Дисциплина «Языкознание» и ее место среди других наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: объяснить что представляет собой дисциплина «Русский язык» и выяснить ее значение и место среди других наук.
Задачи работы:
Выявить значение дисциплины «Русский язык»;
определить ее место среди других дисциплин;
изучить содержание разделов дисциплины «Русский язык».

Работа содержит 1 файл

Языкознание и социальные науки.docx

— 65.37 Кб (Скачать)

     В зависимости от целей и задач, решаемых лексикологией, различают общую лексикологию (рассматривающую общие вопросы, связанные со строением и функционированием словарного состава языков мира), частную (изучающую словарный состав конкретного языка), историческую (описывающую историю развития словарного состава языка в целом или отдельных его групп), сопоставительную (изучающую словарный состав различных языков с целью выявления их генетического родства, общих закономерностей развития их лексиконов), прикладную (связанную с лексикографией, теорией перевода, культурой речи, лингвопедагогикой и т.д.).

     Лексикология  включает в себя несколько разделов:

  1. ономасиологию (греч. опота - имя и logos - учение) - науку, занимающуюся теорией номинации, исследующую процесс называния: от вещи (или явления) действительности к мысли об этой вещи (или явлении) и далее к обозначению их языковыми средствами (словом, словосочетанием или предложением). Ономасиология выявляет принципы и закономерности обозначения предметов и понятий лексическими, словообразовательными, синтаксическими средствами языка, она отвечает на вопрос, как происходит называние, присвоение имен предметам и явлениям внешнего мира;
  2. семасиологию ( греч. semasia значение и logos учение) -науку, занимающуюся изучением значения слов и словосочетаний. Семасиология исследует смысловую сторону языковой единицы путем сопоставления ее с другими единицами того же уровня. Она позволяет определить характер отношений, существующих между значениями различных слов, выяснить причины семантических изменений, происходящих в слове в процессе исторического развития языка. Семасиология отвечает на вопрос, как в единицах языка (в словах) отображается внеязыковая действительность;
  3. фразеологию ( греч. phraseös выражение и logos учение) - науку, изучающую фразеологический состав языка, природу фразеологизмов, их типы, категориальные признаки, особенности функционирования в речи. Фразеология выявляет специфику фразеологизмов, особенности их значения, морфологического и синтаксического строения, отношений с другими единицами языка. Она разрабатывает принципы выделения и описания фразеологических единиц, исследует процессы их образования;
  4. ономастику ( греч. onomastike искусство давать имена) -науку, изучающую имена собственные в широком смысле слова: географические названия изучает топонимика, имена и фамилии людей - антропонимика;
  5. этимологию ( греч. etymologia etyfnon истинное значение и logos наука) - науку, изучающую происхождение слов, процесс формирования словарного состава языка, реконструирующую словарный состав языка древнейшего (обычно дописьменного) периода. Этимология проясняет первичную форму и значение слова, которые в процессе исторического развития языка нередко оказываются затемненными и потому непонятными для носителей языка. Она объясняет, когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели возникло слово, каково было его первоначальное значение, какие исторические изменения оно претерпело. Реконструируя первичные формы и значения слов, этимология изучает фрагменты внеязыковой деятельности человека, его духовной культуры. Она решает вопросы исконного и заимствованного в лексической системе языка, вскрывает процессы межъязыковых и этнических контактов, давая тем самым материал для решения проблем этногенеза;
  6. лексикографию ( греч. lexikos относящийся к слову и graphö пишу) - науку, занимающуюся теорией и практикой составления словарей. Она разрабатывает общую типологию словарей, принципы отбора лексики, расположения слов и словарных статей, принципы построения словарных статей: выделение и классификация значений слова, его словарных определений, типы языковых иллюстраций, подачи дополнительной информации и др. вопросы. В зависимости от целей и задач, решаемых практической лексикографией, выделяют одноязычную лексикографию (занимающуюся созданием толковых, этимологических, исторических словарей), двуязычную (переводные словари), учебную (школьные толковые, орфографические, орфоэпические, словообразовательные и др. словари), научно-техническую (терминологические словари). В последние десятилетия бурно развивается научная лексикография: создаются словари языка отдельных писателей (например, A.C. Пушкина, A.M. Горького), появляются новые типы словарей (обратные, грамматические, частотные, словари сочетаемости, словари трудных слов, «ложных друзей» переводчика и др.) (Вендина 2002: 112с).
 

II. 2. Фонетика 

     Фонетика  ( греч. phönetikos звуковой) - раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка, их акустические и артикуляционные свойства, законы, по которым они образуются, правила функционирования (например, правила сочетаемости звуков, распределения ударения в словах, чередования гласных и согласных и т.д.)- Звуковые единицы языка изучаются в различных аспектах: в функциональном, т.е. с точки зрения использования звуков языка в процессе общения (область фонологии), в артикуляторном, т.е. сточки зрения физиологии образования звука (область артикуляторной фонетики), в акустическом, т.е. с точки зрения физических свойств воспринимаемого звука (область акустической фонетики).

