Феномен философии в восточной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:25, доклад

Описание работы

Философский словарь

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 249.50 Кб (Скачать)
    1. поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространяться на всех, в том числе и на тебя;
    2. к человеку нельзя относиться как к средству для решения своих интересов.

Такая трактовка нравственного  закона ставит Канта в ряд великих  гуманистов.

 

Славянофилы, западники - Славянофилы, русские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыгравшие большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотической идеологии. Славянофилы обоснованно и твердо объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли Православия как единственно истинного христианского вероучения, отметили неповторимые формы общественного развития русского народа в виде общины и артели. “Все, что препятствует правильному и полному развитию Православия, — писал И.В. Киреевский, — все то препятствует развитию и благоденствию народа русского, все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут проникаться духом Православия государственность России и ее правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений”.

Западники - представителя одного из направлений рус. общественной мысли 40-х гг. 10 в. Выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношении и развитие России по «западному», т. е. буржуазному, пу-, ти. В середине 40-х гг. в московский кружок 3. входили Герцен, Грановский, Огарев, В. Боткин, Кавелин,-, Н. Кетчер, Е. Корш и др. Тесную связь с кружком имел Белинский.-К 3. относились также И. Тургенев, П. Анненков, И. Панаев и др. Признание определенного единства во взглядах 3. (осуждение самодержавно-крепостнического строя, борьба против идеологии «официальной народности»,, развитие идеи Просвещения, стремление к европеизации России и т. п.) и объективно-буржуазного их содержания не отменяет факта разногласий между ними. Первоначально полемика среди 3. (по эстетическим, философским, а затем социально-политическим вопросам) не выходит за рамки кружков. Однако к концу 40-х гг. все чеп че пробиваются две осн. тенденции: Белинский, Герцен и Огарев выступают как материалисты, революционеры-демократы и социалисты; Кавелин,-Боткин, Корш и др. защищают идеализм, в политических вопросах олицетворяют линию буржуазно-помещичьего либерализма. Наряду с этим отдельные 3. (напр., Грановский) про-, должают оставаться на позициях надклассового просветительства. Нек-рые совр. фальсификаторы истории рус. общественной мысли используют термин «3.» как средство сознательного искажения истории России: к 3. они относят (как продолжателей традиций Белинского и Герцена) кадетов и меньшевиков, а большевики объявляются ими идейными наследниками славянофилов.

 

Философия всеединства В. Соловьёва. Его учение о теократии - Учение о всеединстве. В философии термином “онтология” обозначается учение о бытии, а “гносеология” - учение о познании. В философии Соловьева, как и в учении Гегеля, онтология и гносеология, бытие и познание неразделимы и опираются на единую основу.

Идея всеединства является центральной  в философии Соловьева, поэтому  всю его систему часто называют философией всеединства. Она оказалась  для него столь значительной по многим причинам, одна из них - обостренно бережное отношение философа к культуре, стремление сохранить в ней все лучшее, добытое, не потерять, не утратить приобретенное. По словам Н. Бердяева, было даже совсем непонятно, “почему такой воздушный, напочвенный, не земляной человек оправдывает все историческое, из почвы выросшее с землей связанное”. В философии всеединства речь шла о единении Бога и человека; идеальных и материальных начал; единого и множественного; рационального, эмпирического и религиозно-мистического знания; нравственности, науки, религии, эстетики.

«Все существует во всем» -- такова самая общая формулировка принципа всеединства. Отталкиваясь от нее, Соловьев развивает целостную концепцию. Прежде всего, для него ясно, что  данную формулировку не следует понимать буквально -- все существует во всем лишь как тенденция, как закон. Всеединство -- это гармония и согласованность всех частей Вселенной. Но абсолютное всеединство -- это идеал, к которому мир лишь стремится. Абсолютное всеединство -- это Бог, а мир -- всеединство в состоянии становления. Мир содержит божественный элемент (всеединство) как идею. Но без элемента божественного всеединства он не может существовать, ибо в этом случае рассыпался бы на изолированные и враждебные друг другу части. В. Зеньковский писал по этому поводу: «Для Соловьева, как и вообще для метафизики всеединства, мир единосущен Богу, начиная с Плотина вплоть до Николая Кузанского, а позже Шеллинга, идея «всеединства неуклонно ведет к этому утверждению единосущия Бога и мира».

Абсолютное, или божественное, всеединство есть абсолютная «единораздельная цельность бытия». Иначе говоря, это такое соединение отдельных элементов мира, которое не уничтожает самостоятельности элементов, т.е. реальной множественности мира. Это единство многообразного или цветущая полнота жизни, т.е. гармония в разнообразии. В своем идеальном выражении это Бог, соединяющий мир в единое целое посредством любви. Любовь есть то, без чего соединение отдельных частей не может быть гармоничным и согласованным. Божественная любовь и придает миру гармонию и стройную согласованность.

Поскольку всеединство есть то, к  чему стремится жизнь духа, постольку  оно находит свое выражение в  процессе познания. Таким образом, принцип  всеединства применяется Соловьевым и в теории познания - гносеологии.

Вл. Соловьев различает три способа познания: эмпирический, рациональный и мистический. Эмпирическое познание - это познание опытное. В нем главную роль играют органы чувств. Рациональное познание осуществляется разумом. Наконец, мистическое познание -- это внутреннее познание, осуществляемое с помощью веры. Под термином «вера» Вл. Соловьев понимает не только лишь субъективное убеждение, а интуицию, или непосредственное познание, т.е. познание, не требующее логических шагов. Истина всеедина в том смысле, что она есть результат совместного действия органов чувств, разума и интуиции. Истина рациональна по своей форме, но одновременно она не мертва, не является сухой и застывшей - какой бы она была, если бы целиком сводилась к рациональности. Жизненность ей придают чувственный опыт и интуиция. Заблуждение возникает вследствие разрывов между эмпирическим, рациональным и мистическим (интуитивным) познанием или вследствие абсолютизации одного из них. Принцип всеединства применительно к познанию тем самым означает постоянное обобщение, поиск все более общих теорий, способных включить в себя ранее известные.

