Феномен философии в восточной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:25, доклад

Описание работы

Философский словарь

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

К. Маркс и Ф.Энгельс выделили новое понятие «формация». Общественно-экон. формация есть общество на определенной ступени развития, характеризуется специфическим экономическим базисом и соответствующей ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. Данное учение дало ключ к пониманию единства ист.процесса, что выражено в последовательной смене общественно-экон. формаций друг за другом, когда каждая последующая зарождается в недрах предыдущей; также в том, что все общественные организмы, имеющие основой данный способ производства, воспроизводит и все другие типичные черты соответствующей формации. Конкретные условия исторического существования различны, это приводит к расхождениям в развитии отдельных стран и народов, значительному многообразию ист. процесса, его неравномерности.

Недостаток формационного подхода – выпадение из исторического познания множества элементов и связей общества как системы, которые не находят во взгляде на историю своего адекватного объяснения.

Теория о «географических границах»  применения теории охватывает некоторые особенности развития западной цивилизации. Применительно к восточным обществам этот подход выглядит мете убедительно, т.к. тенденции и формы развития на Востоке и многих регионах мира не укладываются в схему формационного подхода.

 

Понятие цивилизации, сущность цивилизационного подхода - Цивилизация в настоящее время рассматривается в 3 аспектах: в первом «цивилизация» и «культура» трактуются как синонимы; во втором цивилизация определяется как овеществление вещественно-технических и социально-организационых инструментов, обеспечивающих людям достойную их соц.- экон.  организацию общественной жизни, относительно высокий уровень потребления комфорта; в третьем - историческая ступень развития человечества, следующая за варварством. На основании цивил. подхода выделяется множество концепций, построенных на разных основаниях, за что его и называют плюралистическим (существует множество цивилизаций, слабо или вообще не связанных друг с другом. Все эти образования равноценны. История каждого из них уникальна, как уникальны они сами). Главное отличие цивилизационного подхода отсутствие решающей детерминации в развитии общества. Если формационная теория начинает постижение общества «Снизу», выдвигая на первое место материальное пр-во, то сторонники цивилизационного подхода начинают постижение общества «сверху», т.е культуры во всем многообразии ее форм отношений (религия, искусство, нравственность, право, политика и пр.). Вклад в развитие цивилизационного подхода внесли Шпенглер, Вебер, Тойбни. Этот подход базируется не на выделении уровня производительных сил и экономического базиса, а на определении вида хозяйственной деятельности и господствующей системы в жизни общества. Здесь отсутствует абсолютизация соц.-экон. законов, но принимается во внимание сложное переплетение технического, экономического, политического, религиозного и других социокультурных факторов в реальной деятельности людей, провозглашается право каждого народа на собственный соц.- ист. эксперимент, на реализацию культурной программы.

 

Экономический детерминизм - Теория, согласно которой экономический базис общества детерминирует все др. стороны его жизни. Такой теории придерживался, напр., К. Маркс, социальную философию которого можно определить как соединение линейно-стадиального подхода к истории с Э.д. История проходит, по Марксу, ряд ступеней (общественно-экономических формаций), своеобразие каждой из которых определяется экономической структурой общества, совокупностью производственных отношений, в которые люди вступают в процессе производства товаров и обмена ими. Эти отношения соединяют людей и соответствуют определенной ступени развития их производительных сил. Переход к следующей, более высокой ступени вызывается тем, что постоянно растущим производительным силам становится тесно в рамках старых производственных отношений. Экономическая структура есть тот реальный базис, на котором воздвигается и с изменением которого меняется юридическая и политическая надстройка.

 

Географический детерминизм - концепция, согласно которой географические условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер.

 


Информация о работе Феномен философии в восточной культуре