Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:04, реферат
Философия Древнего Востока (Индия, Китай). Возникла в VII, VI вв. до н. э.; просуществовала в различных модификациях вплоть до Нового времени.
Философия Древней Греции и Древнего Рима, или античная философия (VII в. до н. э. -VI в. н. э.)
Философия Средневековья (II, III вв. -XIV в.).
Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.).
Философия Нового времени (XVII - начало XVIII вв.).
Философия эпохи Просвещения (XVIII в.).
Введение - стр.3
1. Периоды античной философии - стр.5
2. Особенности возникновения и специфика античной философии - стр.8
3. Великие мыслители античности и особенности их учений - стр.11
4. Древнеримская философия - стр.14
Заключение - стр.14
Список использованной литературы
Поздний эллинизм
В начале темы говорилось об относительности классификации философии по школам и направлениям. Наглядным примером тому является поздний эллинизм. Строго говоря, именно к этому периоду следовало бы отнести учение стоиков, ибо наивысшего расцвета оно достигло в древнем Риме. Уместен здесь и пример эпикуреизма, который уже в период позднего эллинизма развивал Тит Лукреций Кap. По существу, и учение неоплатоников имеет корни в классической античности. Эта закономерность будет прослеживаться на протяжении всего последующего изложения. Стоит ли этому удивляться? Философия - это грандиозное Целое, которое развивается из своих основ. Неоплатонизм - учение, систематизирующее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностный пафос неоплатонизма - в сохранении внутреннего покоя личности. Это было актуально в эпоху дряхления и распада Римской империи. Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады - Единое - Ум - душа и доведение ·ее до космическою масштаба. Первостепенным в философии неоплатоников становится учение о Едином как трансцендентном начале, которое выше всех иных категорий, включая Ум и душу. Единое неразличимо и нераздельно соприсуще всему явленному и всему мыслимому. Фактически оно и есть все сущее, взятое в абсолютной единичности. Соответственно, оно не дробится и существует везде и во всем. При этом «все из него изливается". Вторая часть платоновской триады - душа - не есть тело, но осуществляется в нем и имеет в нем предел своего существования. Ни одна индивидуальная душа не может существовать самостоятельно от всех других душ, но все «индивидуальные" души объемлются Мировой душой. Душа не обретает свое бытие в некотором теле, она существует еще до того, как начинает принадлежать ему. Ум - третья составляющая триады - тоже не есть тело, но без ума не существовало бы никакое организованное тело. Материя также находится в самом уме: кроме чувственной материи существует еще и материя умопостигаемая. Действие Мировой души распространяется неоплатониками на весь Космос. Они разделяли орфико-пифагорейское учение о переселении и перевоплощении душ. Идеи неоплатонизма оказали известное влияние на раннее христианство.
2. Особенности возникновения и специфика античной философии
Почему зарождение европейской философии произошло именно в древней Греции? Однозначного ответа нет. Однако ученые склоняются к мысли, что только в древней Греции были специфические условия, которые способствовали появлению философии. Из наиболее значимых условий следует выделить:
1. Наличие городов-полисов
со значительным свободным
2. Расцвет рабовладельческой демократии (от греч. demos 'народ' и kratos 'власть') - форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права в решении государственных дел в сочетании с гражданскими правами и свободами.
3. Высокий престиж знаний.
4. Кризис мифологического
сознания как следствие
а) расширение торговли через совершенствование судостроительства и судоходства;
б) возникновение и расширение колоний;
в) увеличение богатства;
г) расслоение общества.
Это привело к расширению географического горизонта греков; изменило представления о Вселенной (не стыкуются с реальностью: там живут другие люди, у них другие боги, обычаи, иная мораль, другое политическое устройство и т. д.). Как следствие - формируется новый подход к миропониманию, суть которого выражена в следующей формуле: "Ничего не принимай на веру, думай сам, все подвергай сомнению".
5. В греческих
городах сформировалась
а) процветали архитектура и строительство (амфитеатры вмещали до нескольких тысяч человек);
б) процветало театральное искусство (посещение спектаклей считалось обязательным для свободных людей);
в) широкое распространение получили скульптура, музыка, физкультура (Олимпийские игры - 776 г. до н э. Именно здесь была сформулирована знаменитая максима: "В здоровом теле здоровый дух"). В Дельфах проходили Пифийские игры, а в 582 г. до н.э. на них были введены мусические состязания в мудрости, где определялись семь мудрецов, и их мудрость получала всегреческое признание. Греческой философии присущи следующие характеристики:
1) космоцентризм
(гр. kosmos 'порядок, гармония, Вселенная')
- понимание мироздания как
отказываясь
(хотя вначале и не полностью)
от присущих мифологии
2) рационализм
(лат. rationalis 'разумный'), т. е. все
окружающее и сам человек
3) онтологизм
античной классики. Освобождение
от метафоричности мышления
Впервые именно
школа элеатов с такой
Согласно элеатам, бытие - это то, что всегда есть: оно так же едино и неделимо, как мысль о нем, в противоположность множественности и делимости всех вещей чувственного мира. Только то, что в себе едино, может оставаться неизменным и неподвижным, тождественным себе. По мнению элеатов, мышление - это и есть способность постигать единство, в то время как чувственному восприятию открывается множественность, многообразие. Но это множество, открытое чувственному восприятию, - множество разрозненных признаков.
