Ф. Ницше. Жизнь и философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:27, реферат

Описание работы

Получается какой-то агрессивный оракул. Кстати, это любимые темы разговоров психоневротика Гитлера. Подозрения, что Ф.Ницше морально помешанный, мягко говоря, оправданы. Последние одиннадцать лет жизни Ницше провел в сумасшедшем доме. Два его дедули были священниками, а его отец – протестантский пастор, сошел с ума. Наверно не зря Ницше как-то сказал: «Очень часто сын становиться обнаженной тайной отца». Знаем, яблочко от яблони не далеко падает. В отличии от своих предков Ницше был «злобным атеистом», о многом говорит его про сочинение «Антихрист».

Содержание

Введение
Глава 1.От начала до конца. И даже чуть позже.
1.1.Кто он?
1.2. Ницше и фашизм или кто они?
Глава 2. Величественные натуры страдают от сомнений в собственном величии.
2.1.Сочинения Ницше
2.2.Основные произведения Ницше.
Глава 3. Ф. Ницше «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого»
3.1.Основные положения ницшеанства
3.2.Ницше о государстве
3.3.Ницше о человеке
3.4.Ницше о религии
3.5.Ницше о политике
3.6.Критика «маленьких людей»
3.7.Идеалы Ницше
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.ницше.docx

— 45.84 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: Ф. Ницше. Жизнь и философия. 

 

 

 

 

      Выполнили: Асатуллаев Негматулло

                                                              Кенешева Сабина

                                                 кбт 103 р

 

                                         Приняла:    Джаамбаева Б. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2012 г.

«Заблистать через  триста лет - моя жажда славы.»

Ф.Ницше

Введение

Философ, прежде всего человек, и темы его философских трудов зависят от его состояния психики. Фридрих Ницше, основатель «философии жизни», представитель иррационализма и волюнтаризма. Иррационализм –  ограничение или отрицание возможностей разума в пределах познания. То есть, если вы нормальный человек, то ваши познания имеют свои границы. По Ницше же, если у вас развиты озарения, интуиция, воображение, то пределы познания вашего разума не ограничены. Плюс к этому, волюнтаризм, право на жизнь диких  инстинктов и принцип «падающего подтолкни». Получается какой-то агрессивный оракул. Кстати, это любимые темы разговоров психоневротика Гитлера. Подозрения, что Ф.Ницше морально помешанный, мягко говоря, оправданы. Последние одиннадцать лет жизни Ницше провел в сумасшедшем доме. Два его дедули были священниками, а его отец – протестантский пастор, сошел с ума. Наверно не зря Ницше как-то сказал: «Очень часто сын становиться обнаженной тайной отца». Знаем, яблочко от яблони не далеко падает. В отличии от своих предков Ницше был «злобным атеистом», о многом говорит его про сочинение «Антихрист». Такая вот борьба единства и противоположностей. Он несколька раза делал предложения женщинам и ему отказывали, но он был только рад этому. И говорил по этому поводу такое: «Женщина – вторая ошибка Господа Бога».

Глава 1. От начала до конца. И даже чуть позже.

1.1.Кто он?

Фридрих Ницше – 1844 г. Рождения. Родился в семье священника, лютеранского пастора Карла Людвига Ницше  и  Франциски Ницше. День рождения совпал с Днем рождения короля –  Фридриха Вильгельма IV,  поэтому  мальчик был назван в его честь. Ницше рос в глубоко верующей семье, и вера составляла основу его  мироощущения в детские годы. Через 2 года после его рождения родилась его сестра Элизабет (в некоторых  источниках утверждается, что у Ницше  была связь с младшей сестрой  Элизабет). Через 4 года родился его  брат Людвиг Иозеф ,но через год он умирает от нервного припадка. Так же умирает его отец .Это оставляет сильный отпечаток на его дальнейшую жизнь. В возрасте 10-14 лет начинает пробовать писать музыку, а так же стихотворения. Знакомясь в возрасте 22 лет с творчеством Шопенгауэра, Ницше считает его своим отцом и говорит “Три вещи служат мне отдохновением: мой Шопенгауэр, шумановская музыка, наконец, одинокие прогулки”. Тогда же он знакомиться с гениальным музыкантом (и будущим другом) Рихардом Вагнером.  На основании рекомендации Ричля 24-летний Ницше утверждается в должности экстраординарного профессора классической филологии Базельского университета и преподавателем греческого языка в старших классах Педагогиума: без предварительной защиты кандидатской и докторской диссертаций. Через несколько лет его так измучили его постоянные головные боли, а зрение его стало настолько плохим, что он вынужден был оставить свой пост. Он стал получать пенсию от университета Базеля и посвятил всю дальнейшую жизнь созданию своих научных теорий и подготовке философских трактатов. Большую часть своей жизни в этот период Ницше провел в поездках по Европе. Пытаясь избавиться от своих страшных головных болей, он переезжал с одного курорта на другой, как рекомендовали ему врачи. Там он и работал в полном одиночестве, создавая свои труды. У Ницше так часто возникали разногласия и даже ссоры со своими матерью и сестрой, что он считал Вагнеров своей второй семьей. Через некоторое время, однако, Ницше порвал все отношения с Вагнером, поскольку не одобрял его фанатизма и антисемитизма. В 1889 году, когда Ницше было 45 лет, после очередного нервного срыва он оказался в психиатрической лечебнице, где и провел последние 11 лет своей жизни. В лечебнице за ним постоянно ухаживали его мать и сестра.

