Древневосточная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:46, контрольная работа

Описание работы

При написании данной работы представляется особенно важными несколько моментов: прежде всего - ознакомление с основными идеями Древневосточной философии, а также стремление разобраться, в чем же кроется привлекательность и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и распространяются далеко за пределы Востока и по сей день. Пытаясь объяснить это явление, понять те особенности, которые бросались в глаза, первые европейские востоковеды начали энергично изучать страны Востока, их историю, культуру, религию, социальный строй, политические институты, семейные связи, нравы, обычаи и т. п. И чем дальше проникали они вглубь изучаемой страны, чем больше узнавали о ней, тем сильнее казалась им разница между культурами стран Востока и привычными нормами и принципами жизни Европы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2 стр.
Основные направления и школы древнеиндийской философии……....…3 стр.
Основные школы и направления древнекитайской философии...............12 стр.
Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями
развивалась Восточная философия……...……...……………………........16 стр.
Заключение………………………………………………………………….18 стр.
Список использованной литературы…...………………………………….19 стр.

Работа содержит 1 файл

Мое.docx

— 46.63 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение……………………………………………………………………...2 стр.

  1. Основные направления и школы древнеиндийской философии……....…3 стр.
  2. Основные школы и направления древнекитайской философии...............12 стр.
  3. Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями

развивалась Восточная философия……...……...……………………........16 стр.

Заключение………………………………………………………………….18 стр.

Список  использованной литературы…...………………………………….19 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     При написании данной работы  представляется особенно важными несколько моментов: прежде всего - ознакомление с основными  идеями Древневосточной философии, а также стремление разобраться, в чем же кроется привлекательность  и живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и  распространяются далеко за пределы Востока и по сей день. Пытаясь объяснить это явление, понять те особенности, которые бросались в глаза, первые европейские востоковеды начали энергично изучать страны Востока, их историю, культуру, религию, социальный строй, политические институты, семейные связи, нравы, обычаи и т. п. И чем дальше проникали они вглубь изучаемой страны, чем больше узнавали о ней, тем сильнее казалась им разница между культурами стран Востока и привычными нормами и принципами жизни Европы.

     Первые  цивилизации появились приблизительно 5 тысяч лет назад на Древнем  Востоке, под которым понимается огромный регион Земли от Египта до Индии. Мировоззрением этих цивилизаций  был сплав религии и философии, последняя еще не выделилась в  совершенно самостоятельную форму  человеческого сознания, и поэтому  древневосточные учения часто называют религиозно-философскими. Наиболее известные  из них были созданы в Индии  и в Китае.

     Таким образом, целью данной работы является ознакомление и рассмотрение направлений и особенностей философии Древнего Востока. 
 
 
 
 
 

    1. Основные  направления и  школы древнеиндийской  философии.

     Философия в Индии возникла на основе одной  из самых древнейших человеческих цивилизаций, ее тысячелетние традиции, восходящие к XV-X вв. до н.э., сохранились до настоящего времени. В истории индийской  философии различают 4 периода:

1) ведийский;

 2) классический, или брахмано – буддийский;

 3) послеклассический;

 4) новая и современная индийская философия.

    К VI в. до н.э. в Индии складываются предпосылки для экономического, политического, социального и, следовательно, духовного перелома в развитии страны. Эти факторы послужили основой  для появления ряда учений или  школ, которые подразделяют на две  большие группы.

    Первая  группа - это ортодоксальные философские  школы Древней Индии, признающие авторитет Вед:

  • Веданта (IV-II в.в. до н.э.)
  • Миманса (VI в. до н.э.)
  • Санкхья (VI в. до н.э.)
  • Ньяя (III в. до н.э.)
  • Йога (II в. до н.э.)
  • Вайшешика (VI-V в. до н.э.).

      Вторая группа - неортодоксальные  школы, не отрицающие непогрешимость:

  • Вед - Джайнизм (IV в. до н.э.)
  • Буддизм (VII-VI в. до н.э.)
  • Чарвака-Локаята.
 

В    15 – 6 вв до н.э. Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т. е. учениями брахманов. Брахманизм основывался на ведах, представляющих собой собрание древнеиндийских источников, сборники гимнов в честь богов. Именно от слова «веды» и происходит название этого периода.

     Ведийская философия – это учения эпохи  разложения первобытно – общинного  строя в Индии и возникновения  раннеклассовых рабовладельческих  обществ. Начало философии здесь  ещё соседствует с суевериями и развивается в непосредственном конфликте с ними.

     Все ведические тексты считаются священными книгами. Брахманы считались подлинными знатоками и толкователями вед.

     Ведийский период характеризуется господством  брахманизма, основанного на племенных  верованиях и обычаях, которые были изложены в четырех Ведах (с санскрита "знание, ведение") – сборниках  гимнов, молитв, заклинаний, песнопений в честь богов.

    Веды, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли  огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли. В них впервые делается попытка  философского толкования окружающей человека среды.

    Веды  делятся на четыре группы (или части):

- Древнейшая из них - Самхиты (гимны). Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них - Ригведа, сборник религиозных гимнов (около полутора тысяч дет до нашей эры).

- Вторая часть Вед - Брахманы (сборник ритуальных текстов). На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма.

- Третья часть Вед - Араньяки ("лесные книги", правила поведения для отшельников).

- Четвертая часть Вед – Упанишады – и есть собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до нашей эры.

