Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:27, реферат
В VI веке до н. э. гражданин богатого торгового города Милета, расположенного на одном из полуостровов Малой Азии, с трёх сторон окружённого морем, Фалес сказал, что началом всех вещей является вода и что мир одушевлён и полон богов. С этого изречения родилась европейская философия, а сам древнегреческий мыслитель стал её родоначальником.
Рождение европейской философии ………………………………………… 3 - 5
Что есть всё? ...................................................................................................... 6 - 17
«Мир полон богов» ………………………………………………………… 17 - 21
Заключение …………………………………………………………………………….. 21 – 22
Литература …………………………………………………………………………………… 22
5) Ещё
Гомер считал Океан «
6) Помимо
греческой мифологии Фалес
Большое
значение имеет то обстоятельство,
что положения Фалеса не превратились
в догму, в которую можно верить
или не верить, а послужили началом
дискуссии о первооснове мира.
Критическое отношение к чужим
мнениям, желание пропустить их через
призму собственного сознания – большое
достижение греческой философии. Первым
спорщиком стал ученик и друг Фалеса
Анаксимандр. Многие положения его
учителя не могли его устроить,
он их переосмыслил и первым из европейцев
решился написать и обнародовать
свои познания о природе. Суть учения
Анаксимандра о первооснове всех
вещей можно свести к следующему:
ни один из видимых четырёх элементов
не может претендовать на звание первоосновы.
Первоэлементом является находящийся
вне восприятия наших органов
чувств апейрон (JÎ –B,4D@< - «бесконечное»),
вещество, среднее между огнём, воздухом,
водой и землёй, в котором содержатся
элементы всех этих веществ. В нём
заключаются все свойства других
веществ, например, тепло и холод,
в нём едины все
В подтверждение
своей мысли Анаксимандр
1) если
поместить просяное зерно в
надувной пузырь, а затем надуть
его, то зерно окажется
2) Если
к одному времени привязать
верёвки и тянуть их с равной
силой в разные стороны, то
тело окажется недвижимым. Таким
образом, Анаксимандр как бы
предвосхищает закон
Более
лёгкие частицы воды, по мнению Анаксимандра,
ранее окутывали Землю единым
водяным покровом, который в настоящее
время значительно уменьшился вследствие
испарений. Воду опоясал воздушный
слой, которую в свою очередь обняла
собой огненная сфера. Последняя
не представляет собой единого целого,
так как раздробилась в силу круговращения.
Такова картина мироздания. Кроме
того, всё материальное обречено на
гибель вследствие всё того же вечного
движения. Невозникшей и неуничтожимой
Анаксимандру представлялось только первовещество
апейрон, из которого всё возникло и
в которое всё должно вернуться.
Возникновение и развитие мира Анаксимандр
считал периодически повторяющимся
процессом: через определённые промежутки
времени мир поглощается
По
утверждению П. Таннери Анаксимандр
был естествоиспытателем, строящим
представление о космосе, основываясь
на природных законах. Он, подобно
физикам Нового времени, вывел картину
мира, осмысливая простые опытные
модели, обобщая модель центробежного
движения. Только, в отличие от учёных
Нового времени, он располагал меньшими
опытными данными, которые ему пришлось
возмещать гениальными
Однако,
как и Фалес, Анаксимандр не был
свободен от мифологических корней, от
идейного наследия своего времени. Как
в учении Фалеса о происхождении
мира налицо параллели с мифом, изложенным
в «Илиаде», так и учение Анаксимандра
сходно с космогонией только не Гомера,
а с «Теогонией» Гесиода. Апейрон
имеет свой аналог, как вода Фалеса
– божество Океан, им является Хаос,
первоэлемент, существовавший тогда, когда
кроме него ничего ещё не было, из
которого происходит всё остальное.
Хаос – это беспорядочная смесь,
из которой впоследствии выделяются
боги и элементы, приводя мир в
порядок. Из Хаоса рождаются Гея
(Земля), Тартар (недра Земли), затем
бог любви Эрос, Ночь и Эреб (мрак),
День и Эфир (свет), Уран (небо), горы,
моря, Океан. Но Анаксимандр не просто
видоизменяет схему происхождения
мира, изложенную Гесиодом, он её творчески
перерабатывает, вводя совершенно новые
положения. У Гесиода все
Ещё
больше сходства можно обнаружить у
Анаксимандра с некоторыми из космогонических
учений орфиков. Например, Орфею, установителю
особого вероучения и религиозных
обрядов и учредителю названной
по его имени секты, приписывали
взгляд, что «сначала был вечный,
беспредельный, нерождённый Хаос, из
которого возникло всё. Этот Хаос … - не
тьма и не свет, не влажное и не
сухое, не тёплое и не холодное, но всё
вместе смешанное; он был вечно, единый
и бесформенный». Потом случайно,
само по себе происходит разделение единой
и более чистой материи на 4 элемента.
