Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:46, контрольная работа
При написании данной работы представляется особенно важными несколько моментов: прежде всего - ознакомление с основными идеями Древневосточной философии, а также стремление разобраться, в чем же кроется привлекательность и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и распространяются далеко за пределы Востока и по сей день. Пытаясь объяснить это явление, понять те особенности, которые бросались в глаза, первые европейские востоковеды начали энергично изучать страны Востока, их историю, культуру, религию, социальный строй, политические институты, семейные связи, нравы, обычаи и т. п. И чем дальше проникали они вглубь изучаемой страны, чем больше узнавали о ней, тем сильнее казалась им разница между культурами стран Востока и привычными нормами и принципами жизни Европы.
Введение……………………………………………………………………...2 стр.
Основные направления и школы древнеиндийской философии……....…3 стр.
Основные школы и направления древнекитайской философии...............12 стр.
Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями
развивалась Восточная философия……...……...……………………........16 стр.
Заключение………………………………………………………………….18 стр.
Список использованной литературы…...………………………………….19 стр.
НЬЯИ:
Система ньяйи создана великим мудрецом Готамой. Это реалистическая философия, основывающаяся главным образом на законах логики. Согласно данному философскому учению, существует материальная вселенная, состоящая из атомов, сочетание которых образует все предметы. Кроме того, во вселенной существует бесчисленное множество душ, которые могут быть связанными с материальными атомами, либо могут быть в свободном состоянии. Высшим духовным регулирующим началом является бог Ишвара. Бог не является создателем атомов, а только создает сочетание атомов и вызывает связь душ с атомами или освобождение душ от атомов.
Она
признает наличие четырех
Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность (буддхи), ум (манас), деятельность (правритти), умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий (апаварга).
Подобно другим индуистским школам, ньяя/вайшешика рассматривает также и концепцию мокши, или освобождения от мирских страданий. Для достижения мокши необходимы усилия, основанные на понимании. Соответственно, эта система не делает различий между умозрительным знанием и практическим поиском путей к освобождению; оба аспекта представлены одним и тем же процессом. Понимание является лишь необходимым условием духовного роста.
ЙОГА:
Основателем философии йоги считается мудрец Патанджали. Йога близко примыкает к санкхье. Система йоги разделяет теорию познания и метафизику санкхьи с ее двадцатью пятью началами, но к тому же признает бытие бога.
Йога - есть индивидуальный путь спасения, предназначенный для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий.
Своей
целью йога ставит освобождение Пуруши
(достижение мокши), а это требует
от человека духовной дисциплины. Система
самосовершенствования
1. Воздержание от неправедной жизни (лжи, лихоимства, половой жизни).
2. Соблюдение предписаний – внутренней и внешней чистоты.
3. Статические упражнения (позы-асаны).
4. Овладение гармоничным дыханием.
5. Направление
сознания внутрь с целью
6. Сосредоточение внимания на объекте.
7. Созерцание объекта.
8. Самадхи
– состояние глубокой
ВАЙШЕШИКА.
Система вайшешики была основана мудрецом Канадой, настоящее имя которого было Улука. Она родственна системе ньяйи и имеет одинаковую с ней конечную цель - освобождение индивидуального я. Она подводит все объекты познания, весь мир, под семь категорий: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава).
Что
касается теоретических положений
системы вайшешики о боге и
освобождении индивидуальной души, то
они, в сущности, те же, что и в
системе ньяйи.
Неортодоксальные школы:
СИСТЕМА ЧАРВАКА.
В
индийской философии слово «
Достоверным
источником познания последователи
системы чарвака считают только
восприятие. Человек не должен верить
ничему, кроме того, что познает
непосредственно через
Основной
целью жизни разумного человека
должно быть наслаждение наибольшим
количеством удовольствий здесь, в
этой жизни, в существовании которой
мы только и уверены. Мы должны стараться
извлечь из этой жизни все самое
лучшее, как можно больше наслаждаясь
ею и избегая, насколько возможно,
случайных страданий.
ДЖАЙНИЗМ.
Джайнистская школа возникла в 6 веке до нашей эpы. Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей - Ваpдхамана (9-8 вв. до н. э.).
