Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:24, контрольная работа
СПИНОЗА Бенедикт (Барух) (1632—1677) — нидерландский философ. Один из главных творцов метафизики своего века, которая включает учение о бытии, о принципах знания, являющихся введением в разработанную им этику и социально-политическую философию. Длительную традицию пантеизма Спиноза переосмыслил в соответствии с философской методологией и эти ко-социальной проблематикой своего времени.
Введение…………………………………………………………………..3-4стр
1. Учение Спинозы о душе………………………………………………5-7стр
2. Взгляды Спинозы на общество………………………………………8-9стр
3. Особенности рационализма и пантеизма Бенедикта Спинозы……10-13стр
4. Человек в понимании Спинозы как модус Природы………………14-17стр
5. Спиноза и атеизм…………………………………………………….18-20стр
6. Заключение……………………………………………………………21-23стр
7.Список литературы……………………………………………………24стр
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Учение Спинозы о душе………………………………………………5-7стр
2. Взгляды Спинозы
на общество………………………………………8-
3. Особенности
рационализма и пантеизма
4. Человек в понимании Спинозы как модус Природы………………14-17стр
5. Спиноза и
атеизм…………………………………………………….18-
6. Заключение……………………………………………………
7.Список литературы……………………………………………………
Введение.
СПИНОЗА Бенедикт (Барух) (1632—1677) — нидерландский философ. Один из главных творцов метафизики своего века, которая включает учение о бытии, о принципах знания, являющихся введением в разработанную им этику и социально-политическую философию. Длительную традицию пантеизма Спиноза переосмыслил в соответствии с философской методологией и эти ко-социальной проблематикой своего времени. Последовательно отрицая существование личного внеприродного Бога, Спиноза трактовал исходное начало бытия и знания как субстанцию, отождествленную им и с Богом, и с умозрительно трактуемой природой. Такое первоначало представляет собой актуально бесконечный абсолют, обладающий бесчисленными атрибутами, из которых в реальном мире природы и человека проявляются только два — протяженность, отождествляемая с материей, и мышление в его высших проявлениях. Сфере субстанции и ее атрибутов противостоит потенциально бесконечная сфера единичных, обособленных вещей, которые являются конкретными состояниями (модусами) двух атрибутов субстанции. Взаимоотношения единичных вещей характеризуются абсолютным детерминизмом, исключающим какую-либо случайность, а вместе с ней и представления о чудесах, которыми было переполнено массовое религиозное сознание. В таком контексте Спиноза отрицал как трансцендентную, так и имманентную телеологию, а тем самым и возможность свободы воли человека. Наличие значительного детерминистского компонента в метафизике Спинозы служило главным основанием для трактовки его в качестве материалиста в марксистской философской традиции, которая обычно игнорировала объективность мыслительного начала в той же метафизике. Более адекватно последняя должна расцениваться как проявление натурализма и органицизма. В учении о познании большое значение придается Спинозой опытной ступени, благодаря которой познаются единичные вещи в их взаимной причиненности. Значительно же более глубоким является познание интеллектуальное и интуитивное, посредством которых возможно постижение субстанции с ее атрибутами и единичных вещей в качестве ее модусов. Спиноза категорически отрицает свободу человеческой воли, понимая ее как активизирующую силу истинных идей. Вместо этого он формулирует понятие «свободной необходимости», которое и выражает действительно возможную для человека свободу в ее единстве с необходимостью любого индивидуального существования. Разработанная Спинозой на таком базисе этическая доктрина заключает в себе стоические, эпикурейские и некоторые другие мотивы, в которых находит выражение неоднозначность его общественной ориентации. В своей социальной философии он, обращая внимание на растущий эгоизм человека в условиях формирующегося капитализма, подчеркивал значение разделения труда. Огромную роль сыграло исследование Спинозой происхождения и сущности Ветхого завета, которое наносило сильнейший удар по более чем тысячелетней традиции трактовки его в качестве боговдохновленного писания. Большинство современников Спинозы из числа философов (и тем более религиозные фанатики) объявляли его воззрения атеистическими, однако сам он решительно отрицал эти обвинения, отождествляя атеизм с аморализмом и объявляя своих оппонентов не религиозными, а суеверными. В XVIII—XIX вв. философия Спинозы приобрела большое влияние, особенно в Германии (в частности, на Шеллинга и Фейербаха). С конца XIX в. получило распространение религиозное истолкование спинозизма.
