Движение и развитие. Диалектика и ее альтернативы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

Одним из достижений более чем 2500-летнего развития философии является положение о неразрывной связи материи и движения. Представление об изменчивости бытия сформировалось еще в глубокой древности. Аристотель считал, что «незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы». Идея вечного абсолютного движения как неотъемлемого свойства материи, как ее способа существования высказывалась философами XVIII в. (Дж. Толанд, П. Гольбах).

Работа содержит 1 файл

Задание 15 новый стандарт.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

По этим признакам развитие отличается от хаотических изменений, от механических движений, круговоротов и функционирования.

Чисто графически некоторые модели развития могут быть представлены в следующих видах:

Для нас наиболее интересными являются системы социальные, связанные с жизнью человека и человеческого общества, причем в настоящее время говорят о человеко-природо-технических комплексах, так как жизнь современного человека оказалась неразрывно связанной не только с природой, но и с техникой в ее развитии. Так как мы будем, в основном, говорить о концепциях развития, связанных с исторической изменчивостью систем и явлений, то это означает, что мы будем обращаться к философии истории. При этом мы подразумеваем, что общество и его развитие качественно отличаются от природы и ее развития [2, с. 312].

В истории философии выделяются следующие основные концепции исторического развития:

1. Концепция Августина Аврелия (IV век н. э.): в труде «Ограде Божьем» Августин пишет, что начало исторического процесса – грехопадение первых людей – Адама и Евы. А история – это целенаправленный процесс спасения человечества, обретения им утраченного единства с Богом, обретения «Царства Божьего».

2. Светская гегелевская концепция истории – основана на понятии Абсолютного духа, скрытно работающего в человеческих целях и делах, в деятельности всех человеческих поколений. Постижение Абсолютного Духа – является высшим этапом исторического развития.

3. Материалистическая концепция, описанная в учениях К. Маркса и Ф. Энгельса – история понимается материалистически. Решающими признаются экономические факторы развития – то есть материальное производство производственно-экономическое общественные отношения.

4. Антропологическая концепция – отличается своей антисциентистской, отрицающей механицизм, направленностью. Связывает социальное развитие с «чисто человеческими факторами» - свободы, выбора, ответственности, цели и пр.

5. Концепция «творческой эволюции» - обращается к «жизненному порыву», творческой силе, лежащей в основании развития и представляющей собой его внутреннюю силу, самопроизвольную активность (А. Бергсон – один из разработчиков подобной концепции).

6. Синергетическая модель развития включает в себя следующие основные идеи: а) сложным система нельзя навязывать пути их развития; б) в качестве конструктивного механизма формирования пути развития выступает и хаос в) для сложных систем в точке бифуркации (разветвления) существует несколько альтернативных путей развития, а также возможность выбора наиболее оптимальных из них г) в состоянии неустойчивости среды – действия каждого микрокомпонента могут влиять на макропроцессы д) будущее состояние системы организует ее наличное состояние е) можно определить тенденции самоорганизации системы и, таким образом, следуя их логике, путем корпоративных резонансных воздействий, ускорить развитие [4, с. 219].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Исторические формы диалектики: античная, Г.Гегеля, материалистическая. Принципы, законы и категории материалистической диалектики. Ее критика в «негативной диалектике» Франкфуртской школы.

 

Диалектика - это понимание мира и способ мышления, при котором объекты, явления и процессы реальности рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил и тенденций, в изменении и развитии, а конкретный предмет мысли представлен в виде органической системы, воспроизводящей условия своего существования. Фактически она формировалась на протяжении всего периода существования философии, приобретая на каждом из этапов ее развития новые, более содержательные смыслы мировоззренческого, гносеологического, логического, методологического и социально-идеологического планов.

