Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:28, реферат
А. Характеристика17. В совокупной европейской философии диалектический материализм занимает совершенно особое положение. Прежде всего, у него почти нет сторонников в академических кругах за исключением России, где он является официальной философией и пользуется в силу этого преимуществами, как никакая другая школа современности. Далее, он представляет собой философию одной политической партии, а именно, коммунистической партии, и тем самым он теснейшим образом связывается с экономическими и политическими теориями, а также с практической деятельностью этой партии, рассматривающей его как свою "общую теорию" - также уникальная ситуация.
Поскольку дух есть единство, то человеческое мышление находит свое завершение в суждении математического анализа, в котором форма внутренности выступает в самом чистом виде. Это суждение априорно. Математическая наука определяется своей формой, а не своим предметом, от которого она полностью независима. Нет математической, т.е. интеллектуальной интуиции. Другие суждения (геометрическое, физическое и суждение вероятности), все более иррациональные, образуют все же мир, отличный от мира восприятия, а именно "мир науки", который не поддается сведению к миру восприятия. Вопрос о том, какой из этих двух миров подлинный, чисто теоретически неразрешим, здесь остается дуализм. То же самое относится к практической жизни, в которой внешней активности и рассеянию индивидов противостоят внутренние моральные законы духа. Как есть два мира, так и есть два человечества. В конечном же итоге этот дуализм разрешается через историю духа, который стремится к единству и внутренности.
Г. Ступени жизни духа. В своем ученом исследовании истории человеческого духа Брюнсвик набрасывает в общих чертах картину его развития. В этой картине в основном выделяются две эпохи - детство и взрослый возраст. Первое - это эпоха внешности, "акусматического", людей устной веры; вторая - эпоха математиков, людей рациональной науки. Рациональная наука была открыта создателями математики, пифагорейцами, и мастером рефлексии Сократом. К сожалению, начиная с Аристотеля, духовная жизнь снова впала в эпоху детства, а затем Европа в течение двадцати столетий удерживалась в рамках акусматического пути. Только Декарт снова открыл математический путь и вернул человечеству полное пользование своим правом на истину. Но на открытом им пути прогресс мог достигаться лишь медленно. Мыслители не сразу смогли освободиться от реалистских предубеждений, в частности от предубеждения насчет зависимости духа от внешнего мира. А затем с романтизмом возникла угроза возврата человечества в средневековье. Но в конечном итоге наука помогла духу одержать победу: Эйнштейн окончательно устранил идею интуитивных качеств. Теперь есть основание надеяться, что с отмиранием веры разум пойдет навстречу прекрасному будущему; должно быть признано, что нет ничего, кроме свободы духа, то есть чистого сознания.
Такой ход развития не следует понимать в духе Гегеля как необходимое развертывание идеи. Дух свободен и случаен. Его движение вперед подобно извивающейся реке. Однако, несмотря на эту случайность, в истории совершается постоянный прогресс сознания по направлению к полному развертыванию разума, прототипом чего является математическая наука. При этом в ходе истории проявляется как еще один признак духа специфически текучее, подвижное, но никоим образом не жестко устойчивое. В этой связи Брюнсвик сам подчеркнул сходство своего учения с учением Бергсона.
Д. Религия духа. В отличие от Кроче, Брюнсвик, серьезно занимавшийся Паскалем, выказывает живой интерес к религиозным вопросам. Вся его концепция в конечном итоге выливается в религиозную философию. По его мнению, религию нельзя защитить на почве светской мысли; она должна выстроиться сама собой. К сожалению, есть не одна, а много религий, борющихся между собой в собственно религиозной сфере. С другой стороны, философ не может признать двойственную истину - одну религиозную, а другую научную; религиозная истина должна быть просто истиной. Но эта истина давно уже открыта - это религия Слова (du Verbe), внутреннего света. Она состоит в уверенности в том, что Бог присутствует в нашем мышлении и в нашей любви. Но это не трансцендентный Бог, изготовитель мира. Это не предмет, не понятие и даже не предмет любви, который мог бы быть противопоставлен другому предмету. Это то, благодаря чему мы все живем жизнью духа. Другими словами, Бог есть слово (Verbe), можно даже сказать - связка суждения. Такое понятие Бога освобождает нас не только от учений-сказок, но и в моральном отношении: мы ждем от Бога только полного и чистого постижения божественного. Как Галилей в теории, так и мы теперь в морали должны отвергнуть приоритетное положение Земли. Благодаря такому отвержению в полном свете предстанет характер человеческого разума с его бескорыстием и подлинным смирением и произойдет очищение, ведущее нас к "Третьему Завету". При этом сознание полностью освободится от своего собственного прошлого, не проявляя, однако, к нему никакой неблагодарности, но скорее верность. Подобно тому, как Новый Завет есть завершение Ветхого Завета, так и религия духа, которая, очевидно, тождественна с научным исследованием, есть завершение Евангелия. Это учение явно представляет собой по сути целиком имманентистскую и монистическую философию. Согласно ему, нет ничего, кроме свободы, кроме творческого порыва духа, который развертывается во все более высоких формах, чтобы в конце концов достичь полного единства сознания.
Информация о работе Философия диалектического материализма: истоки и основные положения