1.Учение Спинозы о душе
Сложность человеческого организма является результатом деятельности человеческой души, которая, согласно Спинозе не какая-то особая отличная от тела сущность, а совокупность мыслительных способностей человека. Человеческая душа - лишь один из модусов атрибута мышления, частица "бесконечного разума Бога".
Учитывая низкий
уровень биологических и
В своем учении Спиноза критикует, так называемые, "родовые понятия", которые составляют источник ложных представлений о мире. Он критикует ошибочные стремления представить субстанцию с точки зрения определения длительности, меры, делимости и так далее. Спиноза так же считал ложной склонность людей приписывать природе какие-либо цели.
Спиноза считал ложным и представления людей о свободе человеческой воли. Согласно его учению, нельзя говорить по отношению к человеку о наличии у него свободной воли как какой-то независимой от тела способности души. По мнению философа "не столько душа влияет на тело, сколько тело на душу". Спиноза вообще отрицает волю как особую самостоятельную способность человеческой души. Воля, с его точки зрения, состоит из отдельных желаний человека, которые вызваны определенными причинами. По учению Спинозы воля и разум это одно и то же.
Спиноза различал несколько видов познания. Чувственное познание он считает не достоверным (неадекватным). Правильным же он считает метод, основывающийся на способности души к адекватному познанию. Возможность этого познания связанна с тем, что всем вещам как в целом, так и в отдельных их частях присуще нечто общее. Это общее имеет свое соответствие в человеческой душе в виде адекватных идей, которые Спиноза называет "общими понятиями". Они лежат в основе рассудочного познания - познания второго рода. Разум не исчерпывается только рассудочным познанием, а заключает в себе и третий, высший род познания - интуицию. По Спинозе, интеллектуальная интуиция - это высшее проявление рациональных способностей человека. Она основывается на высшем способе восприятия, при котором "вещь воспринимается единственно через ее сущность или через познание ее ближайшей причины".
Разуму свойственен правильный взгляд на мир, постижение вещей в их "первых причинах". Лишь воображению, основанному на чувственном познании, вещи представляются случайными, тогда как разум способен постигнуть истинную длительность каждой отдельной вещи, так как он рассматривает вещи в их связи, стремиться постигнуть их всеобщую связь и взаимозависимость. И когда это происходит, отдельные вещи перестают восприниматься как неопределенно длящиеся, и существование начинает мыслиться адекватно. Тогда неопределенная длительность этого существования превращается в определенную и из случайных вещи становятся необходимыми. Адекватное понимание вещей есть постижение их как модусов - необходимых проявлений единой и вечной субстанции. В этом заключается учения Спинозы о познании.
Учение Спинозы о душе и познании неразрывно связано с его учением об аффектах. Аффектом Спиноза называл как состояние человеческой души, имеющей смутные и ясные идеи, так и, связанное с этим, состояние человеческого тела. Основных аффектов, переживаемых человеком, три: удовольствие или радость, неудовольствие или печаль, и желание. В действительности существует бесчисленное множество аффектов, но все они, согласно учению Спинозы, относится к этим трем видам.
Спиноза не ставил знак равенства между аффектом и страстью. Любая страсть - это аффект, но не всякий аффект является страстью. Страстью он называл лишь пассивные аффекты, которые связанны со смутными неадекватными идеями.
Бессилие человека в борьбе со своими страстями Спиноза называл рабством. Свободой же он называл господство над своими аффектами, которое достигается путем их познания. Таким образом, согласно Спинозе, путь к свободе лежит через познание самого себя. Свободу он противопоставляет не необходимости, а принуждению или насилию. Познание аффектов не избавляет человека от них, но приводит их в соответствие с законами нашего разума и, тем самым, уменьшает их действие на человека.
Свобода, достигаемая деятельностью сознания, противоречива по своей сути. Первая ступень к свободе, по мнению Спинозы, состоит в том, что человек приводит свои идеи в соответствие с порядком и связью вещей. Затем, когда человек добивается совпадения своих идей с порядком всей природы, он получает возможность привести состояние своего тела в соответствие с порядком своих идей. Так человек достигает господства над своими аффектами, то есть гармонии. В этом заключается учение Спинозы о свободе.