Одним из первых философов древности, кто гениально предугадал многие стороны диалектического миропонимания и мышления, был Гераклит. Он вышел за рамки мистики чисел и религиозно-этических построений и попытался определить единую объективно-логическую закономерность, которая лежит в основе всякого процесса и состояния, называя ее диалектикой, логосом, мировой душой. Каждое явление, согласно Гераклиту, - это тождество противоположностей, которые являются источником движения, изменчивости и текучести всего сущего. Однако первоначально понимание диалектики ассоциировалось преимущественно с представлением об искусстве вести беседу или полемику, в ходе которой доказывалась предпочтительность той или иной точки зрения и истинность суждений о предмете разговора. В античной Греции оно было необходимо для приобретения сторонников при решении демократическим путем важных общественных и государственных вопросов, для успешного ведения судебных, хозяйственных и торговых дел, а также повышения авторитета и поднятия собственного престижа – в Древней Греции, как правило, независимо от происхождения и социального положения высоко ценились люди, обладающие красноречием, владеющие ораторским искусством. Таким образом, первоначально диалектика формировалась и развивалась в форме диалога, причем в основном стихийно.

Преодолел стихийность этого важного процесса Сократ, который начал целенаправленно осмысливать диалектику как искусство диалога. Согласно ему, диалектика – это искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных (в том числе и противоположных) точек зрения. Конечная цель диалогов – выявление смысла общих понятий – свидетельствует о том, что предмет, на который направлена диалектика, переместился из области общественных дел и процессов в сферу интеллектуальных поисков, ориентированных на осмысление мировоззренческих вопросов (о добре и зле, прекрасном и безобразном, о жизни и смерти, долге, чести и др.). Это подтверждает и дошедшее до нас содержание "Диалогов" Платона, в которых Сократ предстает блестящим мастером диалога, ориентированного, прежде всего на осмысление фундаментальных философских вопросов.

Традицию Сократа продолжил его ученик Платон, который обобщил опыт своего учителя и представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли к общим понятиям (идеям).

Заложенная в диалогической форме диалектики установка на выявление в мысленных представлениях о предметах противоположного содержания в Средние века была перенесена с актуального общения (диалог ученика и учителя, богословские диспуты, проповеднические речи) на анализ и сопоставление интеллектуального содержания прошлого – различных школ, их наиболее видных представителей, традиций, культур. В этом плане характерно название одного из главных трудов Ф. Аквинского - "Сумма истины католической веры против язычников".

Для дальнейшего развития диалектики как способа миропонимания и мышления определяющее значение имели два процесса. Во-первых, перенесение схем человеческого мышления на ситуации бытия – культуру, общество, природу. Их понимание очень часто вызывало споры, поскольку реальную многогранность, подвижность, изменчивость объектов и процессов действительности нельзя было проигнорировать. В них также естественно сочетались "полярные" свойства, силы, тенденции. Разноречивые, в том числе и противоположные, суждения о действительности оказывались "созвучными" самой действительности, соразмеримыми с ней, в итоге диалектика мира начала постигаться через диалектику мысли. Во-вторых, экспансия (расширение значения) в общественном сознании идеи развития, выражающей качественные изменения, появление принципиально нового по сравнению с прошлым, с тем, что было ранее. Процесс этот был длительным – от зарождения христианской философии истории (А. Августин), согласно которой человеческая жизнь и жизнь общества представляют собой движение к моменту прихода Мессии и Страшному суду до разработки целостной концепции развития на идеалистической (Г. Гегель) и материалистической (в философии диалектического материализма) основе. В рамках данной концепции было выработано наиболее общее представление о структуре диалектики, включающей объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика – это совокупность диалектических объективных закономерностей, действующих в мире независимо от человека. Субъективная диалектика – это философская система, совокупность принципов, законов, категорий, отражающих объективную диалектику.

В зависимости от меры вклада в разработку диалектики как миропонимания и способа мышления различных философских школ и течений выделяют несколько исторических форм диалектики. Наиболее ранняя из них – стихийная диалектика древнегреческих философов, развивающаяся как на материалистической (Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор), так и на идеалистической (Сократ, Платон) основе. Вторая наиболее влиятельная форма диалектики – идеалистическая диалектика классической немецкой философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Третья – материалистическая диалектика, основы которой заложили К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. В настоящее время существует ряд концепций диалектики, разрабатываемых преимущественно на идеалистической основе, - диалектика органической целостности, диалектика интегрального рационализма, негативная диалектика, концепция трагической диалектики и др. В содержании этих концепций при всей их неоднородности и неравноценности отражены новые прогрессивные веяния в диалектическом осмыслении реальности, объяснены причины соблазнов выразить содержание диалектики на языке коротких афоризмов, "лишний раз" напоминающих о принципах всеобщей связи и развития, противоречии как источнике развития и т.д. и нивелирующих главное – системный характер диалектического миропонимания и мышления [5, с. 309].

