Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:34, курсовая работа
Цель данной работы: объяснить что представляет собой дисциплина «Русский язык» и выяснить ее значение и место среди других наук.
Задачи работы:
Выявить значение дисциплины «Русский язык»;
определить ее место среди других дисциплин;
изучить содержание разделов дисциплины «Русский язык».
В зависимости от целей и задач, решаемых лексикологией, различают общую лексикологию (рассматривающую общие вопросы, связанные со строением и функционированием словарного состава языков мира), частную (изучающую словарный состав конкретного языка), историческую (описывающую историю развития словарного состава языка в целом или отдельных его групп), сопоставительную (изучающую словарный состав различных языков с целью выявления их генетического родства, общих закономерностей развития их лексиконов), прикладную (связанную с лексикографией, теорией перевода, культурой речи, лингвопедагогикой и т.д.).
Лексикология включает в себя несколько разделов:
II. 2.
Фонетика
Фонетика ( греч. phönetikos звуковой) - раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка, их акустические и артикуляционные свойства, законы, по которым они образуются, правила функционирования (например, правила сочетаемости звуков, распределения ударения в словах, чередования гласных и согласных и т.д.)- Звуковые единицы языка изучаются в различных аспектах: в функциональном, т.е. с точки зрения использования звуков языка в процессе общения (область фонологии), в артикуляторном, т.е. сточки зрения физиологии образования звука (область артикуляторной фонетики), в акустическом, т.е. с точки зрения физических свойств воспринимаемого звука (область акустической фонетики).
Наша речь складывается из звуков, она представляет собой непрерывную смену артикуляций (перемещение языка вперед/назад, вверх/вниз, движение губ, маленького язычка, работа голосовых связок и т.д.). При движении речевых органов возникает звук.
Звук
как чисто акустическое явление
- это результат колебаний
При прохождении воздушной струи через речевой аппарат человека звук из чисто акустического явления превращается в артикуляторное: органы речи моделируют звук, здесь он получает свою форму. Звук речи - это минимальная единица речевой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определенными акустическими свойствами. Совокупность работ органов речи при образовании звука называется артикуляцией. А совокупность артикуляций, необходимых для образования звуков какого-либо языка, - артикуляционной базой этого языка. В разных языках мира артикуляционные базы могут различаться (во французском языке, например, в отличие от английского, при произношении гласных наблюдается более энергичная работа губ, особенно при произнесении губных (т.е. лабиализованных) гласных, тогда как для английского языка характерна вялая работа губ).
В речевом аппарате человека принято выделять следующие части: 1) дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея), который создает необходимое для образования звуковых колебаний давление воздушной струи; 2) гортань, где происходят колебания голосовых связок и образуется тон звука; 3) полости рта и носа, где под влиянием колебаний голосовых связок происходят колебания воздушной массы и создаются дополнительные тоны и обертоны, наслаивающиеся на основной тон, возникший в гортани. Полости рта и носа являются, таким образом, резонаторами, усиливающими дополнительные тоны звука (полость носа является неизменяемым по объему и форме резонатором, придающим звучанию носовой тембр, как например, при произнесении русских звуков мин или французских носовых гласных); 4) органы произношения, т.е. язык, губы (активные органы), небо, зубы, десны (пассивные органы), которые качественно «отделывают» звук, моделируют его. Деление органов произношения на активные и пассивные связано с их работой при произнесении звука: если губы и особенно язык подвижны (они двигаются к небу, деснам, зубам), то небо, десны и зубы не совершают самостоятельных движений, хотя и необходимы для образования звука; 5) головной мозг и нервная система человека, управляющие всей работой речевого аппарата: благодаря нервным импульсам, идущим из мозга, обеспечивается автоматизм артикуляционных движений.
При изолированном произнесении звука различают три фазы в его артикуляции: экскурсию, т.е. переход органов речи в состояние, необходимое для производства звука; выдержку, т.е. нахождение органов в данном положении; рекурсию, т.е. переход к артикуляции следующего звука или переход к нейтральному положению.
С
акустической точки зрения звуки
речи представляют особый класс звуков.
В качестве их источников выступают
голос и различные по своему характеру
шумы: при произнесении гласных используется
только голос, при произнесении глухих
взрывных согласных (например, п, т) - только
шум, при произнесении звонких щелевых
согласных (например, з, ж) - голос и шум.