1.2. Ницше и фашизм  или кто они?

“Философия Ницше в  свете нашего опыта”. Так в 1947 году назвал Томас Манн одну из лучших своих  критических работ, посвященных  мыслителю, оказавшему на него самого, пожалуй, наиболее глубокое воздействие. Ницше – вместе с Гете, Фихте, Вагнером – при Гитлере был  записан в число предтеч фашистской идеологии. В действительности же из корпуса его наследия – как  мы теперь знаем, сильно искаженного  – извлекались нужные идеи “сверхчеловека”, права сильного, расового антагонизма  и другие, о чем пишет и А. Воин. Ницше, действительно, скорее всего в ужасе отвернулся бы от “последователей”, носивших “Заратустру” в походных ранцах, – подобно тому, как отвернулся от нацистов Шпенглер. Исторический Ницше действительно был едва ли не юдофилом и последовательным противником Бисмарка, выступал против поклонников величия германского рейха. Это было настолько известно, что и самим нацистам пришлось особо оговаривать весьма избирательное отношение к наследию Ницше. (Перипетии творчества и посмертной судьбы Нише подробнее изложены во вступительной статье К. Свасьяна к последнему русскому двухтомнику сочинений немецкого философа.)

Следует указать, что мы, в отличие от А. Воина, исходим  в нашем анализе из личности самого Ницше, а не только его маски-протагониста Заратустры. Автор всегда живей, сложнее  и, наконец, “историчнее” сколь угодно блестящего и неуловимого персонажа. Это следует учесть, дабы не дать увлечь себя риторикой Заратустры – чтоб не стать в конечном счете одним из персонажей мира (театра?) Ницше. Всерьез следует принимать не столько аргументы Заратустры – и спорить с ним, – сколько, пожалуй, систему отсылок и “ускользаний” самого Ницше. Едва ли при таком рассмотрении появится надобность в сомнительной, на наш взгляд, аргументации против мыслей Заратустры от имени “здорового искусства”, будь это Толстой и Бах или Солженицын и Вивальди. Бездумно используя ницшевские метафоры, вроде “жизни”, “здоровья”, “полноты сил” и т. д., мы рискуем быть вовлеченными в игру по чужим правилам.

А. Воин уходит от привычного “реабилитационного” (как, например, у Свасьяна) противопоставления гениального художника и мыслителя – фашистскому “пророку”, сведенному к пропагандистскому цитатнику. Всякой философской и политической идее последних двух веков приходилось проходить “испытание улицей” – вульгаризацией, опошлением, растворением в банальности, которая – с другой стороны – только и делает эти идеи исторически действенными. Дело не в том, чтобы выставить счет великим идеям: якобинскую гильотину – Руссо и просветителям, ГУЛАГ – автору “Капитала” и пролетарским самоучкам, Освенцим – создателю “Заратустры” или провозвестнику заката Европы. Если же исходить из “позитива” – теоретического и практического, то нельзя не увидеть, что Просвещение обусловило развитие современной науки и цивилизации, марксизм заложил основы всей новейшей методологии социального познания и социальной эмансипации развитых западных обществ, восходящая к Ницше культурно-критическая традиция – включая весьма чтящих его постмодернистов – стала основой философского самопознания современности и… Вот тут ряд обрывается. У Ницше (если угодно – Заратустры) нет социального “позитива”, даже как утопического проекта. Гётевский – точнее, фаустовский – “народ свободный на земле свободной” у Ницше, как верно заметил Томас Манн, слабо отличим от “нового порядка”, каким он, по крайней мере, виделся его создателям. Эти лемуры на досуге были не прочь перечитать сочинения доктора-остроумца...

