Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 16:55, контрольная работа
Архэ - (от греч. - начало, принцип, власть, могущество, сила) является центральным и узловым понятием для всей греческой философии, ее первопричинным принципом. Оно обозначает первичную инстанцию в сущем, то единство, из которого рождается все многообразие вещей.
1. Выписать из словаря и уяснить
следующие понятия ……………………..3-5с.
2. Философия Платона …………………….5-18с.
3. Выполнив второе задание, изобразите в схеме
особенности платоновского учения о государстве ………………….18-20с.
4. Логические задачи, упражнения, комментарии …………………20-23с.
5. Тестовая проверка знаний ……………………23с.
Список литературы
Платон
полагал, что души возникли следующим
образом. Демиург призвал богов,
чтобы они образовали смертную часть
человеческих существа, Сам же он образовал
его бессмертную часть – душу.
По словам
"Тимея", Творец смешал еще раз идеальные
и материальные начала в том сосуде, в
котором составлена была Мировая Душа,
и сотворил из этой смеси, менее чистой,
чем прежняя, человеческие души по числу
звезд небесных.
Получается,
что индивидуальные души сродны Мировой
Душе. Они – посредствующие начала между
идеей и явлением и как таковые образуют
и одушевляют человеческие тела, сообщая
им разум и познание. Душа есть жизнь; она
настолько причастна идее жизни, что смерть
не может войти в нее; она обладает простотой,
единством, чистотой, разумом.
Души
помещаются сначала на звездах, и
во время небесного круга каждая
душа созерцает надзвездный мир,
исполняясь истиной; затем они нисходят
на землю по воле Демиурга и воплощаются
в чел. телах. Все первые души явились в
мужском образе. Если во время земной своей
жизни душа соблюдает свое божественное
происхождение и твердо противится влечениям
тела, то после смерти его она возвращается
вновь на свою звезду.
В противном
случае, оскверненная плотью, она переселяется
в низшие формы; если затем она не улучшается
нравственно, она падает еще ниже, являясь
сперва в теле женщины, затем воплощаясь
в теле животных и птиц. Порода животных,
в которые переселяется душа, зависит
от характера, который был у человека при
жизни. Описание этих превращений в "Тимее"
носит юмористический характер, и трудно
отделить иронию от серьезного убеждения,
как вообще и в др. мифах Платона. Учение
о переселении душ (метемпсихоз) является
у Платона и во многих др. диалогах ("Федр",
"Государство", "Федон").
В человеческой душе с самого начала существуют 2 влечения: 1) к сродному ей бож. и вечному и 2) к земному, материальному. Эти влечения борются в ней, но неразумное желание роковым образом увлекает ее из высших сфер к земной жизни. Душа сначала воплощается в чел. теле; затем, после жизни ее на земле, она в течение 1000 лет либо несет наказание за свои согрешения, за рабство телу, либо вкушает блаженство в награду за воздержание. После 3 добродетельных жизней на земле душа возвращается в небесную сферу, оттуда рок через 10000 лет снова ниспошлет ее на землю.
В диалоге «Федр» Платон рассказывает миф, в котором уподобляет душу крылатой колеснице, запряженной двумя конями, а правит ею возничий (Разве наличие возницы уже не указывает на субстанциальность души по-Платону?! Зачем же тогда лектор Лега приписывает здесь первенство не Платону, а Плотину?!). Любая душа – и человека и Бога – подобна такой колеснице. Отличие души человека от души богов состоит в том, что у богов оба коня, запряженных в колесницу, благородны, у человека же один конь благородный – белый, красивый, статный, а другой – черный, горбатый, неказистый. Если один конь влечет эту повозку ввысь, то другой все время спотыкается, тянет повозку вниз, на землю. И задача возницы состоит в том, чтобы умело управлять этими конями.
Познать
высшую Реальность человек способен
потому, что он не исчерпывается
телом; в его душе есть некая точка
– дух, или, как его называет Платон,
«ум», который является пересечением двух
миров. Человек в своей земной жизни принадлежит
одновременно двум измерениям. “Душа”
лишь на определенный срок связана с тленным
телом, а сама она, в отличие от тела, подобна
«божественному, бессмертному, умопостигаемому».
Она есть главенствующее начало в человеке
и призвана управлять телом. После же разлуки
с телом душа уходит в подобное ей самой
место, божественное, бессмертное, разумное,
и, достигнув его, обретает блаженство
и впредь навеки поселяется среди богов.
Затем по
причине стремления к жизни душа претерпевает
новые воплощения (метемпсихоз) и лишается
своей доли в общении с божественным. Избежать
«круга рождений» помогает философия,
лишь одна она способна “освободить”
душу, она делает жизнь мудреца возвышенной
и учит не бояться смерти.
Исходная
тема рассуждений Платона та же,
что и у его учителя Сократа:
слой над-индивидуального в сознании
индивида. Если такой слой существует,
то надо вскрыть его природу и
тогда, по убеждению Платона, можно
будет показать несостоятельность
субъективизма и релятивизма софистов.
