Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:27, реферат
В VI веке до н. э. гражданин богатого торгового города Милета, расположенного на одном из полуостровов Малой Азии, с трёх сторон окружённого морем, Фалес сказал, что началом всех вещей является вода и что мир одушевлён и полон богов. С этого изречения родилась европейская философия, а сам древнегреческий мыслитель стал её родоначальником.
Рождение европейской философии ………………………………………… 3 - 5
Что есть всё? ...................................................................................................... 6 - 17
«Мир полон богов» ………………………………………………………… 17 - 21
Заключение …………………………………………………………………………….. 21 – 22
Литература …………………………………………………………………………………… 22
СОДЕРЖАНИЕ
Заключение …………………………………………………………………………….
Литература …………………………………………………
В VI веке до н. э. гражданин богатого торгового города Милета, расположенного на одном из полуостровов Малой Азии, с трёх сторон окружённого морем, Фалес сказал, что началом всех вещей является вода и что мир одушевлён и полон богов. С этого изречения родилась европейская философия, а сам древнегреческий мыслитель стал её родоначальником.
Фалес,
занимавшийся, помимо философских размышлений,
астрономией и геометрией, гидроинженер
и толковый политик, считался одним
из умнейших людей Древней Греции.
Его имя неизменно упоминалось
в списке семи величайших мудрецов
древности, он «первым был назван
мудрецом». Однако заслуга Фалеса не
только в том, что он сам по себе
был замечательным человеком, получившим
заслуженное признание среди
своих современников и
Однако
не преувеличено ли значение Фалеса? Почему
именно он считается первым европейским
философом? Первым родоначальником
философии Фалеса назвал Аристотель.
Это мнение сейчас является общепринятым,
но во времена античности не все
были с ним согласны. Многие исследователи,
обращавшиеся в ту пору к истории
идей, в качестве первых философов
называли то Гомера с Гесиодом, то Орфея,
Мусея и Лина, которые жили намного
раньше философов милетской школы,
также занимались вопросом происхождения
всего существующего в мире, но
которых в наше время философами
считать не принято. А английский
исследователь Э. Тэйлор вообще перенёс
происхождение философии на 40 тысяч
лет назад, к временам палеолита,
когда человек впервые стал пытаться
объяснить мир с помощью
Впрочем,
наука, пребывавшая в Древней
Греции в VI веке до н. э. в младенческом
состоянии, не могла быть серьёзным
соперником мифологии, насчитывавшей
в своём развитии несколько тысячелетий,
прочно укоренившейся в человеческом
сознании. Для того чтобы мыслители
начали критически относиться к мифам,
нужны были не научные открытия,
которые вполне могли вписаться
в традиционную картину мира, дополнив
или подправив её. Нужно было столкновение
идей, мифологий различных народов.
Неслучайно философия зарождается
не в самой Греции, а на окраинах
греческой цивилизации, в греческих
колониях в Малой Азии и Италии.
VIII-VI века до н. э. – время греческой
колонизации, когда греки, освоив мореплавание,
открывают для себя мир Средиземноморья,
когда переселенцы на новое место
жительства, купцы, воины-наёмники узнают
поближе множество иных народов
с обычаями и верованиями, отличными
от их собственных. Город Милет, расположенный
на берегу Малой Азии, на окраине
греческой цивилизации, вёл обширную
торговлю с Египтом, Лидией, Финикией
и другими древними государствами
Передней Азии. В самом городе было
немало иноземцев и их эллинизированных
потомков. Сам Фалес по одному из
преданий происходил из переселившегося
в Милет финикийского рода. Кроме
того, Фалес, подобно другим греческим
мыслителям (Ферекиду Сиросскому, Пифагору,
Платону и др.), в поисках мудрости
ездил в Египет, где учился основам
геометрии и астрономии. Д. В. Дрэпер
вообще считал, что Фалес не создал
ничего нового в области философии,
а лишь перевёл на греческий язык
египетскую космологию. Но, скорее всего,
Дрэпер перегибает палку. Фалес и
его последователи были греками,
воспитывались в среде
Таким образом, возможность черпать знания о мире из нескольких источников – мифологий и религиозных преданий различных народов – в совокупности с ростом научных знаний и интереса к изучению природы сделала Милет родиной европейской философии.