Всеединство является также принципом  отношения трех ценностей, фундаментальных  для всякой классической философской  системы, - истины, блага и красоты. Их соединяет понятие любви.

Учение о «Вселенской теократии»

Принцип всеединства находит свое продолжение в учении Соловьева  о вселенской теократии. Теократия (буквально «боговластие»), по замыслу  философа, должна объединить все христианские народы, прежде всего, в единство духовное. Предполагалось, что во главе нового духовного объединения станет Папа Римский. Папа стал бы главой духовной власти всех христиан. Светскую власть объединенных народов возглавил бы российский император. Наконец, еще одна «ветвь власти» должна была принадлежать пророкам -- людям, которые в силу своих интеллектуальных и нравственных качеств пользуются особым уважением и авторитетом. Их миссия «теоретическая» и «пропагандистская». Вселенская теократия призвана противостоять опасности нигилизма и грубого материализма.

 

Бытие, материя, движения, пространство и время - Бытие - в самом широком смысле есть всеохватывающая реальность, оно охватывает и материальное, и духовное. Оно есть нечто реально сущее. Категория бытия это одна из самых древних философских категорий, все учения античности содержали ее в качестве центральной. Антитезой быти является ничто.

Материя - фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал.

Пространство - означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным.

Время - форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развити систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.

 

Редукционизм - (от лат. reductio) — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами).

Редукционизм абсолютизирует принцип  редукции (сведения сложного к простому и высшего к низшему), игнорируя специфику более высоких уровней организации. Хотя как таковая, обоснованная редукция может быть плодотворной (пример — планетарная модель атома).

Редукционизм как философский  подход исторически потеснил холизм — систему взглядов, не выделяемую в тот период отдельно, но господствовавшую в европейском мышлении до XVII века. Первым последовательным выразителем редукционистского подхода к миру, продолжившим в Новое Время традицию античного философа Демокрита, был Рене Декарт (1596—1650). Вот пример его рассуждений: «…смерть никогда не наступает по вине души, но исключительно потому, что разрушается какая-либо из главных частей тела. … тело живого человека так же отличается от тела мертвого, как отличаются часы или иной автомат (то есть машина, которая движется сама собой), когда они собраны и когда в них есть материальное условие тех движений, для которых они предназначены… от тех же часов или той же машины, когда они сломаны и когда условие их движения отсутствует».

 

Движение и развитие - Структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в философии обозначается понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение -- это и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни.

Материя не может существовать вне  движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем  воспроизводятся определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, которые, в свою очередь, характеризуются определенным набором типов и форм движения. Иначе говоря, движение внутренне присуще материи. Оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя.

 

Сознание, гилозоизм, «вульгарный  материализм», отражение - В 50-е годы XIX в. довольно широко распространился вуль­гарно-материалистический взгляд на сознание. Это название объ­ясняется тем, что его приверженцы (немецкие философы Фогт, Бюхнер, Молешот) рассматривали сознание грубо, упрощенно, вульгарно. Они считали, что сознание, мысль «выделяется» моз­гом точно так, как желчь выделяется печенью или моча почками (М=С). Климат, пища и т. п., по их мнению, непосредственно определяют образ мышления человека. Несмотря на то, что вуль­гарно-материалистическая точка зрения отвергнута достижениями современной науки, попытки свести сознание к определенному виду материи предпринимаются до сих пор. Например, в связи с успехами электрофизиологии было выдвинуто положение, будто мысль является просто электромагнитными колебания, излучае­мыми мозгом. Действительно, мозг беспрерывно излучает элек­тромагнитные волны, которые изменяют свой характер, если мозг начинает активно работать. Исследование этих волн в слу­чае болезни человека позволяет обнаружить, какие участки мозга повреждены. Однако содержание мыслей по записям на пленке определить невозможно, так как они не являются материей.

Механистически толковал сознание и гилозоизм (от греч. hyle — вещество и zoe — жизнь). Приверженцы гилозоизма предпо­лагали наличие ощущений также и у неживых предметов (М ? С). В подтверждение этой мысли французский материалист Дени Дидро ссылался, например, на куриное яйцо и цыпленка. Откуда у цыплят способность воспринимать и отражать мир, если яйцо таких свойств не имеет? Значит, эта способность, размышлял он, была заложена в самом яйце. Такие утверждения привели неко­торых французских материалистов к гилозоизму, который одухо­творяет все материальные предметы. Поскольку предметы наде­лялись душой, то отсюда логически следовало, что сознание — это дар, которым человек владеет с рождения. Непонятно только, куда сознание исчезает после смерти и где оно находится у пси­хически больных. Несмотря на общую ошибочность гилозоизма, он все-таки содержит рациональную мысль о том, что носителем сознания может быть только материя, что сознание следует счи­тать свойством материи.

Новая эпоха в понимании сознания была связана с возникно­вением  диалектического материализма. С  точки зрения этого на­правления сознание производно от материи, оно  вторично и ак­тивно по отношению к ней (М ? С). Истоки, как всего живого, так и сознания находятся в материи, которая способна двигаться и саморазвиваться. Диалектический материализм рассматривал сознание как продукт закономерного исторического развития материи, его социальной формы движения; как функцию, особое свойство не всей материи, а лишь особым образом социально-ор­ганизованной материи (человеческого мозга); как субъективный образ объективного мира, который нужен человеку для адекват­ной практической деятельности.

Информация о работе Феномен философии в восточной культуре