Далее, согласно воззрениям некоторых
из орфиков, вследствие веса и плотности,
под действием тяжести земля
удалилась вниз как осадок. Вслед
за ней стекла вниз вода и всплыла
над землёй. Самое верхнее место
занял огонь или эфир, а между
ним и Землёй образовался воздух.
То есть всё мироздание предстаёт
в качестве слоёного пирога, созданного
из 4 элементов. Другие орфики пришли к
мысли о концентричности
М. Д.
Уэст, занимавшийся поиском аналогов
концепции Анаксимандра в космологических
построениях народов Востока, заявил,
что данный мыслитель заимствовал
из них ряд положений. Идея единства
и борьбы противоположностей вполне
может восходить к дуализму иранской
религии, в которой два близнеца
добрый бог Ормузд и злой Ариман
рождаются из семени воплотившегося
в ограниченный твердью космос Времени,
а затем ведут между собой
борьбу по правилам, установленным
Временем. У Анаксимандра также противоположные
вещества (огонь и земля) и свойства
(тёплое и холодное) выделяются из единого
апейрона. Опять же, налицо как сходство,
так и различие. Иранцы в качестве
противоположностей подразумевали
религиозно-этические понятия
Ещё один пример заимствования Анаксимандром идей из мифологической базы народов Востока можно найти в Библии. В книге Иова содержится постулат, может быть заимствованный из вавилонской или какой-либо другой древневосточной космологии, о том, что Земля не покоится ни на какой основе, а повешена «ни на чём», парит в пространстве. Однако в Библии этот постулат приводится бездоказательно. Анаксимандр приходит к такому же выводу, но разворачивает при этом систему доказательств, обосновывая своё положение с помощью рациональных доводов. Ему недостаточно воспринимать то или иное положение на веру, требуется их переосмыслить, отнестись к нему критически.
В настоящее
время исследователи по-
По
иному было в древности. Мыслители
того времени или вовсе не упоминали
имени Анаксимандра, или выступали
с критикой его идей. Как и в
случае с Фалесом, первым критиком Анаксимандра
стал его ученик Анаксимен. Так получалось,
что представитель каждого
Вращение небесных тел, которое Анаксимандр называл причиной возникновения всех вещей, Анаксимен признавал («небо – это вращающийся свод»), хотя и считал его вторичным, говоря, что «светила совершают повороты, отбрасываемые вспять сжатым и сопротивляющимся воздухом». Непонятно только, почему светила движутся по кругу, а не взад-вперёд. Впрочем, это не единственное противоречие, которое породил в своих изысканиях Анаксимен. Очевидно лишь то, что он на первый план выдвигал понятия разреженности и плотности первовещества, которым для него был воздух. «Разрежаясь, [воздух] становится огнём, сгущаясь – ветром, потом облаком, [сгустившись] ещё больше – водой, потом землёй, потом камнями, а из них – всё остальное». Процесс образования из воздуха облаков, а затем и земли сходен, по его мнению, с валянием шерсти, из которой образуется войлок. Идея плотности – большая заслуга Анаксимена, воспринятая современной наукой. Следует напомнить, что Анаксимандр видел различие между четырьмя основными элементами в размере и весе составляющих их однородных частиц. Современная физика же, вслед за Анаксименом, считает, что газы, жидкости и твёрдые тела различаются друг от друга по расстоянию между составляющими их частицами (атомами, молекулами), то есть по их плотности. Но предвидение Анаксимена относится не только к области физики, но и к философии. Он, в сущности, открыл закон перехода количества в качество, унаследованный от него многими современными мыслителями, в том числе Гегелем и Марксом. Скопление большого количества частиц у Анаксимена приводит к превращению жидкости в твёрдое тело, а уменьшение их количества – в газ.
Анаксимен пересмотрел
также взгляды Анаксимандра на место
земли во Вселенной. Для учителя
Земля была одна и располагалась
в центре мироздания, находясь в
покое из-за влияния равнодействующих
сил. Ученик ото всего этого отказался.
Земля в мире не одна, есть ещё
твёрдые тела (то есть состоящие
из земли, по терминологии того времени)
помимо неё. Правда, либо взгляды самого
Анаксимена по данному вопросу были
не совсем ясными, либо пересказчики его
идей не смогли в них разобраться.
Согласно одним из них, он вслед за
Фалесом считал, что «и Солнце, и
Луна, и прочие звёзды берут начало
и происходят из земли…. Солнце –
это земля, но только от стремительного
движения она ещё и преизрядно
нагрелась». Согласно другим, Солнце, Луна
и звёзды состоят из огня, как
думали и все остальные мыслители,
но «в пространстве светил имеются
также землистые образования, которые
круговращаются вместе с ними». Если
верным является второй пересказ, то взгляды
Анаксимена на устройство Вселенной
были схожими с принятыми