Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:46, контрольная работа
При написании данной работы представляется особенно важными несколько моментов: прежде всего - ознакомление с основными идеями Древневосточной философии, а также стремление разобраться, в чем же кроется привлекательность и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и распространяются далеко за пределы Востока и по сей день. Пытаясь объяснить это явление, понять те особенности, которые бросались в глаза, первые европейские востоковеды начали энергично изучать страны Востока, их историю, культуру, религию, социальный строй, политические институты, семейные связи, нравы, обычаи и т. п. И чем дальше проникали они вглубь изучаемой страны, чем больше узнавали о ней, тем сильнее казалась им разница между культурами стран Востока и привычными нормами и принципами жизни Европы.
Введение……………………………………………………………………...2 стр.
Основные направления и школы древнеиндийской философии……....…3 стр.
Основные школы и направления древнекитайской философии...............12 стр.
Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями
развивалась Восточная философия……...……...……………………........16 стр.
Заключение………………………………………………………………….18 стр.
Список использованной литературы…...………………………………….19 стр.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
развивалась
Восточная философия……...……...…
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…...………………………………….19
стр.
Введение.
При написании данной работы представляется особенно важными несколько моментов: прежде всего - ознакомление с основными идеями Древневосточной философии, а также стремление разобраться, в чем же кроется привлекательность и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и распространяются далеко за пределы Востока и по сей день. Пытаясь объяснить это явление, понять те особенности, которые бросались в глаза, первые европейские востоковеды начали энергично изучать страны Востока, их историю, культуру, религию, социальный строй, политические институты, семейные связи, нравы, обычаи и т. п. И чем дальше проникали они вглубь изучаемой страны, чем больше узнавали о ней, тем сильнее казалась им разница между культурами стран Востока и привычными нормами и принципами жизни Европы.
Первые
цивилизации появились
Таким
образом, целью данной работы является
ознакомление и рассмотрение направлений
и особенностей философии Древнего Востока.
Философия в Индии возникла на основе одной из самых древнейших человеческих цивилизаций, ее тысячелетние традиции, восходящие к XV-X вв. до н.э., сохранились до настоящего времени. В истории индийской философии различают 4 периода:
1) ведийский;
2) классический, или брахмано – буддийский;
3) послеклассический;
4) новая и современная индийская философия.
К
VI в. до н.э. в Индии складываются
предпосылки для
Первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед:
Вторая группа - неортодоксальные
школы, не отрицающие
В 15 – 6 вв до н.э. Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т. е. учениями брахманов. Брахманизм основывался на ведах, представляющих собой собрание древнеиндийских источников, сборники гимнов в честь богов. Именно от слова «веды» и происходит название этого периода.
Ведийская
философия – это учения эпохи
разложения первобытно – общинного
строя в Индии и возникновения
раннеклассовых рабовладельческих
обществ. Начало философии здесь
ещё соседствует с суевериями
и развивается в
Все ведические тексты считаются священными книгами. Брахманы считались подлинными знатоками и толкователями вед.
Ведийский период характеризуется господством брахманизма, основанного на племенных верованиях и обычаях, которые были изложены в четырех Ведах (с санскрита "знание, ведение") – сборниках гимнов, молитв, заклинаний, песнопений в честь богов.
Веды, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли. В них впервые делается попытка философского толкования окружающей человека среды.
Веды делятся на четыре группы (или части):
- Древнейшая из них - Самхиты (гимны). Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них - Ригведа, сборник религиозных гимнов (около полутора тысяч дет до нашей эры).
- Вторая часть Вед - Брахманы (сборник ритуальных текстов). На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма.
- Третья часть Вед - Араньяки ("лесные книги", правила поведения для отшельников).
- Четвертая часть Вед – Упанишады – и есть собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до нашей эры.
Брахманизм учил, что наряду с ведическими
богами существует высший абсолют – бог-творец
Брахма, к слиянию с которым должны стремиться
бессмертные души всех живых существ,
являющиеся частицами Брахмы. Но на пути
к этой конечной цели стоит бесконечный
ряд переселений душ, которая может воплощаться
в самых разнообразных формах – начиная
от растений и животных и кончая брахманами,
царями и даже небожителями. Форма каждого
нового рождения души зависит от самого
человека, от его прижизненных деяний
(закон «кармы»), от степени его праведности.
Учение о посмертном воздаянии использовалось
господствующими классами для удержания
в покорности народных масс. Брахманизм
стал основой формирования индуизма.
