Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:04, реферат
Философия Древнего Востока (Индия, Китай). Возникла в VII, VI вв. до н. э.; просуществовала в различных модификациях вплоть до Нового времени.
Философия Древней Греции и Древнего Рима, или античная философия (VII в. до н. э. -VI в. н. э.)
Философия Средневековья (II, III вв. -XIV в.).
Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.).
Философия Нового времени (XVII - начало XVIII вв.).
Философия эпохи Просвещения (XVIII в.).
Введение - стр.3
1. Периоды античной философии - стр.5
2. Особенности возникновения и специфика античной философии - стр.8
3. Великие мыслители античности и особенности их учений - стр.11
4. Древнеримская философия - стр.14
Заключение - стр.14
Список использованной литературы
1. Периоды античной философии
Древнегреческая философия представляет собой совокупность разнообразных учений, развивающихся в период с VII-VI вв. до н. э. (от формирования архаических полисов (греч. polis `город-государство') на ионийском и италийском побережье до расцвета демократических Афин и последующих кризиса и крушения Римской империи). Через 1200 лет заканчивается античный этап европейской философии - в 529 г., когда византийский император Юстиниан отказывает язычникам в праве занимать публичные здания, запрещает иметь школы и преподавать, потому что это «растлевает души учеников».Внутри древнегреческой философии принято выделять три периода.
Первый - зарождение и становление - VII-V вв. до н. э. Для него характерно исследование природы, космоса, поиски первоначала, истоков сущего.
Второй - «классический»
- V-VI вв. до н. э., соответствует расцвету
древнегреческой
Третий - Угасание
и упадок философии - III в. до н. э.-VI в.
н. э., он соответствует кризису
Досократики
Соединить многочисленные древнегреческие школы и направления, существовавшие до Сократа, позволяют их единая натурфилософская направленность, синкретичность сознания, особый интерес к происхождению мира и его целостной сущности. Синкретичность выражается не только в представлениях о нерасчлененности Космоса, но и в гносеологии: как и в мифологическом мышлении, чувственно-рациональный способ мышления является здесь преобладающим.
Но в отличие от мифологии, досократики не ограничиваются при столкновении с грозными и непонятными явлениями введением deus ех machil1a, т.е. отсылкой к богам. Они ищут иные. доступные познанию причины этих явлений, иные первоосновы ·мира. Некоторые из них доходят даже до примитивного атеизма.
Одно из делений досократических школ может быть таким:
· ионийская (милетская) - Фалес. Анаксимандр. Aнаксимен, Гераклит;
· пифагорейская - Пифагор и его ученики;
· элейская - Парменид, Зенон;
· физиологическая - Эмпедокл, Левкипп, Анаксагор, Демокрит;
· софисты - Протагор, Продик, Гиппий. Горгий.
в этих школах за первооснову мира принимались: у Пифагора - число; у Левкиппа и Демокрита - атомы, у Гераклита - огонь и т.д.
Из этих школ резко выделяются софисты - своей ориентацией на человека, на социальные вопросы, на практические действия в обыденных повседневных ситуациях. Они обучали приемам и формам доказательства и в конкретных случаях, и обобщая их как образцы политической деятельности и философствования. По их мнению, доказывать и доказать можно все что угодно,что говорит об относительности истины и многозначности языка. Взгляды софистов сыграли существенную роль и в теории познания, а также в лингвистике.
Ранний эллинизм
Киники. Антисфен, Диоген и их последователи. по словам Вл. Соловьева, проповедовали верховенство природы и разума. единую сущность всего существующего и ничтожность всех искусственных и исторически разделенных границ, ратуя за принцип космополитизма. По самой своей природе человек имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей - в непоколебимой доблести духа.
Отсюда - их осуждения правительства, частной собственности, института брака, рабства. Отсюда и презрение ко всяким условностям и приличиям - в манерах, одежде, пище. Их конструктивная программа строилась «от противного»: мир плох, поэтому надо научиться жить независимо от него; блага жизни непрочны - поэтому не следует стремиться к ним. Моральная свобода заключается в освобождении от желаний. Поэтому идеал мудреца - опрощение и смирение. Как известно на примере жизни Диогена, киники делом доказывали возможность реального воплощения в жизни своего кредо.
Гедонизм (Эпикурейцы). Эпикуреизм в обыденном мнении нередко отождествляют с наслаждением любой ценой, не принимая во внимание разумность и нравственность. Однако эти представления справедливы лишь в отношении вульгарных эпигонов этой античной философской школы. Действительно, основным принципом эпикурейцев является удовольствие - прuнцип гедонuзмa. Счастье и блаженство - высшие цели и ценности жизни (принцип эвдемонизма). Но вопрос состоит в том, в чем заключаются счастье и блаженство и как они достигаются. Счастливой жизнью Эпикур и его последователи считали разумную, нравственную и справедливую жизнь, дающую безмятежность духа и здоровье тела. Средством достижения такой жизни Эпикур считал познание Вселенной, ее законов, а также познание человека и общества, в котором он живет. Мировоззрение подлинных эпикурейцев отличают созерцательность, благочестие и богопочитание. Ни боги, ни общество не могут дать человеку счастье. Оно - в нем самом, в его духовных наслаждениях и независимости от суетного преходящего.
В своей афинской философской школе «Сад Эпикура» ее создатель учил не только принципам своей знаменитой этики. У него была целостная система философии, состоящая из физики (онтологии), логики (гносеологии) и этики, куда входило учение о морали государстве.
Идеи Эпикура не умерли вместе с ним. Через несколько веков в Древнем Риме его взгляды по-своему интерпретировал и активно проповедовал римский поэт, философ и просветитель Тит Лукреций Кар.
Скептицизм. Острое ощущение непознанности, переходящей в непознаваемость мира, осознание относительности даже самых устойчивых представлений о нем, социальные катаклизмы, познавательная традиция - все это вызвало формированию такого направления античной философии, как скептицизм. На воззрения главного его создателя и представителя Пиррона сильное влияние оказала философия Демокрита. Основной принцип жизни, по Пиррону безмяrпежность (атараксия). Философ стремится к счастью, но оно состоит в невозмутимости и отсутствии страданий.
Из-за невозможно познать суть вещей, мы не можем говорить ни о прекрасном, ни о безобразном, ни о справедливом, ни о несправедливом. Всякому нашему утверждению о предмете или явлении может быть с равным правом и равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение. Отсюда вывод: воздерживаться от каких-либо суждений о чем-либо. Этим достигается атараксия, в которой и состоит единственно доступное для философа счастье.
Стоицизм. Учение стоиков просуществовало более шести веков.
Это свидетельствует
о востребованности их взглядов на
протяжении всей античности и о значимости
этих взглядов. Наиболее известны поздние
стоики Древнего Рима (3-й этап стоицизма),
но основателем стоицизма