Центральной
идеей этого религиозно-
принцип ахимсы (непричинение вреда). Подобно другим философским школам, ждайнизм не довольствуется чисто умозрительными рассуждениями и главной целью ставит реализацию средств преодоления людских страданий. Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания.
Джайнисты
не верят в бога. Место бога у
них занимают тиртханкары, которым
и принадлежат такие
БУДДИЗМ.
Буддийская система философии выросла из учения Гаутамы Будды, хорошо известного основателя буддизма. Характерная особенность этого учения – бытие личности.
В основе буддизма «четыре благородные истины»:
1) существование
человека от рождения до
2) существует
причина страдания, которой
3) существует
освобождение от страдания,
4) существует
путь, ведущий к освобождению
от страданий, который
Буддизм никогда не был застывшей и окончательно оформленной
религиозной
доктриной. Так что неудивительно,
что со временем возникло множество
философско-религиозных школ и течений.
Более того, в процессе развития
буддизм органично впитал в себя
многие культурные и религиозные традиции,
которые были нтерпретированы в русле
базовых концептуальных подходов.
2. Основные школы и направления древнекитайской философии.
Становление
древнекитайской философии, как
и древнеиндийской, связано с
ломкой традиционных общинных отношений,
вызванной экономическим
Философия
и естествознание существовали в
Китае, как бы отгородившись друг
от друга непроходимой стеной, что
нанесло им непоправимый ущерб. Тем
самым китайская философия
Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались, прежде всего, те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий.
Важнейшей особенностью древнекитайской философии была весьма незначительная роль мифологии.
КОНФУЦИАНСТВО:
Конфуцианство является своего рода социально-этической антропологией, а его основное внимание сосредоточено на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретенных качеств, поведения в обществе, взаимоотношений с другими людьми.
Исходной для Конфуция можно считать концепцию «неба» и «небесного веления» (приказа, т. е. судьбы). «Небо» — это и часть природы, и высшая духовная сила, определяющая природу и человека («Жизнь и смерть определяются судьбой, богатство и знатность зависят от неба»). [2; стр. 94]
Центральное
место в учении Конфуция занимает
концепция жэнь (человечности) —
закон идеальных отношений
Конфуцианское учение как
ДАОСИЗМ:
Его основатель, современник Конфуция, философ Лао-цзы (старый учитель) написал сочинение «Дао дэ цзин» (Книга о пути и добродетели).
Даосизм и представляет собой учение естественного фатализма. Сам факт нашего появления на Земле уже есть акт нашей несвободы, потому что перед рождением нас никто не спрашивал: хотим мы того или нет. Нам не предоставляли выбрать – родиться или не родиться.
Даосско-философское
направление ориентировано на достижение
личностью духовного
МОИЗМ:
Основатель моизма Мо-цзы (479–400 гг. до н.э.) развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти. Взгляды Мо-цзы на человека отличает редкий для древности дух демократизма и широкого гуманизма.
Основная идея философии моизма — «всеобщая любовь», т. е. отвлеченная любовь всех ко всем, в отличие от конфуцианской взаимности, трактуемой как любовь к родственникам. Отсутствие всеобщей любви — причина беспорядков, а «отдельная» любовь — «взаимной ненависти». Моисты отрицали также конфуцианское учение о судьбе. Жизнь человека, утверждали они, определяется его свободными действиями, а не приказами неба, которое лишь желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный не притеснял слабого, а знатный не кичился перед незнатным. Мо-цзы решительно осуждал «агрессивные войны», объявив их величайшим и жесточайшим преступлением. Высшая ценность, по учению моизма, — народ, который правители должны любить.
Отказавшись от идеала личности и перенеся все свои надежды на идеальное государство, Мо-цзы создал первую в Китае утопию.
ЛЕГИЗМ:
ШКОЛА ЗАКОННИКОВ (2-е название легизма) возникла и оформилась в VI-III вв. до н. э. Активно участвовали в разработке учения Гуань Чжун, Шан Ян, Хань Фэй и др. философы.
Развивался легизм в напряженной борьбе с ранним конфуцианством, вместе с которым стремился к созданию мощного, хорошо управляемого государства, расходясь, однако, в философском обосновании и методах его построения. Если конфуцианство на первый план выдвигало нравственные качества людей, то легизм исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью. Правителю необходимо хорошо разбираться в психологии людей, дабы успешно управлять ими.