Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:20, реферат
Великий голландский философ - материалист Бенедикт Спиноза (Барух де Эспиноза) родился в 1632г. в еврейской купеческой семье, переселившейся в Амстердам из Португалии из-за религиозных преследований со стороны испанской инквизиции. В Амстердамской еврейской общине царила атмосфера фанатической нетерпимости и преследования инакомыслящих евреев. Так, в 1647г. из-за травли покончил жизнь самоубийством еврейский мыслитель - вольнодумец Уриель Акоста.
Вступление стр. 3
I. Учение Б. Спинозы о субстанции (природе) стр. 7
II. Учение Б. Спинозы о душе стр. 9
III. Социологические взгляды Б. Спинозы стр. 12
Заключение стр. 14
Список литературы стр. 15
Вступление
I. Учение
Б. Спинозы о субстанции (природе)
стр. 7
II. Учение Б.
Спинозы о душе
III. Социологические
взгляды Б. Спинозы
стр. 12
Заключение
Список
литературы
В С Т У П Л Е Н И Е
1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ Б. СПИНОЗЫ
Великий голландский философ
- материалист Бенедикт Спиноза
(Барух де Эспиноза) родился в
1632г. в еврейской купеческой
семье, переселившейся в
Спиноза был отдан на обучение
в семиклассное еврейское
В это время вокруг Спинозы постепенно собирался круг его единомышленников который продолжал существовать и после того как Спиноза покинул Амстердам и поселился в деревушке Рейнсбург, где приблизительно в 1658-1660г. г. им было написано его первое философское произведение - "Краткий трактат о боге, человеке и его счастье". Там же он начал работать над "Трактатом об усовершенствовании разума" и над своим главным трудом - "Этикой", которую он писал с перерывами 12 лет. Наконец, в Рейнсбурге Спиноза подготовил и издал "Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом" с приложением "Метафизических мыслей". Это произведение - единственное, вышедшее при жизни Спинозы под его именем.
В 1663 г. Спиноза переселился в Ворбург - селение вблизи Гааги, где близко познакомился с знаменитым физиком, математиком и астрономом Христианом Гюйгенсом. Здесь Спиноза продолжал работу над "Этикой" и написал "Богословско-политический трактат", который был выпущен в свет в 1670 г. . В целях предосторожности, он был издан анонимно. Этот трактат вызвал бурю негодования против его автора, имя которого вскоре стало известно. В 1674 г. трактат был запрещен к продаже и распространению как книга, содержащая "много нечестивых, кощунственных и безбожных учений".
В этот период ожесточенных нападок и преследований, Спиноза перебирается в Гаагу, где получает от курфюрста Поральца Карла Людвига предложение о профессуре в Гейдельбергском университете. Поральц не знал, что Спиноза является автором "Богословско-политического трактата" и знал его только как автора "Основ философии Декарта". Поэтому он предложил Спинозе свободу философствования, с условием что тот не будет подкапываться под государственную религию. Однако Спиноза отверг это предложение, сославшись на то, что не знает, до каких пределов будет распространяться его свобода филосифствовать, чтобы не вызвать к себе подозрений в посягательстве на государственную религию.
Находясь в трудных
Сочинения Спинозы были изданы в декабре
1677 г. его ближайшими друзьями под названием
"Посмертные сочинения". Через несколько
месяцев после выхода они были запрещены
и не переиздавались вплоть до начала
XIX века.
2. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Б. СПИНОЗЫ
Идейное развитие Спинозы
Философское учение Спинозы
Не могла не оказать влияния на Спинозу эпоха, в которой он жил. Это было время зарождения буржуазных прогрессивных отношений. Спиноза родился и провел всю жизнь в первой в мире буржуазной республике, и был свидетелем самой значительной буржуазной революции - английской. Благодаря самому большому в то время в мире флоту и новым производственным отношениям Голландия очень быстро стала самой богатой страной Европы. Экономический подъем сопровождался поразительным расцветом науки и искусства. Голландия того времени являлась центром передовой научной мысли. В XVII веке в Голландии жили и работали такие крупные ученые как Гюйгенс (математик, механик и оптик), Левенгук (биолог) и многие другие. Ученые и философы других стран стремились в Голландию, где существовала наибольшая в тех условиях свобода вероисповедания и были наилучшие возможности для научных исследований. В этой стране и провел всю жизнь Б. Спиноза.
В
это время наибольшее развитие
получили математика и
Одной
из определяющих черт
Основным
способом изложения
Главное
отличие философской системы
Спинозы от большинства философских учений
XVII века - это ее этическая направленность.
Он считал, что философия должна увеличивать
власть человека над природой. Исследуя
вопросы этики, Спиноза стремился определить
место человека как в природе, так и в обществе
и государстве. Окончательный вид философской
системы Б. Спинозы приняло в главном труде
его жизни - "Этике".
I. УЧЕНИЕ Б. СПИНОЗЫ О СУБСТАНЦИИ
(ПРИРОДЕ)
В
основе учении Спинозы о
Однако
субстанция, согласно Спинозе, не
сводится к протяженной
Широкое применение понятия "мышление" приводит философа к утверждению, согласно которому все предметы природы ". . . хотя и в различных степенях, однако все же одушевлены. . . ". Здесь сформулирован гилозоистический взгляд Спинозы на природу (гилоизмом называется точка зрения, приписывающая жизнь, в той или иной, степени всем тела природы).
Зависимость
единичных вещей от субстанции
выражается Спинозой понятием
модуса. Модус - это ". . . состояние
субстанции, иными словами, то, что
существует в другом и
Кроме
значительных достижений в
Спиноза
также не смог решить вопрос
о происхождении человеческого
разума. Но это связанно с историческими
условиями и познаниями XVII века. Кроме
того, могие недостатки учения порожлают
спинозовский фатализм. Однако, несмотря
на отдельные недостатки, учение Спинозы
о природе явилось величайшим прогрессивным
событием в истории развития человеческой
мысли.
II. УЧЕНИЕ Б. СПИНОЗЫ О ДУШЕ
Сложность
человеческого организма
Учитывая
низкий уровень биологических
и психофизических знаний XVII века,
философ очень осторожно
В
своем учении Спиноза
Спиноза
считал ложным и представления
людей о свободе человеческой
воли. Согласно его учению, нельзя
говорить по отношению к