Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 16:55, контрольная работа
Архэ - (от греч. - начало, принцип, власть, могущество, сила) является центральным и узловым понятием для всей греческой философии, ее первопричинным принципом. Оно обозначает первичную инстанцию в сущем, то единство, из которого рождается все многообразие вещей.
1. Выписать из словаря и уяснить
следующие понятия ……………………..3-5с.
2. Философия Платона …………………….5-18с.
3. Выполнив второе задание, изобразите в схеме
особенности платоновского учения о государстве ………………….18-20с.
4. Логические задачи, упражнения, комментарии …………………20-23с.
5. Тестовая проверка знаний ……………………23с.
Список литературы
Содержание
Список литературы
1. Выпишите из философского словаря и уясните следующие понятия:
1.Архэ - (от греч. - начало, принцип, власть, могущество, сила) является центральным и узловым понятием для всей греческой философии, ее первопричинным принципом. Оно обозначает первичную инстанцию в сущем, то единство, из которого рождается все многообразие вещей.
2.Атом - последняя, неделимая, предельно малая частица, несотворимая и неуничтожимая. Различия в числе, весе, скорости движения и взаимном расположении атомов в телах считались причиной всего многообразия качеств в мире
3.Атараксия - состояние душевного покоя и невозмутимости, достигаемое, по мнению некоторых древнегреческих философов, мудрецом. Путь к атараксии, как считали Демокрит, Эпикур, Лукреций, лежит через познание мира, преодоление страха, освобождение от тревог.
4.Бытие - существующий независимо от сознания объективный мир, материя.
5.Гедонизм - принцип образования моральных требований, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страха, а зло - как то, что влечет за собой страдание.
6.Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания; основанный на этом учении метод мышления. В результате внутренних противоречий появляется новое. Закон перехода количественных изменений в качественные.
7.Диало́г (греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа двух людей) - тип речевой коммуникации, осуществляющейся в отличие от монолога в виде словесного обмена репликами между двумя и более взаимодействующими собеседниками.
8.Детермини́зм (лат. determinare — определять, ограничивать) — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
9.Душа (от др.-рус. дѹша) (греч. ψυχή, лат. anima) — бессмертная нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа человека, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.
10.Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
11.Идеализм - мировоззрение, определяемое подлинными идеалами и их практическими следствиями.
12.Идея - в собственном смысле слова зрительный образ, наглядный образ; в философии - метафизическая сущность вещи.
13.Кинизм - учение Антисфена, который проповедовал нетребовательность и умеренность. Признаком более позднего кинизма является пренебрежение ко всякой культуре и ко всем обычаям, что временами вырождалось в цинизм.
14.Ко́смос (греч. κόσμος — порядок, красивое) — строение, мир, вселенная, мироздание, материальный мир, в пространстве которого находится вся солнечная система.
15.Логос - первоначально - слово, речь, язык; позже, в переносном смысле - мысль, понятие, разум, мировой закон. Майевтика (греч. Μαιευτική — букв. — повивальное искусство, родовспоможение), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.
16.Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом, а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.
17.Понятие
- одна из логических форм мышления в противоположность
суждению и умозаключению, выражающее
сущность какого-либо явления, вещи ли
процесса.
18.Разум
- ум; способность, деятельность человеческого
духа, направленная не только на причинное,
но и на познание ценностей, универсальную
связь вещей и всех явлений.
19.Скептицизм
- философское направление, выдвигающее
сомнение в качестве принципа мышления,
особенно сомнение в надежности истины.
20.Стоицизм - духовная позиция, основанная на идеях стоиков. Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами.
21.Фатализм
- вера в судьбу; мировоззрение, согласно
которому, все должно свершиться так, как
того хочет слепой рок и человек ничего
не может изменить в этой судьбе.
22.Э́йдос (др.-греч.
εἶδος —
вид, облик, образ), термин античной философии
и литературы, первоначально обозначавший
«видимое», «то, что видно», но постепенно
получивший более глубокий смысл — «конкретная
явленность абстрактного», «вещественная
данность в мышлении»; в общем смысле —
способ организации и/или бытия объекта.
23.Эпикуреизм
- учение и образ жизни, заключающийся
в том, что бы не задумываясь отдавать
предпочтение материальным радостям жизни.
24.Этический
- нравственный, соответствующий нравственности.
25.Рационализм
- точка зрения рассудка, соответственно
- разума.
2.
«Философия Платона»
2.1 Платон и его сочинения
Платон родился в 427 г. до н. э. в знатной семье на острове Эгина, неподалеку от Афин. Со стороны отца, Аристона, род Платона восходит к последнему царю Аттики- — Кодру; со стороны матери, Периктионы, — к семье родственников знаменитого законодателя Солона. Дом этот был воспет Анакреоном и другими греческими поэтами. Родственником матери был также известный афинский политический деятель, впоследствии «тиран» Критий.