Осознание природы мышления имело далеко идущие последствия для раздумий древнегреческих философов. Не случайно у Парменида, его ученика Зенона, а позднее - у Платона и в его школе понятие единого оказывается в центре внимания, а обсуждение соотношения единого и многого, единого и бытия стимулирует развитие античной диалектики.
4) антропологизм
(греч. anthropos 'человек') - попытка постигнуть
сущность человека, его природу
и цель жизни, а также
5) дуализм (лат. dualis 'двойственный') - признание равноправными двух начал в мироздании - материи и духа, идеального и материального (бытие - небытие, Парменид; атом - пустота, Демокрит; идея - материя, Платон; форма - материя, Аристотель). С помощью этих двух начал греки пытались объяснить бытие мира и человека.
6) проблема бесконечности
и своеобразие античной
На подобном же допущении бесконечности элементов непрерывной величины основана и другая апория Зенона - "Ахиллес и черепаха". Зенон доказывает, что быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, потому что, когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного вперед, и так всякий раз до бесконечности.
В третьей апории - "Стрела" - Зенон доказывает, что летящая стрела на самом деле покоится и, значит, движения опять-таки нет. Он разлагает время на сумму неделимых моментов, отдельных "мгновений", а пространство - на сумму неделимых отрезков, отдельных "мест". В каждый момент времени стрела, согласно Зенону, занимает определенное место, равное ее величине. Но это означает, что она в каждый момент неподвижно покоится, ибо движение, будучи непрерывным, предполагает, что предмет занимает место большее, чем он сам. Значит, движение можно мыслить только как сумму состояний покоя, и, стало быть, никакого движения нет, что и требовалось доказать. Таков результат, вытекающий из допущения, что протяженность состоит из суммы неделимых "мест", а время - из суммы неделимых "мгновений".
Таким образом, как из допущения бесконечной делимости пространства (наличия бесконечного количества "точек" в любом отрезке), так и из допущения неделимости отдельных "моментов" времени Зенон делает один и тот же вывод: ни множество, ни движение не могут быть мыслимы непротиворечиво, а посему они не существуют в действительности, не являются истинными, а пребывают только во мнении.
Итак, в понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.
Понятие единого играло важную роль также у пифагорейцев. Это объясняло сущность всех вещей с помощью чисел и их соотношений, тем самым способствуя становлению и развитию древнегреческой математики. Началом числа у пифагорейцев выступало единое, или единица ("монада"). Определение единицы, как его дает древнегреческий математик Евклид в VII книге "Начал", восходит к пифагорейскому: "Единица есть то, через что каждое из существующих считается единым" . Единое, согласно пифагорейскому учению, по своему статусу выше множественности; оно служит началом определенности, дает всему предел, как бы стягивая, собирает множественное. А там, где налицо определенность, только и возможно познание: неопределенное - непознаваемо.
3. Великие мыслители античности и особенности их учений
Итак, философия начиналась с поиска ответов на вопрос, уже поставленного до нее в мифологии, - о происхождении мира. Философия сформулировала этот вопрос в более чистом, теоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале.
Идея первоначала была выдвинута ранними греческими философами, представителями Милетской школы: Фалесом (конец VII - первая половина VI вв. до н.э.), Анаксименом (VI в. до н э.), Анаксимандром (VI в. до н э.) и Гераклитом из Эфеса (540-480 гг. до н.э.). Первоначало мыслилось ими как нечто единое с природой. Сама природа, а не что-то неприродное рассматривается ими как причина всего сущего.
Фалес таким началом считал воду, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь. Вода, воздух, огонь, в дальнейшем стихии Эмпедокла (земля, вода, воздух, огонь) были символами всеобщего. Они были не просто вещественными, но также и разумными, даже божественными. Вода Фалеса - это философское переосмысление мифологического Океана, огонь Гераклита не просто огонь, а огнелогос - разумный, вечный и божественный космический огонь.
Все последующее развитие античной философии было спором о первоначале и последовательным развертыванием мышления о всеобщем.
Более абстрактным было учение о первоначале у пифагорейцев - последователей великого древнегреческого математика и философа Пифагора, организовавшего в 532 г. до н. э. религиозно-философский союз в Кротоне. Пифагорейцы объясняли всю структуру мироздания с помощью числа как первоначала.