Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 09:25, реферат
Актуальность выбранной темы исследования в том, что русская самобытная философия дала России гениальных мыслителей. В русской философии, находящейся под западным влиянием и отличающейся крайней бесплодностью (она почти не выходит за рамки теории познания), также имеется много одаренных личностей. Он надеется, что представители заимствованной философии распрощаются с абстрактностью и бесплодностью и признают великую русскую проблему Логоса. Самостоятельная русская философия, поднявшаяся на высокую ступень апокалипсической напряженности, уже стоит на пороге нового откровения, возможно, также и новой кристаллизации этого откровения, т. е. новых догм. Надежду на это питают все истинные русские.
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Краткая характеристика биографического контекста жизни
А.Ф. Лосева…………………………………………………………………..……6
2. Анализ основных категорий и методологического аппарата философии
А. Ф. Лосева……………………………………………………………………...10
3. Анализ реализации философских идей А. Ф. Лосева в его творческом наследии………………………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………...24
Преодолеть отвлеченность западноевропейской историософии попыталась русская мысль. Начиная с П.Я. Чаадаева и славянофилов, она стремилась разработать интегральную концепцию мировой истории. В качестве критерия этого интегрализма выступало христианское мировоззрение, которое, как известно, было изначально ориентировано на конкретное понимание социально-исторической жизни. Именно в христианстве русские мыслители видели максимальную разумность и смысловую полноту бытия. Так, например, С.Л. Франк пишет по этому поводу следующее. "С точки зрения христианской правды нужно всегда помнить, что, будучи абсолютной, эта правда есть всеобъемлющая полнота конкретности. Она есть поэтому - как учил великий христианский мудрец Николай Кузанский, следуя завету первого христианского мистика Дионисия Ареопагита, - всегда "совмещение противоречащего" (comlexio contrariorum) или "совпадение противоположного" (coincidentia oppositorum)". Другой русский мыслитель - Е.Н. Трубецкой подчеркивает, что только во Христе жизненный круг перестаёт быть порочным кругом. "Мир приходит к своему безусловному концу не в смысле прекращения, а в смысле достижения полноты бытия".
Развивая и дополняя гегелевскую теорию исторического развития Абсолюта, русские мыслители рассматривали мировую историю как Богочеловеческий процесс, конечной целью которого является Всеединство духовного, природного и социального бытия (на языке христианской догматики это всеединство именуется Царствием Божьим). Достижение абсолютной полноты жизни представляло собой "трагедию Божьих страданий" (И.А. Ильин), преодоление и переживание которой мыслилось в качестве необходимого условия духовного преображения мира и человека. По словам С.Л. Франка, история, будучи богочеловеческим процессом, "отражает в себе все несовершенство и непостоянство греховного человечества. В своем трагизме, в своей эмпирической бессмысленности она ближайшим образом есть, по глубокой мысли Паскаля, агония Христа, длящаяся до конца мира".
Принципами и символами
завершенности, а следовательно, интегральности
истории выступали
Однако, несмотря на все
свои "интегралистские" тенденции,
русская философия истории соде
Преодолеть эти недостатки
попытался А.Ф. Лосев. Слова "я от всех всё беру и всех
критикую" стали девизом его творчества, сочетавшего
логико-категориальную определенность
и диалектическую систематику классической
западной философии (платонизм, аристотелизм,
гегельянство, гуссерлианская феноменология)
и христианский интуитивизм русской философской
мысли (в духе теории "цельного знания"
ранних славянофилов, соловьевской философии
всеединства, философии имени, софиологии
и учения о соборности). Интегрализм лосевской
мысли воплотился в соответствующей историософской
концепции, открывшей реальную перспективу
синтеза всех основных философско-исторических
парадигм. Как уже было сказано, теоретической
основой такого синтеза выступала идея
абсолютной диалектики, понимавшаяся
в качестве наиболее целостного и конкретного
метода осмысления бытия. По словам Лосева,
логический универсализм абсолютной диалектики
проявляется в том, что "если вещь свободна,
самодеятельна и ничем не стеснена, она
всегда будет развиваться диалектически".
В онтологическом смысле это указывает
на субстанциальную роль диалектического
начала как абсолютного принципа всякого
саморазвивающегося бытия. В культурно-историческом
и мифологическом аспекте всеобщность
диалектики наиболее полно проявила себя
в системах языческой и христианской мифологии.
Будучи двумя "строжайшими диалектическими
системами" всемирной истории, писал
Лосев, эти мифологии определили все основные
культурные ценности современного мира.
Причем, если языческая мифология, базирующаяся
на интуиции человеческого тела, является
образцом односторонней и, следовательно,
относительной мифологии, то христианство,
утвердившее диалектическое тождество
телесного и духовного начал, выступает
в качестве всеобщей и абсолютной мифологической
системы. "Так как христианство, - отмечает
Лосев, - хочет воплотить в инобытии миф
в его абсолютности - до полного исчерпания
всех существенных моментов мифа, то оно
и в максимальной мере дает свободу саморазвитию
мифологических категорий. Будем и называть
это абсолютной мифологией. В отношении
к ней всякая другая мифология будет относительной, так как
она гипостазирует только какой-нибудь
один момент мифа. Эту относительную мифологию
придется принимать в двух основных видах
- 1) как до-христианскую, куда
будет отнесено все объективно-онтологическое
гипостазирование мифа, т.е. как мифологию
природы (Восток, Греция, Рим), и 2) как после-христианскую, которая,
как после-христианская, уже
не может не быть мифологией человека и человечества, куда входит
мифология либерально-социалистическо-
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Философия Лосева - это мир живости, мудрости, простоты,
известной резкости, эстетического изящества
и необычайной филологической учености.
Его книги, научные - пренаучные, похожи
на романы. Вместе с тем они столь детальны,
в них столько ссылок на отечественных
и иностранных авторов, что не верится
порой в способность одного человека совершить
такую гигантскую работу. За свою шеститомную
«Историю античной эстетики» Лосев заслуженно получил Государственную
премию.
Когда Лосев умер в 1988 г., не дожив всего
5 лет до своего столетнего юбилея, то поистине
«ослабла связь времен». Лосев как никто иной связывал нашу культуру
с античной. Он без устали переводил с
греческого, ибо считал, что это один из
радикальнейших путей развития отечественной
философии.
Лосев соединил в своей философии четыре составляющие: филологию, феноменологию, диалектику и символизм. Лосева интересует в первую очередь пронизанное смыслами живое бытие предмета. Понятие не «схватывает» сущность живой конкретности, это под силу только эйдосу. Однако мир состоит не из неподвижных эйдосов и их выражений в слове. В соответствии с этим истинная философия приобретает диалектический, подвижный характер. Движение эйдосов и слов приводит к связи с иным, взаимосвязанные реалии свидетельствуют друг о друге, они в этом смысле являются символами. В качестве сфер бытования эйдосов, слов, символов Лосев рассматривает язык, миф, религию, искусство, философию. Ему удалось создать весьма своеобразную философскую систему, достоинства которой изучены пока недостаточно. Ее можно назвать философией жизненности эйдосов, слов и символов.
Список литературы