Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 16:55, контрольная работа
Архэ - (от греч. - начало, принцип, власть, могущество, сила) является центральным и узловым понятием для всей греческой философии, ее первопричинным принципом. Оно обозначает первичную инстанцию в сущем, то единство, из которого рождается все многообразие вещей.
1. Выписать из словаря и уяснить
следующие понятия ……………………..3-5с.
2. Философия Платона …………………….5-18с.
3. Выполнив второе задание, изобразите в схеме
особенности платоновского учения о государстве ………………….18-20с.
4. Логические задачи, упражнения, комментарии …………………20-23с.
5. Тестовая проверка знаний ……………………23с.
Список литературы
Поэтому
в обязанности правителей входит
обязанность и право
Специфические
особенности искусства в «
Аскетически строя свое идеальное государство Платона, однако, мало кто обращает внимание на слова Платона о том, что взрослый или ребенок, свободный или раб, мужчина или женщина, словом, все целиком граждане должны беспрестанно петь самому себе очаровывающие песни.
Игра, пение, пляски, эстетическое наслаждение - это, по мысли Платона, реальное воплощение божественных законов, так что всё государство, со всеми его мирными обычаями и со всеми его войнами, есть только бесконечное художественное самоутверждение: «Надо жить, играя», - говорит Платон.
Цель жертвоприношений, песнопений и плясок - отразить и победит врагов в битвах. Здесь, даже трудно отличить, где божественный, непреклонный и аскетический закон, и где тут пляски и вечная игра.
Недостаточно
обосновано у Платона созерцание
идей, которое является профессией
сословия философов. Что они созерцают,
кроме небесного свода с его вечно правильными,
механически и геометрически размеренными
движениями? Общественные отношения, возникающие
по законам геометрии или астрономии,
являются отношениями чертежника к его
чертежу. Если одно сословие только чертит,
а другое является только чертежом, то
это близко к тому, что обыкновенно называется
рабовладением. Следовательно, независимо
от своего непосредственного содержания,
утопия Платона в конечном счете отражает
рабовладельческую основу эпохи разложения
греческих полисов.
2.6 Место и роль философии Платона в историко-философском процессе
Охватывая
как внутренний мир человека, так
и внешний, как чувственный, так
и дополняющий его
На
первый взгляд может показаться, что
философия Платона, жившего 24 столетия
тому назад, устарела. Если читатель слышал
от кого-либо это утверждение, пусть
он попросит собеседника изложить свои
собственные воззрения и
3. Выполнив второе задание, изобразите в схеме особенности платоновского учения о государстве.
№ | Формы государства, которые анализирует Платон | Сущностная характеристика | Оценка их Платоном | Ваша оценка модели государства Платона |
1 | Тимократия | Тимократия (греч. timokratia, от time - цена, честь и kratos - власть, сила), у древних авторов обозначение правления, при котором государственная власть находится у привилегированного меньшинства | Тимократия ― власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. Она появляется, когда появляется частная собственность на землю и дома, происходит превращение свободных в рабов. Это ведет к вырождению идеальной аристократии и возникновении тимократии. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям. Люди этого государства отличаются жадностью, грубостью и сребролюбием. Удовольствиям, пишет Платон, они предаются втайне, «убегая от закона, как дети от старого отца, ведь воспитало их насилие, а не убеждение». Платону ненавистны войны, особенно между эллинами. У людей уже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии. | На мой
взгляд, Платон правильно оценил сущность
тимократии.
Как и в
случае олигигархии, тимократия
- это государство состоит как
бы два государства: одно ―
бедняков, другое — богачей. У
бедных появляется ненависть
против бездельников-богатых, |
2 | Олигархия | государственное устройство, в котором власть принадлежит ограниченному кругу лиц, обыкновенно группе знатных и богатых фамилий | Олигархия. — «строй, основывающийся на имущественном цензе». В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (немногочисленный правящий класс) и бедных, которые не участвуют в управлении и которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. | |
3 | Демократия | форма государственного устройства, основанная на признании: - верховенства конституции и законов; - народовластия и политического плюрализма | «Демократия, на мой взгляд, ― пишет Платон, ― осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию». В этом государстве будет «полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь». В таком обществе к власти может придти человек, который не имеет способности к управлению и не добродетелен, но ему оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе. Однако, демократия «опьяняется свободой в неразбавленном виде», она еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании. | Демократии – власть не народ, а толпы. Толпа не может по большому счету решать направления развития государства, поэтому нельзя не согласиться с Платоном в характеристике демократии. |
4 | Тирания | форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении | Тирания, по мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана. «Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство». Тирания —государственное устройство, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей, подозрение в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, «очищения» государства от всех тех, кто мужественен, великодушен, богат. | Тирания — наихудший тип государственного устройства, власть осуществляется на подавлении и уничтожении. |
5 | Платоновская модель государства | Идеальное (аристократическое) государственное устройство | Платону рисовалось
идеальное государство во главе
с философами, созерцателями чистых
и вечных идей, которых защищают
воины и которым все жизненные
ресурсы доставляют свободные земледельцы
и ремесленники.
Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием. |
Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все черты реакционной социальной утопии. |
Платон первым в истории философии выделил два разных типа философствования, подчеркнув их противоположность и борьбу следующим образом: «Происходит нечто вроде борьбы гигантов из-за спора друг с другом о Бытии»… «Одни утверждают, будто существует то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и Бытие за одно и тоже», …» «другие убеждены, что «истинное бытие» - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи. Первое идет от Милетской школы, Гераклита, Эмпедокла и достигает вершин в атомизме Демокрита. Второе уходит своими истоками к пифагорейскому учению о числе, элейскому Бытию-мышлению, разумному, упорядочивающему все началу – NOOS – у Анаксагора».
1. О каких типах философствования идет речь? Назовите их.
Это материализм и идеализм
Идеализм
(франц. idealisme, от греч. idea — идея), общее
обозначение философских
Материализм – (от лат. materialis — вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление — свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. Материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса.
2. К какому из них относит себя Платон? В чем суть его философской позиции?
Учение Платона – система объективного идеализма. Объективный идеализм проповедует, что дух, мышление, идеи существуют якобы объективно, независимо от человеческого сознания и первично по отношению к природе. На самом деле, как мы знаем, дух, мышление, идеи – свойства, состояния и достояния высокоорганизованной материи. Поскольку объективный идеализм выносит эти свойства за пределы человека в некий объективный мир, поскольку можно говорить об антропоморфизме идеализма. Такой антропоморфизм, конечно, неявен. Мир ни в целом, ни в своих частях не приобретает человеческого облика, ему приписывается лишь разумность, мышление, духовность. Таков абсолютный безличный объективный идеализм. Однако возможен полуантропоморфический персональный объективный идеализм, при котором объективированное сознание сохраняет такие черты человеческой личности, как воля, эмоции и самосознание, приобретая форму абстрактной сверхъестественной личности бога философского идеализма. У Платона мы находим и личный, и персональный объективный идеализм, когда Платон говорит о боге как сознательном устроителе мироздания, и безличный идеализм, когда он говорит и о высшей из них – идее блага.
Создавая доктрину идеализма, Платон, по-видимому, создавал ее несовместимость не только с материализмом, но и с обыденным сознанием и со здравым смыслом, с его уверенностью в том, что человек живет в реальном мире и что его чувства дают ему в общем правильную картину этого мира. Поэтому Платону было важно убедительно подорвать наивно-реалистическую непосредственную веру в реальность чувственного и вещного мира. В этих целях в начале седьмой книги «Государства» Платон сравнивает наивных реалистов, верящих в реальность чувственной картины, с людьми, которые с рождения находятся в пещере и видят при слабом источнике света лишь тени вещей, а не сами вещи. Они убеждены, что, кроме их пещеры, проникающего в нее слабого света и бледных теней, ничего нет. Такие узники совершенно не верят тому из них, кто, сумев вырваться за пределы пещеры и увидев реальные вещи, возвращается к ним и говорит им о мире за пределами пещеры. Теперь представим вместо теней вещей сами вещи, вместо слабого источника света – само Солнце, вместо пещеры – весь чувственный мир, всю природу, вместо узников – всех людей, а вместо человека, выбравшегося из пещеры, - философа-идеалиста. Он и говорит людям, что они живут в мире теней, в призрачном, нереальном мире, что есть другой, истинный мир и что они должны стремиться увидеть его очами разума. Но люди не верят философу-идеалисту и смеются над ним. Между тем такой философ, по Платону, желает людям только добра. Такова аллегория (не миф) Платона.
3. Назовите основные понятия, которые использует в своих размышлениях Платон?
Идеи Платона называются эйдос. Бытие у Платона оказывается разделенным на мир вещей, он называет его неистинным бытием, и мир идей – истинное бытие, мир сущего. Первые возникают, изменяются и исчезают, вторые – бессмертны, вечны, неизменны, и их Платон помещает в особый, занебесный мир. Нетрудно заметить, что идеи как сущность вещей отрываются от них самих (от существования) и им придается статус первичности.
Для объяснения мироустройства философ привлекает еще две причины: материю, которую он характеризует как нечто безжизненное, косное, и мировую душу как динамическую, творческую силу. Мировая душа (Бог), имея в своем распоряжении материю, оживляет ее и по заданным образцам-идеям творит мир.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Список
используемой литературы
1. Алексеев П.В. Философия: учебник, 3-е издание / А.В. Панин. - М.: Проспект, 2001. - 604с.
2. Лавриненко В.Н. Философия: учебник 5-е издание / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин. - М.: Юрайт, 2009. - 561с.
3. Малышевский А. Ф. История философии / А.Ф.Малышевский, В.А. Карпунин, К.С. Пигров. - М.: Просвещение, 2004. – 205с.
4. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001. – 576с.
5. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности / В.Ф. Шаповалов. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – 234с.
6. www.rsl.ru – сайт Российской государственной библиотеки