Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:13, контрольная работа
Одним из достижений более чем 2500-летнего развития философии является положение о неразрывной связи материи и движения. Представление об изменчивости бытия сформировалось еще в глубокой древности. Аристотель считал, что «незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы». Идея вечного абсолютного движения как неотъемлемого свойства материи, как ее способа существования высказывалась философами XVIII в. (Дж. Толанд, П. Гольбах).
Тема: Движение и развитие. Диалектика и ее альтернативы
1. Движение как способ бытия материи, его типы и формы. Философская теория развития. Прогрессивная и регрессивная тенденции развития. Основные модели развития.
Одним из достижений более чем 2500-летнего развития философии является положение о неразрывной связи материи и движения. Представление об изменчивости бытия сформировалось еще в глубокой древности. Аристотель считал, что «незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы». Идея вечного абсолютного движения как неотъемлемого свойства материи, как ее способа существования высказывалась философами XVIII в. (Дж. Толанд, П. Гольбах).
В то же время в большинстве материалистических учений материя рассматривалась как пассивная, лишенная внутренней активности субстанция, а движение - как нечто внешнее по отношению к ней, как сила, прилагающаяся к телу извне. Кроме того, по сути дела, признавалось только механическое движение. Даже закон инерции толковался как закон, отрицающий активность материи. Наряду с этим со второй половины XIX в. развивалась другая концепция, сводящая материю к движению. Она нашла свое выражение в таком течении, как энергетизм, который игнорировал атомно-молекулярное учение при анализе физико-химических явлений. Объяснять электричество атомами, - то же самое, что объяснять движение паровоза тем, что внутри его запрятана лошадь. Энергетический способ рассмотрения, который является необходимым компонентом естественнонаучного исследования, энергетизм возвел в философский принцип, согласно которому все явления материи и сознания подводятся под понятие энергии, а сама энергия лишается материального носителя.
Диалектический материализм (в противоположность механицизму и энергетизму) рассматривает движение в его бесконечном качественном многообразии как атрибут материи, ее необходимый внутренний способ существования.
Слово «движение» знакомо каждому человеку. Чаще всего в повседневном общении под ним понимают перемещение одних тел относительно других. Такое изменение положения тел в физике называют механическим движением. Но в мире существует множество других изменений. Они могут быть внутренними и внешними, структурными и функциональными, существенными и несущественными, качественными или количественными, относиться к телам различных уровней и т.д. Движение проявляется в процессе взаимодействия различных материальных образований. Перемещение тел, их охлаждение и нагревание, электромагнитное излучение, обмен веществ в организме и между организмом и средой, различные социальные процессы – все это движение.
Бытие без движения так же бессмысленно, как и бытие без материи. Все формы бытия представляют собой конкретные формы движущейся материи. Движение в применении к материи – это изменение вообще.
Движение как способ существования материи противоречиво. Оно – единство изменения, превращения и сохранения. Фундаментальный закон природы – закон сохранения и превращения энергии - объединяет и выражает обе стороны. Единство устойчивости и изменчивости прежде всего можно рассмотреть на примере отношения «движение-покой». Казалось бы, о чем здесь рассуждать? Покой противостоит движению. Однако стороны этого отношения не равноправны. Движение носит абсолютный характер; как способ существования материи имеет место всегда и везде. А покой? Может быть, его вообще нет? Между тем отрицается не покой вообще, а фиксируется лишь его временный относительный характер. Материальные объекты, изменяясь в одних отношениях, как правило, остаются неизменными в других отношениях. При перемещении тела в пространстве структура его не изменяется, но вместе с тем в нем совершаются внутренние движения (молекулярные, атомные, ядерные; элементарных частиц). Относительный покой – это момент движения, необходимое условие дифференциации материи. Конечно, все предметы в мире, независимо от их природы, преходящи. Вечна только сама материя, но любая вещь или процесс в то или иное время сохраняют присущие им внутренние движения, которые определяют их качественные особенности.
Сохранение так же внутренне противоречиво, как и изменение. Его нельзя свести к простому покою. Сохранение – непрерывное превращение в рамках одного общего состояния. Не будь этого непрерывного превращения, сохранение было бы невозможно. Тело, которое не обладало бы внутренней, относительно устойчивой совокупностью превращений, не могло бы существовать ни одного мгновения. Только такое превращение обеспечивает его относительное постоянство и сохранение. В свою очередь, превращение тоже не сплошной поток. Оно включает в себя противоположность – относительное постоянство, сохранение, равновесие. Без постоянства и сохранения невозможно никакое новое состояние, значит, невозможно никакое превращение. В противном случае оно было бы сотворением из ничего[3, с. 108].