Как разобраться в зловещем переплетении освобождающего познания и вымученной безвкусицы, отделить подлинного открывателя “неприятных  истин” от паясничающего демагога? Нам представляется, что ответ  – единый образ Фридриха Ницше  – можно найти только в истории, в противоречиях и идеологиях (позитивизм, дарвинизм) той эпохи, ценности и условности которой он страстно отрицал и тем сильнее для  нас – сегодняшних – был  с ними связан. Вот как написал  об этом Томас Манн: “Не фашизм есть создание Ницше, а наоборот: Ницше  есть создание фашизма; я хочу этим сказать, что Ницше, в сущности чуждый политике, не может нести моральной ответственности за фашизм, что в своем философском утверждении силы он, подобно чувствительнейшему индикаторному инструменту, лишь уловил и отметил первые признаки нарождающегося империализма и, точно трепетная стрелка сейсмографа, возвестил западному миру приближение эпохи фашизма, которая для нас стала действительностью и останется ею еще надолго, несмотря на то, что в войне фашизм был побежден”.

Глава 2. Величественные натуры страдают от сомнений в собственном величии.

2.1.Сочинения Ницше

В целом музыкальный стиль  Ницше воспринимается как продукт  незавершенной композиторской эволюции – его нельзя назвать зрелым. Скажем, у него не найти шумановского ритмического многообразия и импульсивности, но романтическая экспрессия все же глубока и серьезна. Язык Ницше не копирует вагнеровский, он скорее выявляет ряд соприкосновений с предшественниками Вагнера.

В музыке Ницше не был  столь радикален, как в философии. Его фортепианное письмо не щеголяет виртуозностью и, в отличие от листовского или шопеновского, предъявляет в целом скромные технические требования к исполнителю.

Трудно сказать, кем Ницше  мог бы стать в музыке, если бы не прекратил занятия композицией  в 29-летнем возрасте1; если бы не был подавлен разгромным откликом одного из ведущих музыкантов того времени, Ганса фон Бюлова, на свое фортепианное сочинение “Манфред размышляющий” (1872); если бы его не обескуражил Вагнер, который высмеял четырехручную пьесу “Отзвук новогодней ночи” (1871), посвященную Козиме Лист и впервые исполненную ею же и дирижером Гансом Рихтером. После публикации в 1872 году филолого-философского трактата “Рождение трагедии из духа музыки” карьера пианиста-импровизатора и композитора Ницше клонится к своему концу.

Ницше был весьма самокритичен: в конце каждого года он подводил итог своим деяниям и решал, какие  из композиций не заслуживают права  на существование. Многое он уничтожил  сам. Вдобавок немало оригиналов пропало  во время второй мировой войны. Сохранилось  чуть больше 40 сочинений, некоторые  во фрагментах. Конечно, великий философ  не был великим композитором. Исполняя его музыку, я испытываю дискомфорт от несовершенства ее формы, но ценю в  ней эмоциональную насыщенность, мечтательность, печаль. Без этой музыки наши представления о Фридрихе Ницше  были бы неполными.

2.2.Основные  произведения  Ницше.

Ницше Ф. О будущности наших  образовательных учреждений

Ницше Ф. «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм»

Ф. Ницше «Несвоевременные размышления: Давид Штраус в роли исповедника и писателя»

Ф. Ницше «Несвоевременные размышления: О пользе и вреде  истории для жизни»

Ф. Ницше «Несвоевременные размышления: Шопенгауэр как воспитатель»

Ф. Ницше «Несвоевременные размышления: Рихард Вагнер в Байрейте»

Ф. Ницше «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов»

Ф. Ницше «Смешанные мнения и изречения»

Ф. Ницше «Странник и  его тень»

Ф. Ницше «Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках»

Ф. Ницше «Веселая наука (La Gaya Scienza)»

Ф. Ницше «Так говорил  Заратустра. Книга для всех и ни для кого»

Ф. Ницше «По ту сторону  добра и зла. Прелюдия к философиии будущего»

Фридрих Ницше «К генеалогии морали»

Ф. Ницше «Казус Вагнер»

Ф. Ницше «Сумерки идолов, или как философствуют молотом»

Ф. Ницше «Антихрист. Проклятие  христианству»

Ф. Ницше «Ecce Homo. Как становятся сами собою» 1888

Ф. Ницше «Ницше contra Вагнер» 1888

Ф. Ницше «Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей»

Глава 3. Ф. Ницше «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого»

3.1.Основные положения  ницшеанства

Несмотря на всю сложность  и противоречивость ницшеанства, можно  выявить его основные постулаты.