Платон
согласен с софистами в том, что всякое
знание, получаемое нами с помощью органов
чувств, т. е. “телесно”, является знанием
относительным. Когда душа находится под
влиянием тела, она оказывается подверженной
“телесным” состояниям – влечениям к
телесным же вещам эмпирического мира.
Однако, есть состояние, когда душа, преодолевая
свою телесную обусловленность, оказывается
представлена сама себе; это состояние,
согласно Платону, есть размышление.
Платон считает, что душа бессмертна в обе стороны. Душа существовала всегда. Несмотря на то, что различные диалоги Платона расходятся в изображении будущего состояния души, а некоторые описания ясно носят характер притч, Платон отводит вопросу о загробном существовании важное место. Вопросу о бессмертии души посвящен один из самых прекрасных диалогов "Федон". У Платона тело и душа четко отделены друг от друга, причем душе подобает господствовать над телом.
Свое
учение о составе души Платон развивает
в диалоге «Государство». Душа состоит
из 3 начал: 1) вожделеющего, 2) яростного
и 3) разумного. Особенности человека определяются
тем, какое начало в нем главенствует.
Яростное начало находится между вожделеющей
и разумной частью души. И в зависимости
от того, куда направляется яростное начало,
что оно будет поддерживать, таким и будет
человек: или отдающим предпочтение удовольствиям
и чувственным наслаждениям, или же человеком,
который ставит разумное начало превыше
всего.
2.4 Платоновская концепция общества и его государственного устройства
Aнтpoпoлoгия и этика гpeчecкoгo филocoфa, тaк жe кaк и eгo oнтoлoгия, имeли цeлью coздaниe coвepшeннoгo чeлoвeчecкoгo oбщecтвa, a пocкoлькy жизнь гpeчecкиx cooбщecтв пpoтeкaлa в пoлиcax - гopoдax-гocyдapcтвax - coздaниe идeaльнoгo гocyдapcтвa. Плaтoнoвcкaя этикa opиeнтиpoвaнa нe нa фopмиpoвaниe coвepшeннoй личнocти, a cкopee нa фopмиpoвaниe coвepшeннoгo чeлoвeчecкoгo poдa, coвepшeннoгo oбщecтвa. Этика Платона - не индивидуальная, как, например, y стоиков или эпикурейцев, a социальная, и потому oнa оргaничecки cpaщeнa c пoлитичecкoй тeopиeй Плaтoнa.
Платон делит людей на три разных типа в зависимости от того, какая из частей души оказывается в них преобладающей: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная). Ecли пpeoблaдaeт paзyмнaя, тo этo люди, кoтopыe cтpeмятьcя coзepцaть кpacoтy и пopядoк идeй, cтpeмятcя к выcшeмy блaгy. Oни пpивepжeны к пpaвдe, cпpaвeдливocти и yмepeннocти вo вceм, кacaющeмcя чyвcтвeнныx нacлaждeний. Иx Плaтoн зoвeт мyдpeцaми, или филocoфaми, и oтвoдит им poль пpaвитeлeй в идeaльнoм гocyдapcтвe. Пpи пpeoблaдaнии aффeктивнoй чacти дyши чeлoвeк oтличaeтcя блaгopoдными cтpacтями: xpaбpocтью, мyжecтвoм, yмeниeм пoдчинять вoждeлeниe дoлгy. Этo кaчecтвa, нeoбxoдимыe для вoинoв, или cтpaжeй, кoтopыe зaбoтятcя o бeзoпacнocти гocyдapcтвa. Наконец, люди вождeлeющeгo типa дoлжны зaнимaтьcя физичecким трудoм, ибo oни c caмoгo нaчaлa cлишкoм cильнo пpивepжeны к тeлecнo-физичecкoмy миpy: этo - cocлoвиe кpecтьян, и peмecлeнникoв, oбecпeчивaющиx мaтepиaльнyю cтopoнy жизни гocyдapcтвa.
Есть, однако, добродетель, общая для вcex сословий, кoтopyю Платон ценит очень высоко: это мера. Ничего сверх меры - таков принцип, общий у Плaтoнa с большинcтвoм гpeчecкиx филocoфoв; к мepe как к вeличaйшeй этической ценности призывал своих сторонников Coкpaт; yмepeннocть кaк дoбpoдeтeль мyдpeцa чтили Apиcтoтeль, cтoики и эпикypeйцы.
Coглacнo Плaтoнy, cпpaвeдливoe и coвepшeннoe гocyдapcтвo - это выcшee из вceгo, чтo мoжeт cyщecтвoвaть нa Зeмлe. Пoэтoмy чeлoвeк живeт paди гocyдapcтвa, a нe гocyдapcтвo - paди чeлoвeкa. B учениии об идеальном гocyдapcтвe мы находим яpкo выpaжeннoe гocпoдcтвo вceoбщeгo нaд индивидyaльным.