Существует ряд форм устойчивости и изменчивости. Например, сохранение самого состояния движения, сохранение самого процесса движения (сохранение процесса излучения света, процесса жизни, процесса производства) и изменчивость как содержание данного процесса движения (содержанием процесса излучения света выступает изменение энергетических уровней электронов в излучающих атомах и испускание ими соответственно фотонов).
Абсолютная природа движения находит свое выражение в конкретных его видах и формах. Существующему в материальном мире бесконечному дискретному ряду материальных систем соответствует и бесконечный ряд форм движения материи. Они могут быть простыми и сложными, разделяться на типы, виды, подвиды и т.д. В истории философии известны попытки классифицировать многообразие форм движения. Так, Аристотель выделял шесть их видов (возникновение, уничтожение, рост и др.). Ф. Бекон называл уже 19 (колебание, инерция, антипатия и др.). Целостную классификацию форм движения материи впервые осуществил Ф. Энгельс. Опираясь на достигнутый уровень научного знания, он выделил пять взаимосвязанных по восходящей линии форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Каждая из них характеризуется своим особым носителем движения, типом взаимодействия объектов, специфическими законами.
Если мы зададимся вопросом, в чем отличие более высокой формы движения материи от низшей, то ответ следует искать прежде всего в обнаружении особого типа взаимодействия, которого не было, когда материальные носители более низких форм движения выступали обособленно. Молекула, например, является более сложным структурным образованием, чем атом. Но в молекулах нет ничего нового в вещественном отношении, кроме специфическим образом взаимодействующих носителей (атомов). Движение атомов вызывает изменение химизма вещества, который выражается в изменении строения самих молекул, их качества. Когда же мы рассматриваем движение молекул как целостных образований, то мы имеем дело с физической формой движения материи. Биологическая форма движения материи реализуется через обмен веществ в процессах самообновления, саморегуляции, самовоспроизведения на основе противоречивого единства устойчивости и изменчивости. Взаимодействие между первичными материальными носителями биологической формы движения материи, каковыми являются белковые молекулы и молекулы ДНК и РНК, определяет как специфику различных уровней организации жизни, так и сущность всей биосферы как целостной системы. Что касается социальной формы движения, то она представляет собой процесс и, вместе с тем, результат взаимодействия людей в формах сознательно целеполагающей деятельности. Специфика ее состоит в том, что саморазвитие и самосовершенствование человека как носителя социальной формы движения происходят только благодаря разуму.
Используя структурно-генетический принцип для выделения форм движения материи в качестве основных, сегодня можно говорить о таких формах движения, как взаимодействие элементарных частиц и полей, ядерные превращения, внутриатомные процессы, химические процессы, молекулярные взаимодействия, геологическая, термодинамическая, кибернетическая формы движения, органическая жизнь, общественная жизнь, космические процессы и др. [4, с. 211].
Наряду с формами движения материи имеет смысл выделять и три важных типа движения: физический, биотический и социальный – соответственно общепринятому делению всех явлений на три сферы (неживую, живую и социально организованную). При таком рассмотрении все формы движения материи, связанные с взаимодействием уровней и систем неорганического мира, такие как механическая, ядерная, электромагнитная, химическая и другие, включаются в физический тип движения материи, на базе которого развивается техника.
В зависимости от того, какие формы движения доминируют в работе той или другой технической системы, всю технику можно разделить на соответствующие виды. Таких видов может быть столько же, сколько форм и видов физического движения, а также их комбинаций, доступных человеку. Так, на базе гравитации развивается гравитационная техника. Электромагнитные формы движения обеспечивают электрическую, радиоэлектронную, оптическую системы. На основе ядерных процессов возникла ядерная техника. Использование атомных процессов породило химическую технику. Движение молекул дало гидротехнику, теплотехнику. Макромеханика твердых тел используется в работе разнообразных механизмов и механических систем. Орудия производства имеют столь же социальное происхождение, сколь и естественное. В них сливаются воедино физическая, биотическая и общественная природа, причем последняя оказывается ведущей. Техника создается и приводится в движение человеческим трудом.