2.Взгляды Спинозы на общество
В своем учении об обществе Спиноза руководствовался методологией механико-математических наук. Общество рассматривается им как механизм, который целиком может найти свое объяснение в категориях физической природы. Спиноза отождествляет божество и государство. По его мнению, государство возникает не в результате определенных социально-экономических процессов, а на основе общественного договора, в силу необходимости власти и законов как норм "умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы люде". С этой точки зрения назначение государства состоит в том, чтобы облегчить каждому человеку возможность руководствоваться разумом и, тем самым, обретать свою свободу.
Спиноза выступал
за сильную государственную
Учение о государстве Спинозы неразрывно связанно с его этическими взглядами. Моральные и этические критерии человеческого общества не раз менялись со временем, но этические воззрения Спинозы актуальны и сейчас, так как они охватывают вечные человечества категории.
Спиноза видел
главную задачу своей философии
в обосновании этических
В своем исследовании этических проблем, Спиноза обосновывает понятие добродетели. Это совершенствование своего познания или разума, так как "в одном этом состоит высшее счастье или блаженство человека". Вершина добродетели - это "человек, руководствующийся разумом". Философ считал, что желания, которые определяются разумом, всегда хороши.
В учении Спинозы обоснованны критерии индивидуального поведения человека, которые должны привести его к вершине добродетели. Спиноза убедительно доказывает, что жить в обществе лучше, чем одному: "из их сообщества гораздо больше удобств чем вреда", поэтому "людям всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы". А для этого надо помнить, что "души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием". Кроме этого, Спиноза обосновывает брак и другие союзы, считая их основой любого общества. Согласно Спинозе самовосхваление и самоунижение одинокого дурны. Не надо делать то, после чего мы будем испытывать стыд и угрызения совести, потому что эти чувства так же дурны. Он так же считал, что щедрость хороша, но сострадание дурно, так как оно унижает. Забота о бедных должна лежать на всем обществе. Многие из этих постулатов актуальны и сегодня.
В своем учении об этике философ указал путь, который ведет к познанию самого себя, к уменьшению власти страстей, к истинной свободе. Однако сам Спиноза указывал, что этот путь труден и найти его нелегко, но высшая цель человека идти поэтому пути.
3.Особенности рационализма и пантеизма Бенедикта Спинозы
Обычно Спинозу представляют философом-отшельником,
который жил без семьи и
почти что в изоляции. На деле
у него был круг учеников и почитателей,
которые способствовали ему в
издании сочинений. Кроме того, Спинозу посещали
ученые и философы других стран, в частности
Лейбниц. Он вел активную научную переписку,
в том числе с Бойлем и Гюйгенсом, а также
с секретарем Лондонского Королевского
общества. Что касается приглашения на
кафедру философии Гейдельбергского университета,
то Спиноза отклонил его по той причине,
что это отвлечет его от занятий и стеснит
в свободном выражении своих мнений.
Основное произведение Спинозы называется
«Этика», которое было окончено в 1675 году,
а опубликовано посмертно. В нем Спиноза
попытался разрешить основные проблемы
человеческого существования. Работа
была изложена так называемым геометрическим
методом. В результате все части «Этики»
начинаются с дефиниций, т. е. с определений
основных понятий. На их основе формулируются
аксиомы, а затем следуют утверждения.
Кроме того, Спинозой приводятся доказательства,
опирающиеся на дефиниции или аксиомы.
Все построение снабжается замечаниями
и примечаниями, в которых собственно
и содержится вся философская аргументация
Спинозы.
Необходимо указать на внешнюю форму данного
произведения, которая соответствует
канонам математического знания. Ведь
именно в математике во времена Спинозы
видели гаранта достоверности и строгой
доказательности. Но следует различать
внешнюю и внутреннюю сторону рассуждений
каждого мыслителя. И если внешне метод
изложения, применяемый Спинозой, рассудочен
и формален, то по сути дела Спиноза высказывает
ряд глубоких диалектических идей.
Иначе говоря, если сам Спиноза, в первую
очередь, гордился собственными «геометрическими»
доказательствами, то потомки оценили
совсем другие открытия, сделанные Спинозой,
а форму, в которую они были облечены, сочли
преходящей. И точно так же можно отнестись
к механицизму Спинозы, который ему, спустя
триста лет, часто ставят на вид. Но в чем
тогда действительная заслуга этого мыслителя?
