Ф. Ницше. Жизнь и философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:27, реферат

Описание работы

Получается какой-то агрессивный оракул. Кстати, это любимые темы разговоров психоневротика Гитлера. Подозрения, что Ф.Ницше морально помешанный, мягко говоря, оправданы. Последние одиннадцать лет жизни Ницше провел в сумасшедшем доме. Два его дедули были священниками, а его отец – протестантский пастор, сошел с ума. Наверно не зря Ницше как-то сказал: «Очень часто сын становиться обнаженной тайной отца». Знаем, яблочко от яблони не далеко падает. В отличии от своих предков Ницше был «злобным атеистом», о многом говорит его про сочинение «Антихрист».

Содержание

Введение
Глава 1.От начала до конца. И даже чуть позже.
1.1.Кто он?
1.2. Ницше и фашизм или кто они?
Глава 2. Величественные натуры страдают от сомнений в собственном величии.
2.1.Сочинения Ницше
2.2.Основные произведения Ницше.
Глава 3. Ф. Ницше «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого»
3.1.Основные положения ницшеанства
3.2.Ницше о государстве
3.3.Ницше о человеке
3.4.Ницше о религии
3.5.Ницше о политике
3.6.Критика «маленьких людей»
3.7.Идеалы Ницше
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.ницше.docx

— 45.84 Кб (Скачать)

Глава «Об умаляющей добродетели» – своеобразный памфлет против «маленьких людей» как синонима пошлости, лицемерия, фальши и слабости. Может показаться, что здесь Ницше – антигуманен, и отчасти это действительно  так – его противление гуманизму  есть естественное следствие «переоценки» христианства («О братья мои, если что я могу любить в человеке, так это только то, что он есть переход и гибель» [Ницше 2004: 289]). Более того, в книге есть строки, прямо призывающие отказаться от христианской морали и в межличностных отношениях, правда, ради христианской же любви: «Так гласит моя великая любовь к самым дальним: не щади своего ближнего. Человек есть нечто, что дóлжно преодолеть» [Ницше 2004: 198], «даже лучший человек есть нечто, что дóлжно преодолеть!» [Ницше 2004: 205]. Тем не менее, в действительности Ницше борется не с человеком вообще, а именно с «маленькими людьми» – порочными и примитивными. Подчеркнём, что те, кого так называет философ, не имеют никакого отношения к «маленькому человеку» как образу в русской классической литературе (Башмачкин, Вырин, Макар Девушкин и т.д.). В двух словах – у Гоголя, Пушкина Достоевского в словосочетании ключевое слово – всё же «человек», у Ницше – «маленький» (!) «Маленькие люди» Ницше – это современные обыватели, мещанство: «Ибо теперь маленькие люди стали господами: они все проповедуют покорность, скромность, благоразумие, старание, осторожность и нескончаемое «и так далее» маленьких добродетелей» [Ницше 2004: 290].

««Мы поставили наш  стул посередине, – так говорит  мне ухмылка их, – одинаково  далеко от умирающего гладиатора и  довольных свиней».

Но это – посредственность; хотя бы и называлась она умеренностью» [Ницше 2004: 168].

Бунт Ницше – это  бунт против посредственности. Будучи максималистом, он предпочитает одиночество обществу ничтожеств: «Для одного одиночество есть бегство больного; для другого одиночество есть бегство от больных» [Ницше 2004: 173]. «Умаляющей добродетели» он противопоставляет «добродетель дарящую» – идущую из каждой великой души через себялюбие. Именно поэтому мораль буржуазного общества для Ницше – не мораль («никто не знает ещё, чтó добро и чтó зло, – если сам он не есть созидающий!» [Ницше 2004: 196]), а «лжи во спасение» – попросту не существует («добрые люди никогда не говорят правды; для духа быть таким добрым – болезнь» [Ницше 2004: 200]).

3.7.Идеалы Ницше

Ницше – аристократический  философ. Если критика демократических институтов, принципов, убеждений в сложившейся к XIX веку форме профанации подлинного народовластия проходит у него красной нитью через всё творчество («сохраняйте свои глаза чистыми от их «за» и «против»!» [Ницше 2004: 211]), – закономерно поставить вопрос: что же мыслитель предлагает взамен? Что для него – идеал? Вот что он пишет об этом: «Но вот другая опасность и моё другое сожаление: память тех, кто из толпы, не идёт дальше деда, – и с дедом кончается время.