     Наша  речь складывается из звуков, она представляет собой непрерывную смену артикуляций (перемещение языка вперед/назад, вверх/вниз, движение губ, маленького язычка, работа голосовых связок и т.д.). При движении речевых органов возникает звук.

     Звук  как чисто акустическое явление - это результат колебаний звучащего  физического тела в среде, передающей эти колебания органам слуха. Он характеризуется: 1) высотой, которая зависит от частоты колебаний, т.е. от количества колебаний в единицу времени (частота колебаний измеряется герцами, человеческое ухо способно воспринимать частоты до 16-20 тысяч герц); 2) силой, которая зависит от амплитуды (размаха) колебаний (чем больше амплитуда, тем громче звук); 3) тембром, который зависит от дополнительных частот (обертонов), входящих в состав звука; 4) долготой (или длительностью), которая связана с общим временем звучания звука.

     При прохождении воздушной струи через речевой аппарат человека звук из чисто акустического явления превращается в артикуляторное: органы речи моделируют звук, здесь он получает свою форму. Звук речи - это минимальная единица речевой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определенными акустическими свойствами. Совокупность работ органов речи при образовании звука называется артикуляцией. А совокупность артикуляций, необходимых для образования звуков какого-либо языка, - артикуляционной базой этого языка. В разных языках мира артикуляционные базы могут различаться (во французском языке, например, в отличие от английского, при произношении гласных наблюдается более энергичная работа губ, особенно при произнесении губных (т.е. лабиализованных) гласных, тогда как для английского языка характерна вялая работа губ).

     В речевом аппарате человека принято  выделять следующие части: 1) дыхательный  аппарат (легкие, бронхи, трахея), который создает необходимое для образования звуковых колебаний давление воздушной струи; 2) гортань, где происходят колебания голосовых связок и образуется тон звука; 3) полости рта и носа, где под влиянием колебаний голосовых связок происходят колебания воздушной массы и создаются дополнительные тоны и обертоны, наслаивающиеся на основной тон, возникший в гортани. Полости рта и носа являются, таким образом, резонаторами, усиливающими дополнительные тоны звука (полость носа является неизменяемым по объему и форме резонатором, придающим звучанию носовой тембр, как например, при произнесении русских звуков мин или французских носовых гласных); 4) органы произношения, т.е. язык, губы (активные органы), небо, зубы, десны (пассивные органы), которые качественно «отделывают» звук, моделируют его. Деление органов произношения на активные и пассивные связано с их работой при произнесении звука: если губы и особенно язык подвижны (они двигаются к небу, деснам, зубам), то небо, десны и зубы не совершают самостоятельных движений, хотя и необходимы для образования звука; 5) головной мозг и нервная система человека, управляющие всей работой речевого аппарата: благодаря нервным импульсам, идущим из мозга, обеспечивается автоматизм артикуляционных движений.

     При изолированном произнесении звука  различают три фазы в его артикуляции: экскурсию, т.е. переход органов речи в состояние, необходимое для  производства звука; выдержку, т.е. нахождение органов в данном положении; рекурсию, т.е. переход к артикуляции следующего звука или переход к нейтральному положению.

     С акустической точки зрения звуки  речи представляют особый класс звуков. В качестве их источников выступают голос и различные по своему характеру шумы: при произнесении гласных используется только голос, при произнесении глухих взрывных согласных (например, п, т) - только шум, при произнесении звонких щелевых согласных (например, з, ж) - голос и шум. На звучание голоса или шума в звуке влияет изменение размера и формы резонирующих полостей рта и носа, конфигурация которых определяется положением языка, губ, мягкого неба, небной занавески и т.д. В русском языке наиболее звучными по степени звучности являются гласные (среди которых самый звучный а, менее звучными являются е и о и наименее звучными - и, у, ы), за ними следуют сонанты (среди которых наиболее звучными являются л и р), затем - звонкие щелевые согласные (з, ж, в), далее звонкие взрывные (б, д, г), после них - глухие щелевые (ф, с, ш, х) и, наконец, - глухие взрывные (д щ к) (Вендина 2002: 66с). 

     II. 3. Словообразование 

     Термин  «словообразование» в лингвистике  употребляется в двух значениях: как название процесса образования  новых слов в языке и как  название раздела языкознания, изучающего словообразовательную систему языка.

     Словообразование  как особый раздел науки о языке  включает две составных части  – морфемику и собственно  словообразование (деривацию). Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах), т.е. учение о строении, структуре слова. Словообразование (Деривация) изучает словообразовательную роль морфем, способы образования слов, закономерности современного словообразования.