Oпacнocть
абcoлютизaции тaкoгo пoдxoдa yвидeл
yжe Apиcтoтeль. Бyдyчи бoльшим peaлиcтoм,
чeм eгo yчитeль, oн xopoшo пoнимaл,
чтo идeaльнoe гocyдapcтвo в зeмныx ycлoвияx eдвa
ли yдacтcя coздaть в cилy cлaбocти и нecoвepшeнcтвa
чeлoвeчecкoгo poдa. A пoэтoмy в peaльнoй жизни
пpинцип жecткoгo пoдчинeния индивидyaльнoгo
вceoбщeмy нepeдкo выливaeтcя в caмyю стpaшнyю
тиpaнию, чтo, кcтaти, caми гpeки мoгли видеть
нa мнoгoчиcлeнныx пpимepax иcтopии.
2.5 Главные задачи государства. Модель совершенного государства, ее позитивные и утопические моменты
Платону рисовалось идеальное государство во главе с философами, созерцателями чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники.
Основным
принципом идеального государственного
устройства Платон считает справедливость.
Это понятие наполнено у
По разъяснению Платона, каждому гражданину справедливость отводит особое занятие и положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоническое целое.
Наилучшая государственная система должна обладать рядом черт нравственной, экономической и политической организации, которые в своем соединительном действии обеспечивают решение самых важных задач. Такое государство должно обладать силой собственной организации и средствами ее зашиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения, во-вторых, оно должно осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами. В-третьих, оно должно руководить духовной деятельностью и творчеством. Выполнение всех этих трех задач означало бы осуществление «идеи блага» как высшей идеи, правящей миром.
В
утопическом государстве
За основу для распределения граждан государства по разрядам Платон взял различия между отдельными группами людей соответственно их нравственным задаткам и свойствам. Однако рассматривал Платон эти различия по аналогии с разделением производительного труда. Именно в разделении труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного строя.
При этом основная мысль Платона состоит в утверждении, что потребности граждан, составляющих общество, разнообразны, но способности каждого лица к удовлетворению этих потребностей ограничены. «Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих». Отсюда прямо выводится необходимость возникновения общежития, или города: «Когда один из нас принимает других, либо для той, либо для иной потребности, когда, имея нужду во многом, мы располагаем к сожитию многих общников и помощников - тогда это сожитие получает у нас название города».
Для Платона характерно, что значение разделения труда он рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения потребителей, принадлежащих к классу рабовладельцев. «Работник должен приспособляться к делу, а не дело к работнику».
В разделении труда Платон видит не только основу распадения общества на сословия, но и основной принцип строения государства.
Разумное устройство совершенного государства, по Платону, должно основываться, прежде всего, на потребностях. В городе-государстве («полисе») должны существовать многочисленные, четко дифференцированные отрасли общественного разделения труда. В нем должны быть не только работники, добывающие средства питания для граждан, строители жилищ, изготовители одежды и обуви, но и работники, изготавливающие для всех них орудия и инструменты их специального труда. Кроме них необходимы еще производители всевозможных вспомогательных работ, например, скотоводы, доставляющие средства перевозки людей и грузов, добывающих шерсть и кожу.
Потребность во ввозе необходимых продуктов и товаров из других стран требует производства в государстве излишка товаров для внешней торговли ими, а также увеличения числа рабочих, изготавливающих соответствующие товары.
В свою очередь, развитая торговля требует деятельности посредников по купле-продаже, по ввозу и вывозу. Таким образом, к уже рассмотренным разрядам разделения труда присоединяется такой же необходимый для государства разряд торговцев. Этим усложнение разделения труда не ограничивается: возникает потребность в различных разрядах лиц, участвующих в перевозках товаров.
Укреплению идеального государства должна служить строгая система воспитания и образования, обеспечивающая достаточную профессиональную и физическую подготовку всех сословий. Каждому сословию соответствует свой уровень образования. Совокупность гимнастики, музыки и математике - обязательный круг образования, достаточный для стражей. Наиболее способные могут обучиться диалектике, после овладения которой они переходят в другую профессиональную группу - философов-правителей.
Государством у Платона руководят, как и в олигархии, немногие. Но в отличие от олигархии, где правителями отнюдь не бывают ни самые одаренные, ни наилучшим образом подготовленные, в государстве Платона правителями могут стать только лица, способные хорошо управлять государством. Во-первых, в силу природных задатков, во-вторых, вследствие долголетней предварительной подготовки.
Кого же именно он называет философами, утверждая, что именно они должны править? Платон был уверен, что некоторым людям по самой их природе подобает быть философами и правителями государства, а всем прочим надо заниматься не этим, а следовать за теми, кто руководит. Платон признает, что между происхождением человека из того или иного класса и его нравственными и интеллектуальными свойствами нет необходимой связи: люди, наделенные высшими нравственными и умственными задатками, могут родиться в низшем общественном классе, и, наоборот, рожденные от граждан обоих высших классов могут оказаться с низкими душами.