И так всё прошлое отдано на произвол: ибо может когда-нибудь случиться, что толпа станет господином, и всякое время утонет в мелкой воде.

Поэтому, о братья мои, нужна новая знать, противница всего, что есть всякая толпа и всякий деспотизм, знать, которая на новых скрижалях снова напишет слово «благородный»» [Ницше 2004: 202 – 203].

Философ считает, что толпа, захватившая власть, неизменно породит  тирана, отсюда тирания – естественное следствие всякой плебейской демократии. Аристократия же – власть лучших, сонмом могущих управлять государством – залог здоровья и успеха любого государства и любого общества. Хотя современное дворянство, по мнению Ницше, выродилось («ваш род при дворах сделался придворным и вы научились, пёстрые, как фламинго, часами стоять в мелководных прудах» [Ницше 2004: 203], «в ней [современной аристократии] всё лживо и гнило, начиная с крови, благодаря застарелым дурным болезням и ещё более дурным исцелителям» [Ницше 2004: 244]), новое, будущее дворянство должно быть принципиально иным, и смотреть оно будет не назад, а вперёд, в будущее.

Ницше презирает ростовщический капитализм, ставший Новым Хозяином деградировавшей Европы: «Пусть царствует  торгаш там, где всё, что ещё блестит, – есть золото торгаша! Время королей прошло: что сегодня называется народом, не заслуживает королей.

Смотрите же, как эти  народы теперь сами подражают торгашам: они подбирают малейшие выгоды из всякого мусора!» [Ницше 2004: 211].

Также он яростно обличает и перенос договорного принципа из предпринимательства на общественную жизнь (известная традиция «общественного договора» Гоббса – Руссо): «Человеческое  общество: это попытка, так учу  я, – долгое искание; но оно ищет повелевающего! –

– попытка, о братья мои! Но не «договор»! Разбейте, разбейте это слово сердец мягких и нерешительных и людей половинчатых!» [Ницше 2004: 213].

 Заключение

Да, Ницше поистине был  таким же, как Заратустра в его  книге: обличитель старого и провозвестник  нового, яростный критик косного прошлого Европы и предтеча Нового Дня –  будущего, которого он так жаждал. Все  ценности быта, традиций, верований, политического  устройства и вправду оказались  переоценены философом – именно этим он внёс свой огромный вклад в  развитие мировой общественной мысли.

Его мысли и высказывания о государстве и человеке, несмотря на то, что Ницше невозможно отнести  к представителям какой-либо конкретной идеологии, наиболее близки к идеям  европейских «новых правых» –  видных европейских мыслителей и  деятелей второй половины ХХ века. Сильно влияние Ницше и на ряд политических философов довоенной Европы: Освальда Шпенглера, Меллера ван ден Брука, Эрнста Юнгера, Карла Шмитта, Эдгара Юлиуса Юнга, Юлиуса Эволы и многих других.

В любом случае наследие Ницше – бесценно для всего  спектра общественных наук. Пусть  он и не всегда давал ответы на поставленные им же вопросы. Ведь порой так важно  именно вовремя поставить нужные вопросы…

 

 

 

Содержание

Введение

Глава 1.От начала до конца. И даже чуть позже.

1.1.Кто он?

1.2. Ницше и фашизм или  кто они?

Глава 2. Величественные натуры страдают от сомнений в собственном величии.

2.1.Сочинения Ницше

2.2.Основные  произведения  Ницше.

Глава 3. Ф. Ницше «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого»

3.1.Основные положения  ницшеанства

3.2.Ницше о государстве

3.3.Ницше о человеке

3.4.Ницше о религии

3.5.Ницше о политике

3.6.Критика «маленьких  людей»

3.7.Идеалы Ницше

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. http://www.nietzsche.ru
  2. http://filosof.historic.ru
  3. http://lib.ru
  4. http://vphil.ru
  5. http://www.aforizm.info
  6. http://leftcom.wordpress.com
  7. http://hidden-facts.info
  8. http://wikipedia.org
  9. http://warrax.net
  10. http://mudrosti.info
  11. http://www.tonnel.ru
  12. http://www.klikovo.ru
  13. http://mirmax.chat.ru

 


Информация о работе Ф. Ницше. Жизнь и философия