Каждый раз, когда тот или иной общественный строй приходил в упадок, его идеологи и защитники отрицали прогресс и настаивали на том, что все идет к худшему. Однако неверно было бы думать, что представители классов и общественных сил, заинтересованных в установлений нового социального порядка, всегда оказывались провозвестниками общественного прогресса. Так, французский просветитель XVIII века Жан Жак Руссо, идеолог мелкой буржуазии и один из наиболее решительных теоретиков и провозвестников буржуазной революции, на вопрос, содействует ли прогресс науки совершенствованию нравственности, ответил отрицательно. Современник быстрого развития науки и широкого распространения просвещения, он не мог закрывать глаза на то, что в верхах французского общества господствовали распущенность, моральная неустойчивость и крайний скептицизм. Связывая эти два обстоятельства, Руссо не без основания допускал, что прогресс в одной области не исключает упадка, то есть регресса, в другой. В этом как раз проявлялась та диалектика в его рассуждениях, которую высоко ценили создатели марксизма. В самом деле, общественное развитие включает в себя постоянное усиление, нарастание одних тенденций, то есть элементы прогресса, и столь же постоянное ослабление и даже исчезновение других, то есть элементы регресса. Поэтому на каждом отдельном этапе развития имеют место как прогрессивные, так и регрессивные процессы. Например, процесс автоматизации и роботизации промышленного производства, с одной стороны, увеличивает производительность труда, высвобождает часть рабочей силы, позволяет быстро переналаживать производство, освобождает людей от монотонного, тяжелого труда и в этом смысле представляет собой прогрессивное явление. Но, с другой стороны, тот же самый процесс ведет к отмиранию ряда производственных навыков, к исчезновению ряда профессий, а в условиях капитализма и к усилению безработицы, то есть оказывается регрессивным.
Для получения правильного ответа на вопрос, является ли общественное развитие в целом прогрессивным, существует ли исторический прогресс, нужно выработать критерии прогрессивности. К таким критериям относят различные признаки: производительность труда, обилие материальных благ, свободу перемещения в пределах государства и свободный выезд за его границы и т. п. Однако ни один из этих признаков, взятый порознь, не является критерием и условием прогрессивности данного общества и общественного развития в целом. Если интенсификация труда сопровождается усилением эксплуатации, массовой безработицей и страхом потерять работу, то ничего прогрессивного в этом процессе нет; если огромные материальные богатства доступны одним членам общества, а другие обречены на голод и нищету, то создание этих богатств тоже не является критерием прогрессивности; если безработный или бездомный человек может скитаться где угодно в поисках жилья и работы, то это скорее доказывает не его свободу, а страшную зависимость от обстоятельств.
С точки зрения марксистской философии исторический смысл общественного развития состоит в том, чтобы сделать как можно более свободными максимум людей, с тем чтобы они могли жить и развиваться как всесторонние, творческие личности, способные полностью реализовать свой духовный внутренний потенциал, свои замыслы, свои идеалы общественного устройства. И именно для достижения этой цели необходимы повышение производительности труда, рост производства материальных благ, свобода передвижения и т. д. Именно в связи с ней они приобретают смысл и оправдывают те усилия, а иногда и жертвы, которые приносятся ради их достижения. Таким образом, если за критерий общественного прогресса взять развитие материального производства, улучшение жизненных условий подавляющего большинства людей, всесторонний расцвет каждой творческой личности, подъем духовной культуры, большую свободу и более творческий характер труда, развитие демократии и гласности в обсуждении всех социально значимых вопросов и достижение социальной справедливости, то вопрос о прогрессивном характере общественного развития получает четкое и однозначное решение. Все тенденции и процессы в общественном развитии, которые соответствуют этому критерию, являются объективно прогрессивными. Именно поэтому прогрессивны социалистическая революция, строительство социализма и коммунизма, развитие национально-освободительных, антиколониальных революций, борьба за мир. Те же моменты и процессы общественного развития, которые препятствуют достижению указанных исторических целей и не соответствуют критериям общественного прогресса, являются регрессивными.
На основании этих признаков возможно следующее определение развития: Развитие – это направленные, необратимые, качественные изменения системы.
Информация о работе Движение и развитие. Диалектика и ее альтернативы