          Брахманизм учил, что наряду с ведическими богами существует высший абсолют – бог-творец Брахма, к слиянию с которым должны стремиться бессмертные души всех живых существ, являющиеся частицами Брахмы. Но на пути к этой конечной цели стоит бесконечный ряд переселений душ, которая может воплощаться в самых разнообразных формах – начиная от растений и животных и кончая брахманами, царями и даже небожителями. Форма каждого нового рождения души зависит от самого человека, от его прижизненных деяний (закон «кармы»), от степени его праведности. Учение о посмертном воздаянии использовалось господствующими классами для удержания в покорности народных масс. Брахманизм стал основой формирования индуизма.  

  6 – 2 вв до н.э. В этот период философия в Индии постепенно превращается в особую отрасль знания, специальную науку. Приземленная   концепция   Дхармы трансформируется  в  стремление  освобождения  от  бесконечного  цикла перерождений. Среди главных источников эпического периода развития философской мысли выделим следующие:

     1. Эпическая поэма Махабхарата,  состоящая из книг, которые содержат  около 100 000 стихов, написанных Вьясой. Основа поэмы – песни, баллады,  народные предания и сказания  о родовых героях. Махабхарата  в идейном плане есть  попытка  синтеза народных верований, мифологии  пришельцев с брахманистской  догматикой Вед. 

       2. Поэма «Рамаяна», состоящая из 7 книг, написанная Вальмики. Состав  поэмы многослоен: здесь и ведические  боги во главе с Индрой, и  новые боги, отождествляемые с  различными первопредками, и политеистические  культы и т.п. 

       3. Свод законов Ману – этический  кодекс, дающий разъяснения по поводу прав и обязанностей различных варн древнеиндийского общества, порядка жертвоприношений, моральных критериев различных действий и т.д. [3; стр. 76]

     Это период  развития индийской философии, когда в индийском обществе происходят значительные перемены: развивается  аграрное и ремесленное производство, увеличивается социальная дифференциация, утрачивает свое влияние институт племенной  власти и увеличивается власть монархии. Вместе с этим происходят изменения  и в мировоззрении индийского общества. Интуиция уступает место  исследованию, религия – философии. Внутри самой философии появляются различные, в том числе и противоположные  и враждующие между собой школы  и системы, в которых отразились реальные противоречия того времени.

     Согласно  традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и  системы индийской философии  разделяются на два обширных лагеря: 

Ортодоксальные  школы.

Индуизм.

     Философское обоснование индуизма содержится в  шести системах: веданта, миманса, санкхья, ньяя, йога, вайшешика.

ВЕДАНТА:

     Веданта — важнейшая среди ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Она  так прочно укоренена в индийскую  культуру, что именно с ней связывают  особенности, характер и направление  развития всей индийской философской  мысли. Философская система  веданта (буквально –  завершение  вед) и поныне пользуется большой популярность. Ключевым понятием считается Брахман  – конечная истина, непостижимая умом, но обретаемая в процессе молитвенного созерцания и углубленной медитации.

     Согласно  веданте, Брахман воплощается в  физические формы, но при  этом остается неизменен, является Первопричиной  всего сущего. Веданта была и остается ведущей духовной традицией Индии, так или иначе сказывающейся на мировоззренческо-методологических координатах ее современных философских дискурсов. 

МИМАНСА:

     Миманса, или пурва-миманса (ранняя миманса) была основана Джаймини. Ее первоначальной целью являлась защита и оправдание ведийского ритуализма. Конечно, эта  попытка должна была привести к поискам  философии, обосновывающей мировоззрение,—  ведийского ритуализма.

     Последователи  мимансы  подвергли «Веды» логическому  обоснованию  и придавали большое  значение ведическим гимнам, текстам  некоторых «Брахман»  и Упанишад». Это религиозно-философское учение подразделяется на две школы:

       1.  Пурва  –  миманса (ранняя)  –  особое  внимание направлено  на

соблюдение  общественного и религиозного долга (дхармы) в вете ведийских

учений; иногда это направление называют дхарма – мимансой.

      2.  Уттара  – миманса (более   позднее  учение) – основой  является

концепция Брахмана как Первопричины всего  сущего; внимание уделяется  скорее исследованию природы реальности, а  не управляющим принципам;  иногда эту школу именуют брахма –  мимансой.

     Школа мимансы верит в реальность существования  физического мира на основе его восприятия. Поэтому она является реалистической школой. В то же время философы этой школы верят в реальность существования  души. Но они не признают существования  верховной души, бога, сотворившего мир. Объекты мира образовались из материи  в соответствии с кармами душ. Закон кармы представляет собой  спонтанный моральный закон, который  правит миром.

САНКХЬЯ:

     Санкхья по праву считается древнейшей философской  школой, о чем

свидетельствуют многочисленные ссылки на это учение в «Швегашватара - упанишаде» и «Бхагавадгите». Санкхья представляет собой философию дуалистического реализма, создание которой приписывается мудрецу Капиле. Она признает наличие двух независимых друг от друга первичных реальностей: пуруши и пракрити. Упомянутые выше брахманы - это жреческая варна (группа). По древнеиндийской мифологии Пуруша - первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, "Я". Пуруша есть некое разумное начало, у которого сознание (чайтанья) является не атрибутом, а самой его сущностью. Это вечное, бессознательное начало, которое, всегда изменяясь, служит исключительно удовлетворению Я.

     Иными словами, человек освобождается, как  только осознает различие

между  собственной  духовной  природой и подчиненными принципами   Эго, интеллекта, чувственного восприятия и физического тела.

     Что касается проблемы бытия бога, то философия  санкхьи отвергает всякую веру в  божественное. Согласно этой системе, бытие бога не может быть доказано никоим образом. Бог как вечный и  неизменный дух не может быть творцом  мира, ибо для того, чтобы произвести некоторое следствие, причина должна измениться и превратиться в это  следствие.

Информация о работе Древневосточная философия