6 – 2 вв до н.э. В этот период философия в Индии постепенно превращается в особую отрасль знания, специальную науку. Приземленная концепция Дхармы трансформируется в стремление освобождения от бесконечного цикла перерождений. Среди главных источников эпического периода развития философской мысли выделим следующие:
1.
Эпическая поэма Махабхарата,
состоящая из книг, которые содержат
около 100 000 стихов, написанных Вьясой.
Основа поэмы – песни, баллады,
2.
Поэма «Рамаяна», состоящая из
7 книг, написанная Вальмики. Состав
поэмы многослоен: здесь и ведические
боги во главе с Индрой, и
новые боги, отождествляемые с
различными первопредками, и
3. Свод законов Ману – этический кодекс, дающий разъяснения по поводу прав и обязанностей различных варн древнеиндийского общества, порядка жертвоприношений, моральных критериев различных действий и т.д. [3; стр. 76]
Это период развития индийской философии, когда в индийском обществе происходят значительные перемены: развивается аграрное и ремесленное производство, увеличивается социальная дифференциация, утрачивает свое влияние институт племенной власти и увеличивается власть монархии. Вместе с этим происходят изменения и в мировоззрении индийского общества. Интуиция уступает место исследованию, религия – философии. Внутри самой философии появляются различные, в том числе и противоположные и враждующие между собой школы и системы, в которых отразились реальные противоречия того времени.
Согласно
традиционным принципам классификации,
принятым большинством ортодоксальных
индийских мыслителей, школы и
системы индийской философии
разделяются на два обширных лагеря:
Ортодоксальные школы.
Индуизм.
Философское обоснование индуизма содержится в шести системах: веданта, миманса, санкхья, ньяя, йога, вайшешика.
ВЕДАНТА:
Веданта
— важнейшая среди
Согласно
веданте, Брахман воплощается в
физические формы, но при этом остается
неизменен, является Первопричиной
всего сущего. Веданта была и остается
ведущей духовной традицией Индии, так
или иначе сказывающейся на мировоззренческо-
МИМАНСА:
Миманса, или пурва-миманса (ранняя миманса) была основана Джаймини. Ее первоначальной целью являлась защита и оправдание ведийского ритуализма. Конечно, эта попытка должна была привести к поискам философии, обосновывающей мировоззрение,— ведийского ритуализма.
Последователи
мимансы подвергли «Веды» логическому
обоснованию и придавали большое
значение ведическим гимнам, текстам
некоторых «Брахман» и Упанишад».
Это религиозно-философское
1. Пурва – миманса (ранняя) – особое внимание направлено на
соблюдение общественного и религиозного долга (дхармы) в вете ведийских
учений; иногда это направление называют дхарма – мимансой.
2. Уттара – миманса (более позднее учение) – основой является
концепция Брахмана как Первопричины всего сущего; внимание уделяется скорее исследованию природы реальности, а не управляющим принципам; иногда эту школу именуют брахма – мимансой.
Школа мимансы верит в реальность существования физического мира на основе его восприятия. Поэтому она является реалистической школой. В то же время философы этой школы верят в реальность существования души. Но они не признают существования верховной души, бога, сотворившего мир. Объекты мира образовались из материи в соответствии с кармами душ. Закон кармы представляет собой спонтанный моральный закон, который правит миром.
САНКХЬЯ:
Санкхья по праву считается древнейшей философской школой, о чем
свидетельствуют многочисленные ссылки на это учение в «Швегашватара - упанишаде» и «Бхагавадгите». Санкхья представляет собой философию дуалистического реализма, создание которой приписывается мудрецу Капиле. Она признает наличие двух независимых друг от друга первичных реальностей: пуруши и пракрити. Упомянутые выше брахманы - это жреческая варна (группа). По древнеиндийской мифологии Пуруша - первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, "Я". Пуруша есть некое разумное начало, у которого сознание (чайтанья) является не атрибутом, а самой его сущностью. Это вечное, бессознательное начало, которое, всегда изменяясь, служит исключительно удовлетворению Я.
Иными словами, человек освобождается, как только осознает различие
между собственной духовной природой и подчиненными принципами Эго, интеллекта, чувственного восприятия и физического тела.
Что касается проблемы бытия бога, то философия санкхьи отвергает всякую веру в божественное. Согласно этой системе, бытие бога не может быть доказано никоим образом. Бог как вечный и неизменный дух не может быть творцом мира, ибо для того, чтобы произвести некоторое следствие, причина должна измениться и превратиться в это следствие.