Во-первых, это нигилистическая  философия. И хотя ряд исследователей называет Ницше «анархистом», он прежде всего нигилист. Правда, нигилист не в том значении, в каком принято воспринимать это слово: нигилизм Ницше – это переходное состояние, преодоление всего того отжившего и ветхого, что уже не нужно человечеству. Ведь «человек есть нечто, что должно превзойти» [Ницше 2004: 8]. В определённом смысле слова Ницше также антигуманист и имморалист. Человек для него – лишь этап, ступень на пути от животного к Сверхчеловеку: «Я люблю всех тех, кто являются тяжёлыми каплями, падающими одна за другой из тёмной тучи, нависшей над человеком: молния приближается, возвещают они и гибнут, как провозвестники.

Смотрите, я провозвестник  молнии и тяжёлая капля из тучи; но эта молния называется сверхчеловек (здесь и далее в цитатах  – выделено Ницше)» [Ницше 2004: 12].

Во-вторых, Ницше – один из основоположников «философии жизни». Его произведения – это своеобразный гимн Жизни как явлению. Недаром  Заратустра поёт ей свою песнь. Как  ни парадоксально это прозвучит, ценности, воспеваемые философом, –  это жизненные ценности, не приемлющие любое насилие.

Когда Заратустра Ницше говорит, что он – «туча», это означает, что вскоре должна появиться и  молния (Сверхчеловек). Заратустра –  это сам Ницше – философ  так же яростно критикует современное  ему европейское общество обывателей (автобиографичность книги проявляется  даже в мелочах: например, Заратустре в произведении сорок лет, и примерно столько же было Ницше, когда он опубликовал  произведение). Подчеркнём, что здесь  взгляды Ницше во многом совпадают  как со взглядами консерваторов (в т.ч. русских – К.Н. Леонтьева, Н.Я. Данилевского), так и со взглядами марксистов и социалистов (антибуржуазный пафос). Для него нет ничего более жалкого и ничтожного, чем «последний человек» – житель выродившейся, «закатившейся» (по Шпенглеру) Европы, чьи дни уже сочтены.

Мораль для философа –  это нечто закосневшее, отжившее. Её, как и человека, «должно преодолеть»: «Как устал я от добра моего  и зла моего! Всё это бедность и грязь и жалкое довольство собою!» [Ницше 2004: 9]. Правда, Ницше критикует самодовольство человека, поскольку тот недостоин быть собой довольным. Сверхчеловек – совсем другое дело. Но для него и не будет вопроса – быть довольным или нет, он ни секунды не будет сомневаться в своей правоте.

В «Так говорил Заратустра» описывается, что должно произойти с человеческим духом в течение его жизни: он «становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребёнком становится лев» [Ницше 2004: 22]. Будучи определённым предтечей символизма, Ницше, видимо, хочет этим сказать, что каждый человеческий дух для начала чем-то обременяет себя, затем – напротив, хочет от всего освободиться, а в конечном итоге приходит к детской непосредственности как «венцу творения» и новой жизни (поразительно, как эта идея совпадает с жизнью самого Ницше, последние свои годы пребывавшего в умственном забытьи).

 3.2.Ницше о государстве

Очень интересна оценка, которую мыслитель устами своего Заратустры, даёт феномену государства: «Государством называется самое  холодное из всех холодных чудовищ. Холодно  лжёт оно; и эта ложь ползёт из уст  его: «Я, государство, есмь народ»» [Ницше 2004: 46]. Государство для Ницше – даже не столько Абсолютное Зло, сколько подмена понятий. Прежде всего, подмена общности людей через глубинные пласты культуры, подмена собой нации – кровного родства и единства. В критике государства как института («государство есть пёс лицемерия. […] Оно хочет непременно быть самым важным зверем на земле, государство; и в этом также верят ему» [Ницше 2004: 130 – 131]). Ницше на первый взгляд солидарен с либералами («государство – ночной сторож, и только»), однако, в отличие от либералов, он не ратует за свободу индивида, поскольку для современных нам ничтожных «последних людей» она не нужна, а Сверхчеловек и так будет свободен по определению.

Информация о работе Ф. Ницше. Жизнь и философия