Здесь следует оговорить тот факт, что
к оценке истоков и сути творчества Спинозы
можно подходить по-разному. «Две традиции
наиболее сильны в этом отношении, — писал
известный советский марксист первой
половины XX века И.К. Луппол, — гегелевская
традиция, выводящая Спинозу непосредственно
из Декарта, и традиция, выводящая Спинозу
из иудаизма... Но взятые односторонне
ни та, ни другая традиция не могут быть
приняты»
О том, как иудаизм сказался на христианстве,
а затем европейской атеистической мысли,
нужно говорить отдельно. Что касается
влияния на Спинозу Декарта как родоначальника
новоевропейского рационализма, то оно,
безусловно, было самым мощным и определяющим.
Недаром одна из первых работ Спинозы
так и называется «Принципы философии
Картезия, изложенные геометрическим
методом» И как раз в свете этого влияния
можно говорить о собственных завоеваниях
Спинозы, который от дуализма Декарта
продвинулся к философскому монизму.
Здесь стоит обратиться к Ф. Энгельсу,
который еще в XIX веке писал: «Нужно признать
величайшей заслугой тогдашней философии,
что, несмотря на ограниченность современных
ей естественно-научных знаний, она не
сбилась с толку, что она, начиная от Спинозы
и кончая великими французскими материалистами,
настойчиво пыталась объяснить мир из
него самого, предоставив детальное оправдание
этого естествознанию будущего» [8, 350].
Иначе говоря, главное значение философии
Спинозы Энгельс видит именно в том, что
он устранил дуализм Декарта и смог создать
такую философию, которая является примером
монизма, причем именно в духе материализма.
Основная идея Спинозы состоит в том, что
существуют не две субстанции, мыслящая
и протяженная, духовная и материальная,
как считал Декарт и его последователи-картезианцы,
а существует одна единственная субстанция
— Бог или Природа, Deus sive Natura, т. е. называйте
её как хотите, как бы хочет сказать Спиноза.
В единой субстанции Спинозы как бы объединяются
достоинства мыслящей и протяженной субстанций
Декарта. Бог в таком случае становится
активной и творческой стороной самой
Природы, а Природа становится равной
Богу, потому что она вечная, бесконечная
и несотворенная. «Для него, — пишет Гегель,
— душа и тело, мышление и бытие, перестают
быть особенными, отдельными вещами, существующими
каждая сама по себе»
Обычно философию Спинозы характеризуют
как пантеизм. И Спиноза действительно
продолжает линию возрожденческого пантеизма.
Но следует иметь в виду своеобразие этого
пантеизма. Например, Д. Бруно, который
своим пантеистическим учением оказал
серьезное влияние на Спинозу, наделял
материю духовностью прямо и непосредственно.
Но такая точка зрения по-другому называется
гилозоизмом, когда мышлением наделяется
все подряд, вся материя. «Гилозоизм» происходит
от греческих слов «hyle» — «материя», «вещество»,
и «zoe» — «жизнь». Дух, таким образом, оказывается
у Бруно равномерно «размазан» по всей
природе.
Совершенно иное соотношение духа и материи
находим у Спинозы. Мышление у него является
свойством не всякого тела природы, а свойством
особых тел, к которым могут быть отнесены
тела животных, по крайней мере высших,
и человека. «Каково тело, — отмечает Спиноза,
— такова и душа, идея, познание и т.д.»
С другой стороны, в пантеистической философии
Спинозы протяжение и мышление уже не
являются двумя разными субстанциями.
Они выступают у него как два главных атрибута,
т. е. два неотъемлемых свойства одной
и той же субстанции. Атрибутов у субстанции,
согласно Спинозе, много. Но именно без
протяжения и мышления субстанция ни представлена,
ни помыслена быть не может. Иное дело
отдельные модусы, или тела природы, в
которых, согласно Спинозе, проявляет
себя субстанция как основа мироздания.
На уровне окружающих нас модусов мышление
представлено не везде и не у всех. Но каким
должен быть модус субстанции, чтобы оказаться
мыслящим?
Природу Спиноза определяет как causa sui,
что переводится с латыни как «причина
самой себя». Именно так в средневековой
философии говорили о возможностях Бога.
Таким образом, в отношении бесконечной
субстанции Спиноза признает самодетерминацию,
или, другими словами, самоопределение,
что является основанием свободы. Но совсем
иначе он представляет себе мир модусов
— конечных тел природы, где царствует
жесткая механическая причинность. Здесь
невозможна случайность, и все фатально
зависит от внешних воздействий. Именно
такой представала природа в механическом
естествознании XVII века. И как раз такую
картину мира Спиноза в своем учении сопрягает
с диалектическим взглядом на природу.
В качестве бесконечной субстанции природа
определяет саму себя, а в качестве конечного
модуса она определяется только внешними
воздействиями. На этом основании можно
говорить, что в учении Спинозы присутствует
конфликт между его философскими прозрениями
и естественно-научными убеждениями. Это
конфликт между механицизмом и идеей субстанции,
которая по определению, данному самим
Спинозой, антимеханистична.
А с другой стороны, этот конфликт выступает
как противоречие между формальным рассудочным
методом Спинозы и диалектическим содержанием
его учения. Ведь если субстанция — основа
мира, то из ее понятия и должно быть развито
все содержание учения. Но у Спинозы этого
не выходит. И тот же самый конфликт мы
найдем в учениях французских материалистов
XVIII в.Тем не менее, нельзя сказать, что
Спиноза идет на поводу у естествознания
своего времени. По-своему он выходит за
пределы механицизма. И именно потому,
что его философия — это не просто «обобщение»
современного естествознания, как понимают
ее в современном позитивизме.
4. Человек в понимании Спинозы как модус Природы
Главное произведение
Спинозы называется «Этикой» не случайно.
Хотя в «Этике» Спинозы речь идет
отнюдь не только об одних только «нравах»
и «аффектах». Основная проблема всякой
философии, считал Спиноза, это проблема
человека и его счастья, блаженства. И
первый набросок его философской системы
так и назывался: «Краткий трактат о Боге,
человеке и его блаженстве».
Основная этическая идея Спинозы состоит
в том, что высшим проявлением человеческой
сущности и его высшим «блаженством» является
адекватное познание, понимание. Здесь
Спиноза воспроизводит моральную максиму
древних стоиков: «мой идеал не плакать
и не смеяться, а понимать». Но для Спинозы
это не идеал холодного рассудка: для него
само познание выступает в качестве высшего
аффекта, высшей страсти, с помощью которой
можно побороть низменные аффекты — зависть,
ревность, тщеславие и пр. Корнем всех
этих аффектов, по мнению Спинозы, является
инстинкт самосохранения, а его главные
проявления — это как раз радость, печаль
и влечение.
Выделяя три ступени в человеческом познании,
Спиноза ниже всего ставит чувственное
восприятие (imaginatio), как это всегда было
в рационализме. Этот первый род познания
ограничен опытом и способен давать нам
только мнение, причем как о себе, так и
о мире. Ему Спиноза противопоставляет
рассудочное познание (ratio), которое дает
нам уже достоверное знание. Но выше всего
Спиноза ставит третий род знания (scientia
intuitiva), который сродни интеллектуальной
интуиции у Декарта. В отличие от рационального
познания, которое нуждается в доказательствах,
такое знание основано на самоочевидности
истины. Причем именно это знание, считал
Спиноза, открывает перед нами Бога, или
субстанцию. В нем, подчеркивал он, выражается
amor dei intellectualis, т. е. «интеллектуальная
любовь к Богу».
В этой высшей разновидности знания, как
ее представляет Спиноза, часто усматривают
аналог мистических представлений о «внутреннем
свете», который был у его предшественников-пантеистов.
Так или иначе, но Спиноза действительно
преодолевает здесь односторонне понятый
рационализм. Более того, стремление к
такому интеллектуальному познанию он
характеризует как высшую страсть. И других
лекарств против дурных страстей, помимо
страсти к познанию Бога, Спиноза не видит.
Именно поэтому вся теоретическая часть
его философии и, в частности «Этики»,
оказывается подчиненной ее практической
части, где речь идет об аффектах, т. е.
о страстях души и о способах их обуздания.
Благодаря интеллектуальному познанию,
обуздывающему страсти, человек у Спинозы
становится поистине свободным. Причем
именно Спинозе принадлежит определение
свободы как познанной необходимости.
Со времен Спинозы это понимание свободы
противостоит ее вульгарному пониманию
как возможности делать то, что захочется.
Последнее по сути дела является произволом.
Более того, с точки зрения Спинозы, находясь
во власти дурных страстей и неадекватных
идей, человек наиболее зависим. Такому
зависимому состоянию Спиноза как раз
и противопоставляет власть адекватной
идеи и высшей страсти — интеллектуальной
любви к Богу. Именно в этом состоянии
человек, согласно Спинозе, подлинно свободен,
хотя и действует в соответствии с необходимостью.
