Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:20, реферат
Великий голландский философ - материалист Бенедикт Спиноза (Барух де Эспиноза) родился в 1632г. в еврейской купеческой семье, переселившейся в Амстердам из Португалии из-за религиозных преследований со стороны испанской инквизиции. В Амстердамской еврейской общине царила атмосфера фанатической нетерпимости и преследования инакомыслящих евреев. Так, в 1647г. из-за травли покончил жизнь самоубийством еврейский мыслитель - вольнодумец Уриель Акоста.
Вступление стр. 3
I. Учение Б. Спинозы о субстанции (природе) стр. 7
II. Учение Б. Спинозы о душе стр. 9
III. Социологические взгляды Б. Спинозы стр. 12
Заключение стр. 14
Список литературы стр. 15
Спиноза
различал несколько видов
Разуму
свойственен правильный взгляд
на мир, постижение вещей в
их "первых причинах". Лишь воображению,
основанному на чувственном
Учение
Спинозы о душе и познании
неразрывно связано с его
Спиноза не ставил знак равенства между аффектом и страстью. Любая страсть - это аффект, но не всякий аффект является страстью. Страстью он называл лишь пассивные аффекты, которые связанны со смутными неадекватными идеями.
Бессилие человека в борьбе со своими страстями Спиноза называл рабством. Свободой же он называл господство над своими аффектами, которое достигается путем их познания. Таким образом, согласно Спинозе, путь к свободе лежит через познание самого себя. Свободу он противопоставляет не необходимости, а принуждению или насилию. Познание аффектов не избавляет человека от них, но приводит их в соответствие с законами нашего разума и, тем самым, уменьшает их действие на человека.
Свобода,
достигаемая деятельностью
III. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Б.
СПИНОЗЫ
В своем учении об обществе Спиноза руководствовался методологией механико-математических наук. Общество рассматривается им как механизм, который целиком может найти свое обьяснение в категориях физической природы. Спиноза отождествляет бощество и государство. По его мнению, государство возникает не в результате определенных социально-экономических процессов, а на основе общественного договора, в силу необходимости власти и законов как норм ". . . умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей. . . ". С этой точки зрения, назначение государства состоит в том, чтобы облегчить каждому человеку возможность руководствоваться разумом и, тем самым, обретать свою свободу.
Спиноза
выступал за сильную
Учение о государстве Спинозы неразрывно связанно с его этическими взглядами. Моральные и этические критерии человеческого общества не раз менялись со временем, но этические воззрения Спинозы актуальны и сейчас, так как они охватывают вечные человечества категории.
Спиноза видел
главную задачу своей философии
в обосновании этических
В своем исследовании этических проблем, Спиноза обосновывает понятие добродетели. Это совершенствование своего познания или разума, так как ". . . в одном этом состоит высшее счастье или блаженство человека. . . ". Вершина добродетели - это ". . . человек, руководствующийся разумом. . . ". Философ считал, что желания, которые определяются разумом, всегда хороши.
В
учении Спинозы обоснованны
В
своем учении об этике философ указал
путь, который ведет к познанию самого
себя, к уменьшению власти страстей, к
истинной свободе. Однако сам Спиноза
указывал, что этот путь труден и найти
его нелегко, но высшая цель человека идти
поэтому пути.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Философское
учение Бенедикта Спинозы
Спиноза первый в философии нового времени создал глубоко обоснованное учение о несотворимости и вечности природы, о ее бесконечности и господствующей в ней всеобщей закономерности. Одно из особенностей материализма Спинозы является то, что он непосредственно приводит к атеизму. Спиноза предвосхитил целый ряд диалектических положений, развитых в дальнейшей системе Гегеля, в основном материалистическом учении. К любой исследуемой области действительности Спиноза стремился подходить с научных позиций.
Учение Спинозы
- один из важнейших этапов развития материалистической
философии, развитие человеческой мысли
вообще.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
1. Б. Спиноза.
Избранные произведения. В двух
томах. Том I. Москва.
Госполитиздат. 1957 год.
2. Коников
И. А. Материализм Спинозы.