ян и задает матрицу гносеологических, психологических, онтологических и социологических принципов даосизма: деяние недеяния, движение недвижения, учение неучения, служение неслужения, знание незнания, говорения неговорения и др. Эти принципы отливаются в философское суждение о Дао в виде парадокса: светлое Дао подобно темному Дао, наступающее Дао – отступающему, совершенное Дао – ущербному Дао.
В учении о познании ключевой предмет – Дао. Оно постигается человеком не по частям, а открывается ему в самопознании (цзы чжи) полностью в акте мгновенного просветления разума (сердца) при достижении состояния естественности.
В психологии Лао-цзы восстанавливает духовный архетип у чан/ у син в форме пяти духовных качеств дао-дэ-жэнь-и-синь и запускает его в горизонтальное круговращение в ритме инь естества (цзы жань).
Говоря
об обществе, Лао-цзы отвергает
Ян
Чжу, Ле-цзы и Чжуан-цзы
Ян
Чжу в основу своего учения положил
принцип естественного бытия
и наслаждения жизнью: это реакция
на неестественность цивилизации. Ян Чжу
берет человека в конечных пределах
его физического, духовного и
интеллектуального
Ле-цзы в эпоху Тан (7-10 вв.) был титулован как «прорвавшийся в пустоту истинный человек». Он детально доработал космологию Лао-цзы. В качестве исходной субстанции Ле-цзы полагал первоперемену (тай и). Ее генетическая пульсация выражается в числовом круге 1-7-9, что указывает на внутреннюю упорядоченность первоперемены и ее предрасположенность к порождению множественности. Далее первоперемена внутренне дифференцируется в три начала:
Из них развивается космос Неба и Земли, насыщенный животворной энергией (цзин). В космосе рождается человек, существование которого оптимизируется вечным хождением из небытия в бытие (рождение) и обратно (возвращение).
Чжуан-цзы,
как и Ле-цзы, подает философские
идеи в виде художественно отточенной
притчи. Он в подробностях производит
диалектическую логическую модель даоского
мышления в системе архетипа у
чан/ у син с проекцией на природный
космос. Эта модель состоит из пятиэлементного
подвижного небесного круга, пятиэлементного
статичного земного квадрата и соединяющей
их оси тождества
Древнее конфуцианство представлено творчеством Конфуция (551-479 гг. до н.э.), Мэн-цзы (ок. 372 - ок. 289 гг. до н.э.), частично Сюнь-цзы (ок. 313 – ок. 238 гг.) и отражено в их сочинениях «Лунь юй», «Ли цзи», «Мэн-цзи», «Сюнь-цзы».
Конфуцианство
базируется на вертикальной составляющей
архетипа у чан/ у син, мировоззренчески
обращено в будущее. Конфуцианский
идеал человека – благородный
муж или сын правителя (цзюньцзы).
Он выдвигается в центр архетипа
Дао на место цзы как ставленник
верхов. Благородный муж центрирует
Поднебесную и превращает ее в
одну социальную семью. Основная задача
благородного мужа пробудить у народа
веру к себе и повести его по
пути духовно-нравственного
Подобно
Лао-цзы, Конфуций отрицательно оценивает
наличное состояние Поднебесной. «Великое
Дао сокрылось во мраке», общество
«Великого единения» (да тун) разрушилось
и теперь нужно было через построение
общества «Малого процветания» (сяо
кан) идти к обществу «Великого процветания».
Выход к нему Конфуций видит в
цивилизационных духовно-
Мудрец
избирает в качестве путеводной нити
духовный архетип у чан/ у син.
Поднебесная считается одной
семьей. Все ее звенья соединяются
отношениями сыновней почтительности
и братской любви. Эти отношения
образуют корень конфуцианской добродетели
(дэ), из которого взращивается человеколюбие
(жэнь), а из него – цивилизационное
Дао. Связи между верхами и
низами общества ритуализуются (ли) и
скрепляются справедливостью/ долгом
(и), доверием (синь) и почитанием предков.
Созданная таким образом
Аналогично тому, как Лао-цзы считает себя носителем естественности (цзы жань) в Поднебесной, так и Конфуций полагает себя единственным носителем культуры (вэнь). В силу этого Лао-цзы и Конфуций критически относятся друг к другу, что отразилось в текстах «Дао дэ цзин» и «Лунь юй» и положило начало историко-философской традиции в китайской философии.
Мэн-цзы воспринял конфуцианское учение и стиль философского диалога. Его учение легло в основу конфуцианской концепции политической организации общества, сердцевину которой составляет доктрина «человеколюбивого правления» (жэнь чжэн). В основе доктрины лежат принципы:
В
контексте конфуцианской задачи
нравственного
Сюнь-цзы, будучи конфуцианцем, испытал значительное влияние даосизма, легизма и моизма. За обширнейшие знания современные ученые называют его «энциклопедистом Древнего Китая».
Мировоззренчески
Сюнь-цзы основывался на понимании
природы как естественной реальности
и источнике всего сущего. Он отрицал
раннеконфуцианское положение о
божественности воли Неба. Первым в
истории китайской философии
Сюнь-цзы поставил проблему о соотношении
процессов, происходящих в природе,
и деятельности человека и дал
оптимистическое решение: познав естественное
пространство в Дао, человек может
подчинить себе Небо и Землю и
заставить служить себе вещи. Однако
познать Дао может только совершенный
человек – благородный муж. Дао
познается в природном
Сюнь-цзы
отчетливо подразделял
Легизм зародился в 6 в. до н.э., окончательно оформился к 3 в. до н.э. Название школы происходит от понятия фа – закон. Основные представители легистской школы Гуань Чжун, Шан Ян, Хань Фэй, Шэнь Дао, Шэнь Бухай.
Легисты
разработали концепцию
Легизм подразделяется на три направления соответственно трем легистским принципам: