Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:23, реферат
Философское наследие Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные им философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи нашли своё отражение в трудах многих позднейших философов. Очевиден огромный вклад Аристотеля в становление и развитие философии как науки, поэтому обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времён, представляется вполне обоснованным.
Введение 3
1 Исходный пункт философии Аристотеля 4
1.1 Наука логики 5
1.2 Силлогистика Аристотеля 6
1.3 Система понятий у Аристотеля 7
2 Аристотелевская метафизика 11
3 Природа для Аристотеля. Учение о душе 14
3.1 Астрономические представления Аристотеля 14
3.2 Психология Аристотеля 16
3.2.1 Животная душа 17
3.2.2 Учение об уме 18
3.3 Этика Аристотеля 20
4 Практическая философия Аристотеля 21
4.1 Государство, государственное устройство и общество 22
4.2 Поэтическая философия 25
Заключение 26
Список использованных источников 27
Все деятельности животной души образуют в человеке материю для развития свойственной ему формы – разума. Последний, являясь уже не формой тела, а скорее формой души, вполне нематериален; он не смешивается с телом, даже и как задаток; но, как чистая форма, разум прост, неизменяем и не подвержен страданию. Разум не возникает вместе с телом, как животные функции души, он приходит извне, как нечто высшее, Божественное, и поэтому только он один и переживает смерть тела [4, с 273-276].
Его основная деятельность есть мышление, объектом которого являются те высшие принципы, в которых непосредственно познаются первые основания всякого бытия и знания. Разум бывает так же и практическим.
Но в человеческом индивидууме
разум не есть чистая, а только развивающаяся
форма: поэтому-то и следует в
человеческом уме делать различие между
его способностью и его действительностью,
его пассивной материей и активной
формой. Вследствие этого Аристотель,
обозначая собственно ум, как деятельный,
противопоставляет ему, как его
еще долженствующий осуществиться
задаток, ум страдательный. Этот задаток
уже заключается в
Трудности учения Аристотеля об уме заключаются прежде всего в том, что «разум», согласно с обычным способом выражения, рассматривается и обсуждается, как особенность человеческой «души», но при этом определяется таким образом, что он не может более подойти под родовое понятие души, как «энтелехии тела» [4, с 278-280].
Разумное познание подразделяется Аристотелем на два вида: теоретический и практический. Первый, как мудрость, ведет к знанию, второй, как практичность – к искусству. Но и практический разум сам по себе есть только теоретическая деятельность, усмотрение истинных принципов поступков; и от свободного решения индивидуума зависит, желает ли он им следовать или нет.
В особую и притом значительную проблему Аристотель выделяет этику. Учение о нравственной деятельности и о нравственных доблестях строится у Аристотеля на основе его объективной телеологии, охватывающей весь мир и всю деятельность человека. Цель, которой люди желают только ради нее самой, – высшее благо, блаженство, и раскрывает ее высшая руководящая наука – политика. Блаженство не может состоять ни в материальном богатстве, ни в наслаждении, ни даже в одной лишь добродетели. Дело человека – разумная деятельность, а назначение совершенного человека – в прекрасном выполнении разумной деятельности, в согласии каждого дела с особой характеризующей его добродетелью. То, что существует в возможности, проявляет свою активность только на деле, и награда достается – как на олимпийских состязаниях – не тому, кто сильнее и красивее всех, а тому, кто победил в состязании [4, с. 362-370, 12, с. 180-190].
Центральное понятие этики Аристотеля – понятие середины, под которой Аристотель понимает умение верно ориентироваться – выбрать надлежащий поступок. Добродетель выбирает среднее между излишеством и недостатком. Но в хорошем нельзя видеть просто середину: выбору подлежит не среднее из хорошего, а наилучшее из всего хорошего. Добродетели Аристотель разделил на два класса: этические, или добродетели характера, и дианоэтические, или интеллектуальные. Блаженство – подлинная цель человеческой жизни. Высшей доблестью, наиболее совершенным видом блаженства Аристотель провозглашает научное созерцание, созерцание истины: самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической жизни. Созерцательная деятельность разума, по Аристотелю, существует ради себя самой, не стремится ни к какой внешней цели и заключает в себе ей одной свойственное наслаждение [12, с. 190-195].
Целью всякого человеческого поступка является благо, осуществляемое посредством деятельности; само же оно есть всегда только средство для достижения высшей цели – блаженства, ради которого именно желается и все остальное.
Свойство, при помощи которого
человек наисовершеннейшим
Но задача разума двойная; с одной стороны, она состоит в познании, с другой – в управлении желаниями и поступками посредством этого самого познания. Сообразно с этим, Аристотель различает дианоэтические и этические добродетели, первые суть высшие, в них раскрывается разум, как чистая деятельность формы; они доставляют самое благородное и совершенное удовольствие; через них человек получает доступное для него участие в божественном блаженстве.
Этические же добродетели имеют свое начало в воле. Этическая добродетель есть то постоянное свойство воли, благодаря которому практический разум господствует над желаниями. Для выработки ее, кроме задатков к ней и разумного усмотрения, нужно и упражнение, причем направление воли должно утвердиться посредством привычки.
Укрощение страстей разумом состоит только в том, что между крайностями, к которым стремятся необузданные страсти, выбирается правильная середина.
Из этого принципа с тонким знанием жизни и людей выводит Аристотель отдельные этические добродетели в восходящем порядке. При этом чисто греческим принципом является ценность правильной меры [4, с. 234-240].
4.1 Государство, государственное устройство и общество
Человек, как существо, уже от природы предназначенное для социальной жизни, может развить свою «совершенную деятельность» только в общежитии. Естественная первоначальная форма этого общежития есть семья, наиболее совершенная – государство.
Государственное устройство есть такой порядок, в котором господство исходит от власти, законно установленной. Поэтому ценность государства будет зависеть от того, имеет ли в виду господствующая власть общую государственную цель, или нет. Но так как господство может принадлежать одному, немногим или множеству, то и существует шесть основных форм действительного государственного устройства, из которых три правильные, а три ложные: монархия, тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия (власть толпы, крайняя демократия), полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии). Из правильных форм государственного устройства Аристотель считает монархию и аристократию, как господство лучшего или лучших, наиболее совершенными, а между ними монархия заслуживала бы предпочтения, если бы можно было надеяться, что когда-нибудь она может соответствовать своему определению, как господство одного человека, превосходящего добродетелью всех остальных людей; в действительности же аристократия представляет большие гарантии. Из форм ложных господство массы является наиболее сносной, а тирания наиболее гнусной формой правления [4, с. 242-246].
Лучшее государство, по Аристотелю, должно было иметь основную форму народного господства, но при этом управление общественными делами должно было бы быть вручено, по образцу аристократии, наиболее способным лицам. Это было бы государство мира, а не войны, и его главная задача состояла бы в правильном воспитании всех граждан, которые должны были бы сделаться годными не только к практической деятельности, но быть также восприимчивыми к прекрасному и, наконец, способными к высшему наслаждению – познанию.
Наилучшее государство –
это такое общество, которое достигается
через посредство среднего элемента
(под средним элементом
Осуществив грандиозное
обобщение социального и
К практической философии у Аристотеля присоединяется и поэтическая, т.е. наука о творческой деятельности человека. Но она в сохранившихся научных сочинениях, разработана в «Поэтике» только по отношению к изящным искусствам и в особенности к поэзии.
Всякое искусство, по Аристотелю, есть подражание; поэтому различные искусства отличаются друг от друга частью по средствам, частью по предметам подражания. Средства поэзии суть: речь, ритм и гармония; предметы ее – люди и их поступки. Трагедия (анализ которой и составляет, главным образом, дошедший до нас отрывок Поэтики) изображает нам в прекрасных речах какое-нибудь значительное и законченное деяние в непосредственном исполнении различных действующих лиц [15, с. 46-49].
Цель же искусства возбудить аффекты человека до такой степени, чтобы он, именно благодаря этому возбуждению и возвышению, освобождался от их власти и очищался. А это возможно только потому. Что искусство изображает не эмпирическую действительность, а лишь то, что могло бы быть возможным само по себе, а также и потому, что оно возводит конкретное в общее.
Аристотель различает два уровня философии. Первая философия занимается вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая философия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движению. Проблема соотношения первой и второй философии, как показала дальнейшая история мысли, не проста. Эти идеи оказали влияние на характер последующего развития философской мысли, особенно в Новое время.
Эволюция философской
мысли приводит к актуализации проблем,
касающихся природы бытия и познания,
усложнению постановки вопросов и их
решений, характера их взаимодействия.
Философия возникает лишь тогда,
когда появляется личность, способная
и имеющая возможность выйти
за пределы непосредственно
Аристотель подвел итог развитию философской мысли с ее начала в Древней Греции и до Платона включительно, он создал дифференцированную систему знания, освоение которой продолжалось свыше полутора тысяч лет. Именно Аристотелю принадлежит систематизация знаний, основанная на двух принципах – предметном и целевом. Он делит науки на три большие группы: теоретические, которые имеют целью само знание и делятся первую философию, физику и математику; практические, цель которых – руководство человеческим поведением и в число которых входят этика, экономика и политика, и творческие, имеющие назначением достижение пользы и осуществление прекрасного: поэтика, риторика и искусство.