По-видимому,
именно Критий ввел Платона в Круг
учеников Сократа. Литературная философская
деятельность Платона началась не очень
рано. Есть предание, будто ей предшествовали
опыты Платона в области
Платону приписывают 34 сочинения, доподлинно известно, что 23 из них сочинения самого Платона, остальные написаны в форме диалога в котором главным действующим лицом выступает Сократ. Платоновский корпус (Corpus Platonicum), то есть исторически сложившаяся совокупность сочинений, которые со времён античности связываются с именем Платона, формировался на протяжении долгого времени. Вероятно, на протяжении долгого процесса формирования классического «собрания сочинений» философа случались как потери, так и приобретения, определявшиеся в известные моменты не только состоянием рукописной традиции, но и уровнем и направлением современной ему филологической критики.
Первой важной вехой на пути формирования корпуса можно считать собрание платоновских сочинений, составленное в III веке до нашей эры выдающимся филологом античности Аристофаном Византийским. Уже к этому времени под именем Платона ходили сочинения разного объёма и качества, часть которых была отклонена Аристофаном, тогда как ещё некоторая часть была помещена в собрании, правда, в качестве сомнительных или, при всех достоинствах, недостоверно платоновских произведений. Основу издания составили те сочинения, которые и сегодня определяют лицо Платоновского корпуса.
Тот же Аристофан Византийский положил, вероятно, начало систематизации сочинений Платоновского корпуса, поскольку в его издании они располагались трилогиями. Так, в одной трилогии объединялись «Государство», «Тимей» и «Критий», в другой — «Законы», «Минос» и «Послезаконие», в третьей — «Критон», «Федон» и «Письма», что свидетельствует о тематическом принципе классификации сочинений, весьма далёких друг от друга по объёму, структуре и по художественному уровню. Сочинения, которым не находилось тематических аналогов, в трилогии не включались и располагались беспорядочно.
Следующий важный этап истории Платоновского корпуса связан с деятельностью Трасилла (I в. н. э.), чьим собранием, по существу, пользуется и современная наука. У Трасилла платоновские сочинения были объединены в тетралогии.
Современное
состояние Платоновского
2.2 Учение об идеях как причине и сущности вещей, первооснове сущего
Платон, также как и элеаты, характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Но в отличие от элеатов, бытие у Платона множественно. И здесь он близок Демокриту. Но, в отличие от Демокрита, это множество бытий Платон называет видами, идеями (эйдос) или сущностями. Вид, идея, сущность часто употребляются Платоном как тождественные понятия.
Итак, бытие у Платона есть вид, идея, сущность. Платон впервые в истории философии проводит четкое различие между сущностью и явлением, между тем, что существует поистине и тем, что существует, но не имеет истинного бытия. «Прежде всего надо различать: что всегда существует и никогда не становится, и, что всегда становится, но никогда не существует», пишет Платон в диалоге «Тимей». Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным «истинно существующим» Платон называл мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих сущностей идей. Вторичным, производным от них, он называл все многообразие чувственно воспринимаемого мира. По его учению, отдельные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся потому, что в умопостигаемом мире имеется причина, которая делает вещь именно этой вещью. Например, деревья существуют потому, что есть идея дерева, стол – потому, что существует идея стола. Предметы искусства создаются потому, что имеется идея прекрасного.
Противопоставляя идею (сущность) вещам (явлениям), Платон должен был как-то объяснить наличие связи между ними. Однако Платон не дал однозначного объяснения характера этой связи. Иногда он рассматривал чувственные вещи как сходные с идеями и возникшие в силу подражания им, иногда как «причастные» идеям. В ряде высказываний он говорит, что идея – это образцы, а прочие вещи подходят к ним и становятся подобиями, так, что сама их причастность к идеям есть нечто иное, как уподобление им. Идеи, с точки зрения Платона, можно рассматривать как цели вещей. Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материал, по Платону, это первичный материал, то, из чего делают все чувственно-существующие вещи. Платон считает, что материя может принимать любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна («апейрон»), как бы только возможность, а не действительность.
Этот
подход к объяснению чувственного мира
заимствовал у Платона
Внесение
Платоном новшество о множественности
бытия идей поставило перед ним
задачу объяснения связи между ними,
объяснения единства самого мира. Чтобы
решить этот вопрос, Платон обращается
к понятию единого, но истолковывает это
понятие иначе, чем элеаты. Единое, по Платону,
само по себе не есть бытие. Оно выше бытия
и составляет условие возможности бытия,
то есть идей. Единое выше всякого существования
и всякой множественности. Но без его объясняющей
силы невозможны и сами идеи, ибо невозможна
даже и множественность. Ведь каждое их
многих тоже есть нечто единое, а, значит,
оно, тем самым причастное единому. Это
единое отождествляется с высшим благом,
к которому все стремится и, благодаря
которому все имеет свое бытие.
2.3 Учение о человеке и его душе