Философия античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:04, реферат

Описание работы

Философия Древнего Востока (Индия, Китай). Возникла в VII, VI вв. до н. э.; просуществовала в различных модификациях вплоть до Нового времени.
Философия Древней Греции и Древнего Рима, или античная философия (VII в. до н. э. -VI в. н. э.)
Философия Средневековья (II, III вв. -XIV в.).
Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.).
Философия Нового времени (XVII - начало XVIII вв.).
Философия эпохи Просвещения (XVIII в.).

Содержание

Введение - стр.3
1. Периоды античной философии - стр.5
2. Особенности возникновения и специфика античной философии - стр.8
3. Великие мыслители античности и особенности их учений - стр.11
4. Древнеримская философия - стр.14
Заключение - стр.14
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат Философия Античности.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Гераклит использует в качестве жизнеопределяющего первоначала  образ огня. Ритмичной пульсацией вечно живого огня, его размеренным возгоранием и угасанием он объяснял мировые процессы; возникновение и исчезновение вещей составляют противоречивое единство. Но космос Гераклита - это не просто единство, согласие, гармония противоположностей, но и их борьба. Борьба - созидающее начало жизни и бытия. Без аппелиционным тоном Гераклит провозглашает: "Следует знать, что война всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости". Война - это и борьба противоположностей, и их единство. Чем больше противоположности расходятся, тем более они сходятся для борьбы, и из этой борьбы возникает "прекраснейшая гармония". Гармония выражает глубокое чувство единства мира, составленного, слитого из противоположных качеств, стихий, стремлений, тенденций.

Идея борьбы противоположных начал сочеталась у Гераклита с мыслью о вечности происходящих в мире изменений, символизируемых  в образе потока, течения реки. Высказывания Гераклита все течет, все изменяется и нельзя дважды войти в одну и  ту же реку - давно вошли в философскую культуру.

Парменид (род. ок. 540 г. до н. э.) - представитель Элейской школы, впервые выработал философское  понятие бытие. Он также поставил вопрос о том, как можно мыслить  бытие, в то время как его предшественники  размышляли о бытии, не задумываясь о нем.

В центре внимания Парменида были проблемы соотношения  бытия и небытия, бытия и мышления. На вопрос о соотношении бытия  и небытия Парменид отвечал, что  бытие есть, а небытия нет. Он впервые  применил доказательства для обоснования  своего тезиса. То, что есть, можно выразить в мысли, чего нет, выразить в мысли нельзя. Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно мысли, потому оно и есть небытие.

Бытие - это то, что всегда есть; оно едино и  вечно - вот главные его признаки.

Вечность бытия и его единство для Парменида неразрывно связаны. То, что у бытия нет ни прошлого, ни будущего, как раз и означает, что оно едино, тождественно себе. Вечное, единое, неделимое бытие, по Пармениду, неподвижно. Ибо откуда взяться движению из того, что не изменяется?

Для Демокрита (460-370 гг. до н.э.) В основе мира лежит не абсолютно плотное, "сплошное" бытие, как у Парменида, но и не подвижное текучее начало, в котором  бытие и небытие слиты. Демокрит в качестве субстанции всего сущего выделяет атом (греч. atomos "неделимый"). Это вещественная неделимая частица, абсолютно плотная, непроницаемая, не воспринимаемая нашими чувствами, вечная, неизменная. Внутри атома не происходит никаких изменений, он соответствует характеристикам бытия, данным Парменидом. Внешне атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и положению: бесконечное число форм обеспечивает бесконечное разнообразие мира. Атомы реально не соприкасаются, их разделяет пустота - небытие. Небытие, следовательно, такой же принцип возникновения многообразия мира, как и бытие. Но бытие и небытие не сливаются в одно и не переходят друг в друга.

На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего, объяснялось единство мира: мир един, так как основу его составляют атомы, далее давалось решение проблемы множественности вещей и состояний мира. На основе принципа атомизма стало возможным объяснить образование множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец, атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный, преходящий характер.

Даже душа человека по Демокриту состоит из тончайших подвижных атомов. Он разработал учение о познании природы. Все познание он делил на познание по истине - "светлое" и познание по мнению - "темное". Познание по истине основано на чувствах. Чувства дают разуму материал, без которого нельзя сделать логически выдержанного и стройного философского заключения.

Ум корректирует наши знания, помогает понять вещи, недоступные чувствам. Это относится к атомам, которые человек не может увидеть, но убеждается в их существовании с помощью ума. К концу V в. до н.э. учение атомистов (последователей Демокрита) представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую форму классической натурфилософии.

Сократ (469-399 гг. до н. э.) - представитель Афинской школы, излагал свои взгляды только в  форме беседы или спора. До нас  они дошли в изложениях его  учеников, Платона и Ксенофонта.

Почти для всех европейских философов, древних и современных, Сократ является центральной фигурой античной философии, совершившей радикальный поворот в истории философской мысли. Он впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа, прежде всего природу нравственности, добра, зла, справедливости, любви, т. е. того, что составляет суть души человека. Отсюда обоснованное им стремление к самопознанию, к познанию себя именно как человека вообще, т. е. моральной, общественно-значимой личности. Познание - главная цель и способность человека, так как в конце процесса познания мы приходи к объективным общезначимым истинам, к познанию добра и красоты, блага, человеческого счастья.

Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины. Суть его метода заключалась в том, что сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с высказанной им точкой зрения, а затем начинался совместный поиск истины. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом Виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками,

4. Древнеримская  философия

В древнем Риме философия начала развиваться в сер. I в. до н. э. Она в содержательном плане не выработала принципиально новых направлений и либо развивала идеи греческой философии, либо пыталась соединить разные философские системы в одно целое. Древнеримская философия, особенно в произведениях Цицерона, Марка Аврелия, Лукреция, Сенеки, в значительной степени была ориентирована на человеческую личность. Требования к личности отличались разнообразием, широтой и глубиной. Все перечисленные выше философы так или иначе сочетали свои философские взгляды с идеями эпикурейцев. Цицерон (106-43 гг. до н. э.), ставивший своей главной целью философское просвещение римлян, уделял основное внимание вопросам этики и политической теории, разрабатывал учение о нравственных и гражданских обязанностях. Марк Аврелий (121-180 гг. н. э.) считал, что счастье достигается приведением своего поведения, чувств и взглядов в соответствие с внешним миром, разумом всеобщей природы. Тит Лукреций (I в до н. э.), автор философской поэмы «О природе вещей», дал полное и систематическое изложение античной атомистики, высказал догадку о сохранении материи: «Ничто не может из ничего. Ничто не обращается в ничего». Сенека (ок. 4 до н. э. - 65 гг. н. э.) рассматривал философию как учение о достижении нравственного идеала и счастья в жизни.

Заключение

На  протяжении VI - IV вв. до н.э. в Греции наблюдается бурный расцвет культуры и философии. За это время было создано новое, немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе (космогония). Согласно взглядам древнегреческих мыслителей этой поры, космос охватывает Землю, человека, животных, растения, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму, конечен по своим размерам, в нем происходит постоянный круговорот, все возникает, течет и изменяется. Но из чего все возникает, к чему все возвращается? Одни греческие мыслители (натурфилософы) считали, что основой вещей являются чувственно воспринимаемые предметы - вода, воздух, огонь; другие (пифагорейцы) видели эту основу в математических числах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, недвижимом бытии, которое можно постичь лишь разумом, но не чувствами; четвертые (атомисты) считали такой основой чувственно невоспринимаемые частицы (атомы), различающиеся между собой размерами, положением и фигурой.

Конечно, все эти философские взгляды были во многом наивны и различались между собой, но им были присущи следующие общие черты:

1) не отбросив  до  конца  мифологию, греческие мыслители отводили богам второстепенное место и пытались объяснить мир из него самого. Иными словами, они положили начало развитию материалистических взглядов и представлений, правда, материализм у них носил во многом наивный характер, многие положения не были подкреплены данными науки. Яркими представителями материализма в то время были такие философы, как Левкипп, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар и др. Особенно большое значение имело развитие Левкиппом и Демокритом атомистической теории. Левкипп заложил основы древнегреческой атомистики, а Демокрит развил целую систему атомистического материализма. Атомистическая теория строения материи явилась величайшим достижением научной мысли древнего мира и одним из показателей мощи теоретического мышления. Конечно же, представления древних философов об атоме как неделимой и простой материальной частице носили наивный характер, но для того времени это была гениальная догадка о строении материи, которая была экспериментально подтверждена лишь через два с лишним тысячелетия;

2) большое внимание  греческие философы  уделяли развитию  диалектики (учению  о развитии). Они осознавали взаимную связь вещей, их взаимную обусловленность, изменчивость и постоянное движение и развитие. Наиболее полно отразил эти взгляды в своих учениях  Гераклит. Согласно его взглядам, мир не создан богами, он всегда существовал и будет существовать, переходя из одного состояния в другое. Правда, диалектика древних мыслителей носила стихийный характер, многие ее выводы невозможно было доказать в то время, так как не было накоплено достаточно знаний. Тем не менее эти взгляды были прогрессивны и способствовали дальнейшему развитию диалектики и естествознания.

Вместе с материалистическими взглядами в то время получили определенное развитие и идеалистические учения. В начале V в. до н.э. против материалистических взглядов и представлений выступали пифагорейцы, которые основой и сущностью всего существующего считали числа. В учении пифагорейцев о числе содержалась рациональная мысль о количественной стороне природных явлений. Однако в дальнейшем числа в их построениях превратились в нечто таинственное, образующее основу всех вещей. Крупнейшими идеалистами Древней Греции были Сократ и его ученик Платон, создавшие целую систему объективного идеализма.

На  протяжении всего зарождения и развития философии шли споры между представителями материализма и идеализма, и начало этой борьбе мнений было положено в трудах Демокрита и Платона.

Наличие разных взглядов и  разного понимания  сущности бытия привело  к тому, что античные мыслители развивали  логику, чтобы умело  доказывать свои взгляды, совершенствовать критические рассуждения. Развитие и совершенствование логики, особенно в трудах Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.), стало одним из важнейших достижений античной философии.

В многообразных философских  учениях и школах древнего мира предвосхищены  основные тенденции будущего развития философской мысли. Наиболее ценным приобретением древней философии явились наивный материализм и стихийная диалектика, положившие начало научному пониманию действительности [3].

Список  использованной литературы

Евклид. Начала. - М., 1949. - Кн. VII-X. - С. 9.

Кушнар

Спиркин, А.Г. Философия: учебник  для технических  вузов/А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2005. - 368 с.

Философия: учебник для высших учебных заведений/ред. Л.Г. Кононович, Г.И. Медведева. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 576 с.

Хаврак, А.П. Философия: учебное  пособие/А.П. Хаврак. - М.: Дашков и К, 2007. - 376 с.

Информация о работе Философия античности