Итак, оставив мир богов на рассмотрение «теологам», Фалес первым из греческих мыслителей обратился к миру природы. Он первым задал вопрос «что есть всё?», стоявший в центре изысканий философов милетской школы и которому уделяли большое внимание и позднейшие исследователи. Изучая природу, философы из Милета выдвинули две основополагающие идеи, лёгшие в основу их учений. Первая из них – идея постоянства материи. Любое вещество может, не подвергаясь полному разрушению и исчезновению, испытывать множество изменений. Например, растение получает питание из земли, воздуха и воды, служит питанием животному, одновременно само питаясь животными отбросами и разлагаясь после смерти на землю, воздух и воду, то есть возникает из совершенно чуждых ему веществ и на них же разлагается. Даже при усыхании согретой воды или сгорании твёрдых тел, процессах, наиболее походящих на уничтожение, не происходит полного уничтожения вещества, которое преобразуется в водяные пары или дым и пепел. Таким образом, материя неистребима, а её уничтожение только кажущееся. Закон сохранения материи опытным путём был доказан только в XVIII веке Ломоносовым и Лавуазье. Но уже Фалес с учениками предвосхитил их выводы: материя вечна, постоянна, неуничтожима, но изменчива и может приобретать различные формы. Причём, милетяне считали, что весь окружающий мир заполнен материей. Лишь спустя полтора столетия философ Левкипп, основываясь на их изысканиях, пришёл к выводу, что помимо материи есть ещё и пустота (то есть отсутствие материи).
Во-вторых, милетские философы задались вопросом, действительно ли окружающий нас мир так разнообразен, как это показывает чувственное восприятие, или его можно свести к ограниченному числу элементов или даже к одному из них? Сходную проблему пришлось решать инженерам-электронщикам в середине XX века при конструировании кинескопа: можно ли всё многообразие цвета свести к ограниченному малому количеству цветов? Оказалось, что можно. Современные мониторы способны передавать 4,3 млрд. цветов, используя только две электронные пушки, достигая всё разнообразие цвета с помощью различного сочетания красного и синего цветов. Древние же мыслители свели всё многообразие веществ к четырём: земле, воде, воздуху и огню. В их время ещё обстояло дело туго с отвлечёнными понятиями, сейчас бы авторы учебника по природоведению написали, что все вещества бывают четырёх видов: твёрдые тела, жидкости, газообразные и плазма. Причём, подобное деление веществ на 4 вида было распространено по всему миру, у разнообразных народов, так что совершенно невозможно сказать, кто до такого деления додумался первым. Это деление на 4 вида было известно грекам ещё до Фалеса. Фалес же подумал, что и эти 4 элемента можно свести к одному первоэлементу, в качестве которого он назвал воду. Он заявил, что «начало и конец Вселенной – вода», что начало всех вещей – вода, «всё из воды и в воду всё разлагается».
Почему именно вода? Об этом доподлинно никто не знает. Сам Фалес, по сведениям Диогена Лаэртского, или ничего не писал, или же написал только две работы по астрономии, которые погибли ещё в глубокой древности. Таким образом, свои идеи в области философии он передавал ученикам исключительно в устной форме, поэтому от его учения сохранились в качестве предания только основные постулаты, а все доказательства забылись. Уже Аристотель в IV веке до н. э. вынужден был гадать, почему Фалес пришёл к такому выводу, не зная его обоснований. Нам же остаётся только повторять доводы Аристотеля и других античных комментаторов, обосновывающих положения мыслителя из Милета.
Фалеса к его умозаключению могли подвигнуть следующие наблюдения природных явлений:
1) каждый
человек может увидеть, что
при замерзании жидкости
2) Жидкости
могут принимать любую форму.
Вода, налитая в сосуд, принимает
форму сосуда. «Влажное вещество,
с лёгкостью преображаясь во
всевозможные [тела], принимает пёстрое
многообразие форм. Испаряющаяся
часть его обращается в воздух,
а тончайший воздух
3) Растения
и животные не могут
4) Сперма
всех живых существ жидкая, то
есть все животные берут