На звучание голоса или шума в звуке влияет
изменение размера и формы резонирующих
полостей рта и носа, конфигурация которых
определяется положением языка, губ, мягкого
неба, небной занавески и т.д. В русском языке
наиболее звучными по степени звучности
являются гласные (среди которых самый
звучный а, менее звучными являются е и
о и наименее звучными - и, у, ы), за ними
следуют сонанты (среди которых наиболее
звучными являются л и р), затем - звонкие
щелевые согласные (з, ж, в), далее звонкие
взрывные (б, д, г), после них - глухие щелевые
(ф, с, ш, х) и, наконец, - глухие взрывные
(д щ к) (Вендина 2002: 66с).
II.
3. Словообразование
Термин «словообразование» в лингвистике употребляется в двух значениях: как название процесса образования новых слов в языке и как название раздела языкознания, изучающего словообразовательную систему языка.
Словообразование как особый раздел науки о языке включает две составных части – морфемику и собственно словообразование (деривацию). Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах), т.е. учение о строении, структуре слова. Словообразование (Деривация) изучает словообразовательную роль морфем, способы образования слов, закономерности современного словообразования.
Предметом изучения в словообразовании является слово; исследуется состав, способы образования слова как единицы словообразовательной системы.
Словообразовательная
система русского языка тесно
связана с другими его
Слово
как единица
II.
4. Орфография
Орфография ( греч. orthos правильный и graphö пишу) -это система правил, устанавливающих единообразное написание. Орфографией называют также раздел языкознания, изучающий и устанавливающий эту систему правил. С помощью орфографической системы достигается единообразие передачи речи на письме.
Первоначально ни в одном языке каких-либо правил, регламентирующих написание, не существовало, и каждый писец писал «в меру своего разумения». Однако постепенно в процессе исторического развития языков сложились правила их орфографии.
Орфография как система правил включает в себя несколько разделов, построенных на определенных принципах. Это правила о написании слов и их значимых частей (т.е. об обозначении звуков буквами), о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов, о переносе слов с одной строки на другую, об употреблении прописных и строчных букв. Центральным разделом орфографической системы любого языка является раздел о написании слов и их значимых частей. Все многообразие действующих в языке правил передачи на письме звуков может быть сведено к трем основным принципам: фонетическому, морфологическому (или морфематическому) и историческому (или традиционному). В зависимости от того, какой из этих принципов является ведущим при обозначении звукового состава слова, говорят об основном принципе орфографической системы того или иного языка.
Фонетический принцип орфографии связан с требованием написания слов в соответствии с их звучанием. Согласно этому принципу, на письме должны отражаться все фонетические изменения безударных гласных (ср. воды и вады), т.е. написание передает звучание слова и каждая буква обозначает не фонему, а звук, выступающий в слабой позиции. Такова, например, орфографическая система белорусского, сербского и хорватского языков (ср., например, написание белорусских слов: гавару, сясцёр). В отдельных случаях фонетический принцип орфографии встречается и в русском языке (ср., например, правописание корней на -и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный: предыстория, предыдущий или правописание приставок на -з, типа раз-, рас- или без-, бес-, написание буквы ы после и в словах цыган, на цыпочках, огурцы и т.д.). Однако в чистом виде фонетический принцип орфографии не встречается ни в одном языке, как правило, он сосуществует с другими принципами.
Морфологический принцип связан с требованием одинакового написания одной и той же морфемы независимо от изменений в ее звучании в разных позициях в слове (ср., например, одинаковое написание морфемы вод- в словах вода, водяной, водопровод, несмотря на звуковые изменения ее по отношению к ударному слогу). Согласно этому принципу, на письме не отражаются позиционные чередования гласных и согласных фонем, встречающихся в одной и той же морфеме в сильной и слабой позиции, так как фонемы, находящиеся в слабой позиции, обозначаются той же буквой, что и фонемы в сильной позиции (ср. рус. дубы-дуб). Поэтому этот принцип орфографии (применительно к русскому языку) называют также фонематическим. Фонематический принцип орфографии обеспечивает единообразное написание одной и той же морфемы в разных словах или формах одного слова (ср. слова склад [склат], склады [склады], складской [скл^цкоj], написание склад- в этих примерах отражает фонемный состав корня), что позволяет легко узнавать слова и способствует быстрому пониманию и чтению. Фонематический принцип русской орфографии нередко сочетается с морфематическим, когда правописание противоречит фонематическому принципу (например, после шипящих под ударением фонема <о> передается буквой ё, а не о в связи со стремлением к единообразию в написании одной и той же морфемы, ср. жёны, жена, женский или шёпот, шепчет, шептать и т.д.).
Информация о работе Дисциплина «Языкознание» и ее место среди других наук