Спинозу часто характеризуют как фаталиста,
имея в виду, что человек у него подчиняется
необходимости, подобно тому, как древние
люди считали, что они подчиняются фатуму,
судьбе. Действуя в соответствии с объективной
необходимостью, человек у Спинозы действительно
сливается с Богом, соединяется с Природой.
Но именно божественное начало Природы
делает ее по-настоящему свободной. Ведь
Бог всегда мыслился в богословии как
творец, а значит причина своих собственных
изменений, не предполагающая внешних
воздействий. Таким образом, через интеллектуальную
любовь к Богу человек у Спинозы как бы
разрывает цепь механической зависимости.
И потому спинозизм не сводим к банальному
фатализму.
Мышлением у Спинозы, по сути, обладают
только те тела, которые способны к деятельности.
И действия, которые свободно, а не по принуждению
воспроизводят форму внешнего предмета,
как раз и составляют суть мышления. Уже
Спинозе становится ясно, что все основные
формы мышления и основные идеи человека
по своему происхождению или, как было
принято говорить в его времена, по своей
природе связаны с деятельностью человека.
Что, к примеру, представляет собой круг
по идее! Идею круга выражает фигура, образованная
вращением отрезка прямой в плоскости
вокруг одного фиксированного конца. Здесь
идея круга и способ деятельности по его
порождению совпадают полностью и без
остатка. Идея круга оказывается способом
движения мыслящего тела по определенной
траектории. И все преобразования круга,
производимые идеально, т. е. в воображаемом
пространстве, являются, так или иначе,
повторением реальных действий с реальными
предметами в реальном пространстве.
Идея, что примерно соответствует тому
значению, которое придавал этому слову
Платон, означает не образ предмета, как
это было у английских эмпириков, а способ
данности предмета сознанию, соответствующий
способу его реального существования,
прежде всего в нашей практической деятельности.
Все это в буквальном смысле Спинозе не
принадлежит. Но все это, по крайней мере,
потенциально содержится в его атрибутивном
понимании мышления. Ведь мышление у Спинозы
есть необходимое свойство субстанции,
но не сама эта субстанция. А из этого следует,
что Спиноза — противник спиритуализма
в любой его форме. Он не приемлет представление
о нематериальной душе, которая сама по
себе мыслит и осознает.
Мышление в спинозизме — это не деятельность
чистого духа, а действия мыслящего тела.
И не будучи телом, мыслить, согласно такому
пониманию, невозможно. Спиноза, таким
образом, стоит у истока той традиции в
философии, в которой человеческое мышление
рассматривалось как форма и продолжение
практической предметной деятельности.
И потому не случайно к Спинозе потом обратятся
все, кроме Канта, представители немецкой
классической философии, а также Маркс
и Энгельс.
Ведь если, как пишет Спиноза, «человеческая
душа воспринимает всякое внешнее тело
как действительно (актуально) существующее
только посредством идеи о состояниях
своего тела» [3, 429], то уже этим самым состояния
моего тела и мои мысли о вещах «скореллированы»
в понятии человеческого мышления как
деятельности с вещами по их собственной
логике. В понятие мышления, как его определяет
и понимает Спиноза, с самого начала входят
тело («мыслящее тело») и внешняя вещь.
Декартовское понятие мышления, наоборот,
таково, что здесь мышление с самого начала
оторвано и от «мыслящего тела», и от внешней
вещи.
Поэтому здесь и приходится решать, по
сути неразрешимую задачу «корреляции»,
с одной стороны, движений моей души с
движениями тела, а с другой — порядка
и связи идей с порядком и связью вещей.
Таким образом, Спиноза по большому счету
разрешает одну из проблем, над которой
бился Декарт. У Декарта душа и тело —
антиподы, а потому установить связь между
ними под силу лишь всемогущему Богу. Для
Спинозы здесь просто нет никакой проблемы,
поскольку душа у него оказывается способом
существования человеческого тела. Но
не способом существования биологического
тела, а способом существования человеческого
тела, т. е. тела, действующего по-человечески
во внешнем пространстве.
Так же легко разрешается пантеистом Спинозой
другая загадка, над которой бился дуалист
Декарт — согласование порядка идей с
порядком вещей. Ведь идея, согласно Спинозе,
и есть то, что выражает порядок вещей,
связь вещей в объективном мире. У Спинозы,
еще раз повторим, мышление и протяжение
— две стороны одной и той же субстанции,
а потому они не могут не совпадать, как
не могут не совпадать, допустим, два таких
атрибутивных свойства треугольника,
как иметь три угла и иметь три стороны.