     Предметом изучения в словообразовании является слово; исследуется состав, способы  образования слова как единицы  словообразовательной системы.

     Словообразовательная  система русского языка тесно  связана с другими его сторонами (уровнями) – лексикой и грамматикой. Связь словообразования с лексикой проявляется в том, что новые слова пополняют словарный состав языка. Связь словообразования с грамматикой, в частности с морфологией, проявляется в том, что новые слова оформляются в соответствии с законами грамматического строя русского языка. Так, образующиеся в русском языке новые слова всегда оформляются как определенная части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие и т.д.) со всеми грамматическими признаками этой части речи.

     Слово как единица словообразовательной системы имеет определенную структуру, т.е. состоит из морфем – одной  или нескольких: завтра, богатыр-ск-ий. Слово и морфема различаются рядом признаков. Слова характеризуются языковой самостоятельностью, в то время как морфемы существуют лишь в составе слова. Слова всегда обладают лексико-грамматическому разряду (части речи); морфемы лишены лексико-грамматической соотнесенности. Слова, как правило, воспроизводимы, но в отдельных случаях могут создаваться в процессе устного или письменного общения (индивидуально-авторские неологизмы); морфемы обладают только воспроизводимостью (Лекант 2001: 158с). 

     II. 4. Орфография 

     Орфография ( греч. orthos правильный и graphö пишу) -это система правил, устанавливающих единообразное написание. Орфографией называют также раздел языкознания, изучающий и устанавливающий эту систему правил. С помощью орфографической системы достигается единообразие передачи речи на письме.

     Первоначально ни в одном языке каких-либо правил, регламентирующих написание, не существовало, и каждый писец писал «в меру своего разумения». Однако постепенно в процессе исторического развития языков сложились правила их орфографии.

     Орфография  как система правил включает в себя несколько разделов, построенных на определенных принципах. Это правила о написании слов и их значимых частей (т.е. об обозначении звуков буквами), о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов, о переносе слов с одной строки на другую, об употреблении прописных и строчных букв. Центральным разделом орфографической системы любого языка является раздел о написании слов и их значимых частей. Все многообразие действующих в языке правил передачи на письме звуков может быть сведено к трем основным принципам: фонетическому, морфологическому (или морфематическому) и историческому (или традиционному). В зависимости от того, какой из этих принципов является ведущим при обозначении звукового состава слова, говорят об основном принципе орфографической системы того или иного языка.

     Фонетический  принцип орфографии связан с требованием написания слов в соответствии с их звучанием. Согласно этому принципу, на письме должны отражаться все фонетические изменения безударных гласных (ср. воды и вады), т.е. написание передает звучание слова и каждая буква обозначает не фонему, а звук, выступающий в слабой позиции. Такова, например, орфографическая система белорусского, сербского и хорватского языков (ср., например, написание белорусских слов: гавару, сясцёр). В отдельных случаях фонетический принцип орфографии встречается и в русском языке (ср., например, правописание корней на -и после приставок,  оканчивающихся   на твердый  согласный:   предыстория, предыдущий или правописание приставок на -з, типа раз-, рас- или без-, бес-, написание буквы ы после и в словах цыган, на цыпочках, огурцы и т.д.). Однако в чистом виде фонетический принцип орфографии не встречается ни в одном языке, как правило, он сосуществует с другими принципами.

     Морфологический  принцип связан с требованием одинакового написания одной и той же морфемы независимо от изменений в ее звучании в разных позициях в слове (ср., например, одинаковое написание морфемы вод- в словах вода, водяной, водопровод, несмотря на звуковые изменения ее по отношению к ударному слогу). Согласно этому принципу, на письме не отражаются позиционные чередования гласных и согласных фонем, встречающихся в одной и той же морфеме в сильной и слабой позиции, так как фонемы, находящиеся в слабой позиции, обозначаются той же буквой, что и фонемы в сильной позиции (ср. рус. дубы-дуб). Поэтому этот принцип  орфографии  (применительно  к русскому  языку)  называют также  фонематическим.  Фонематический   принцип  орфографии обеспечивает единообразное написание одной и той же морфемы в разных словах или формах одного слова (ср. слова склад [склат], склады [склады], складской [скл^цкоj], написание склад- в этих примерах отражает фонемный состав корня), что позволяет легко узнавать слова и способствует быстрому пониманию и чтению. Фонематический принцип русской орфографии нередко сочетается с морфематическим, когда правописание противоречит фонематическому принципу (например, после шипящих под ударением фонема <о>   передается   буквой ё, а не о в связи со стремлением к единообразию в написании одной и той же морфемы, ср. жёны, жена, женский или шёпот, шепчет, шептать и т.д.).

Информация о работе Дисциплина «Языкознание» и ее место среди других наук