Европейская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:27, реферат

Описание работы

В VI веке до н. э. гражданин богатого торгового города Милета, расположенного на одном из полуостровов Малой Азии, с трёх сторон окружённого морем, Фалес сказал, что началом всех вещей является вода и что мир одушевлён и полон богов. С этого изречения родилась европейская философия, а сам древнегреческий мыслитель стал её родоначальником.

Содержание

Рождение европейской философии ………………………………………… 3 - 5
Что есть всё? ...................................................................................................... 6 - 17
«Мир полон богов» ………………………………………………………… 17 - 21
Заключение …………………………………………………………………………….. 21 – 22
Литература …………………………………………………………………………………… 22

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 58.78 Кб (Скачать)

В учениях  милетских философов больше сходства не с философскими системами нового времени, а с первобытными верованиями  – фетишизмом, анимизмом. С ними их сближает наделение душой неодушевлённых предметов. Не отличаются оригинальностью  и их пантеистические воззрения. Много сходства между учениями Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и религиозными верованиями орфиков. Согласно теогонии папируса из Дервени и священным  сказаниям в 24 рапсодиях, Зевс, победив  всех своих соперников в борьбе за верховную власть и думая, как  упрочить свою власть над миром и  богами, проглотил всю Вселенную, весь мир оказался в его чреве.

… все вещи внутри Зевса вновь сотворились.

И просторы эфира, и неба блестящие выси,

И беспредельного моря, земли всеславной основа,

И Океан великий, и Тартар земли преисподний,

Также и реки, и Понт безграничный, и всё остальное,

Все бессмертные  боги блаженные, да и богини,

Всё, что было тогда, и всё, чему быть предстояло,

Стало одно, в  чреве Зевса слилось воедино.

Весь  мир отныне представляет собой тело Зевса. Небо – это его голова; звёзды – золотые волосы; Солнце и Луна – глаза; воздух – плечи, грудь, спина; земля – его чрево; море – пах; недра Земли, Тартар –  ноги. Есть и другие боги, но они –  порождение Зевса так же, как и  материальные предметы – Земля, небо, вода и всё остальное.

Милетские философы и религиозные мистики, таким  образом, представляли картину мира в сходных чертах. Но к одинаковым выводам они пришли разными путями, в чём заключается их различие. Одни шли путём поэтического откровения, другие – размышлений и доказательств.

Всех  больше сходства с мистическими учениями орфиков из милетских мыслителей наблюдается у Анаксимандра, которого, как уже говорилось выше, многие современные исследователи склонны  считать первым европейским учёным. Его первоэлемент, который он наградил эпитетом апейрон, невозможно различить  с помощью органов чувств, он лишь умопостигаем, а потому сверхъестественен  и призван быть божественным. Апейрон  – это более чистая, более высокая  материя по сравнению со всеми  четырьмя элементами, с которыми сталкиваются люди. Все материальные вещества, выделяясь  из апейрона, совершают как бы грехопадение, а потому призваны через отведённый им срок погибнуть и вернуться  к своему первоначалу. Источник подобных мыслей обнаруживается в орфическом культе Диониса Загрея. Согласно им, бог Дионис, которому Зевс передал  верховную власть, посмотрел в  зеркало и «увидев в нём  своё отображение, … выступил из самого себя и изошёл во всё разделённое  на индивидуальные вещи творение». Или  же, Дионис последовал за своим отображением в зеркале и «таким образом  раздробился на Вселенную, а Аполлон  его собирает воедино и восстанавливает», отвращая «его от выступления в титаническое множество … и блюдущего его  непорочную чистоту в единении». То есть весь материальный мир имеет  божественное происхождение, всё появилось  из тела бога и к нему же вернётся. Параллели между верованиями  орфиков и учением Анаксимандра очевидны. Позднее это учение восприняли и развили неоплатоники и Николай  Кузанский: бог, занимаясь самопознанием, видоизменяет себя и создаёт всё  многообразие материального мира.

Таким образом, черпая идеи в первобытных фетишистских и анимистических верованиях, в религиозно-мистических  учениях, мыслители из Милета создали  пантеистическую картину мира, прокладывая  дорогу для дальнейшего развития как материалистических, так и  идеалистических представлений.

 

Заключение 

С высоты дня сегодняшнего все высказывания первых греческих философов напоминают детский лепет. Современный человек  мало что может в них почерпнуть для себя. Он может лишь снисходительно посматривать на древних мыслителей, как на малых детей: вот это  слово у них похоже на наше, другое – пока ещё бессмысленный лепет, который с возрастом пройдёт, третье – в общем-то, правильно, но ещё есть над чем поработать. Но, несмотря на всё это, учения милетских  философов легли в сокровищницу европейской культуры. Они бесконечно нам дороги, как фотографии детских  лет. Как бы далеко не ушла в своём  развитии наука с тех далёких  пор, каких бы высот не достигла философия, нельзя забывать, что ничего этого  не было бы без самых первых, порой  не всегда удачных шагов.

 

Литература:

1.    Аристотель. Метафизика. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999.

2.    Гомперц Т. Греческие мыслители. Минск, Харвест, 1999.

3.    Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., изд-во «Мысль», 1998

4.    Донских О. А., Кочергин А. Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М., изд-во Мос. у-та, 1993.

5.    Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989

6.    Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., «Высшая школа», 1981. Стр. 125

 


Информация о работе Европейская философия