В Новое время диалектический метод был разработан немецким идеализмом, виднейшим представителем которого был Гегель. Однако, по мнению Маркса, гегелева диалектика была искажена идеализмом. Поэтому он "перевернул" ее "с головы на ноги", то есть, сохранив диалектический подход Гегеля, дал ему материалистическую интерпретацию. Согласно Энгельсу (1820-1895), диалектика Маркса есть "наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления", в которой развитие природы и общества является базисом, определяющим развитие мышления.

И идеалистическая диалектика Гегеля, и материалистическая диалектика Маркса являются диалектиками противоречий, которые могут быть поняты как процесс развития в три стадии: тезис, антитезис и синтез. Противоречие - это взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении. В диалектике Гегеля акцент делается на синтезе (единстве), в диалектике Маркса к понятию "противоречие" добавляется значение "борьба" (в приложении к истории, ситуации, когда одна партия свергает и уничтожает другую).

По Энгельсу, основополагающими в материалистической диалектике являются следующие три закона:

1) закон перехода количества в качество;

2) закон единства и борьбы противоположностей (или закон взаимопроникновения противоположностей);

3) закон отрицания отрицания.

Согласно первому закону, качественные изменения возникают только в результате количественных, причем когда количественные изменения достигают определенного уровня, происходят резкие качественные изменения.

Второй закон гласит, что все предметы содержат элементы, находящиеся в неразрывном единстве, но взаимоисключающие , то есть противоположности, и все предметы развиваются через единство и борьбу противоположностей.

Третий закон утверждает, что предметы развиваются путем отрицания предшествующей стадии, которая переходит в новую стадию, но и эта в свою очередь отрицается третьей стадией. Она является возвратом к исходной стадии, но на более высоком уровне (такое движение получило название "развитие в форме спирали").

Энгельс дал анализ этих законов, основанный на труде Гегеля "Наука логики", в котором первый закон рассмотрен в учении о бытии, второй – в учении о сущности, а третий - в учении о понятии.

Центральное место среди них занимает второй закон – закон единства и борьбы противоположностей. Утверждается, что единство и борьба противоположностей составляют сущность развития, однако в действительности марксизм больший упор делает на борьбе, чем на единстве. Действительно, Ленин утверждал: "Единство (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение". Более того, Ленин приходит к выводу, что "развитие - есть борьба противоположностей" [3, с. 118].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Метафизика как альтернатива диалектике в понимании развития. Софистика и эклектика. Синергетическая модель развития. Взаимосвязь диалектики и синергетики.

 

Диалектике как миропониманию и способу мышления противостоят метафизика, софистика и эклектика. Метафизика – это способ мышления, предполагающий рассмотрение вещей как неизменных и независимых друг от друга и отрицание внутренних противоречий как источника развития. В реальном мире наряду с изменением, развитием вещей (явлений, процессов) наблюдаются их устойчивость, регулярность, стабильность динамического режима. Эту сторону бытия вещей люди активно адаптируют к потребностям своего существования. Они уверены в повторении событий сезонно-климатического характера, а также в том, что определенная совокупность объектов, охватываемых сферой их деятельности, в течение какого-то времени существенно не изменится; вполне оправданно, с точки зрения своих практических целей, не берут во внимание даже известное им многообразие реальных связей объектов. На этом основаны уклад их повседневной жизни, производственные технологии, способы общения. Однако если данные качества объектов (явлений, процессов) реальности абсолютизировать, то результатом будет явно одностороннее и в целом неверное представление о мире, приходящее в противоречие с мировоззренческими и методологическими потребностями человеческой деятельности, прежде всего в ее такой наиболее динамичной сфере, как научное познание [1, с. 476].

Информация о работе Движение и развитие. Диалектика и ее альтернативы